У В.С. Безбородова ювелирное искусство неотделимо от камнерезного процесса. Он говорит, что использовать художественную резьбу по камню нужно тонко, как можно меньше внедряясь в природную особенность камня, нужно видеть подсказки материала и выявлять спрятанный в материале образ. Являясь продолжателем традиций уральской камнерезной школы, он стремится к сохранению своего рода первоосновы материала, выявлению из формы и рисунка камня сюжетности.
Сам мастер считает, что первым наиболее важным периодом в его творчестве можно считать 1980-е годы, когда он, уже имея опыт работы в ювелирном искусстве, стал включать в изделия камень с резьбой, что определило характер его творчества до настоящего времени. Камнерезные формы в ювелирных изделиях Безбородова звучат по-разному: то они едва уловимы (кулон «Лето», 2014), то подчеркивают природную форму (колье «Весенняя романтика», 2014), иные подчиняются творческой воле мастера (брошь «Чудо-Юдо», 1987), другие – почти скульптурные композиции, сочетают множество форм, цветовых оттенков, фактур (колье «Светлячок», 1991).
Хотя камнерезные формы в ювелирном искусстве стали визитной карточкой В.С. Безбородова, особые достижения в видении мастером необработанного камня как художественного приема были отмечены в 1970 г. на IV выставке «Советская Россия» в Москве. По мнению экспертов, оказалась любопытной его «попытка использовать необработанные кристаллы в изысканных кулонах и серьгах» [4, с. 14]. Этот прием стал характерным для Валентина Сергеевича уже во второй период его творчества – в 2000-е годы, и он связан с усилением в образах произведений естественных природных форм камня, включая «не ювелирные», например гальку.
Таким является кольцо «Каменные искры» (2018), где видится безраздельное любование естественным блеском золотых искр пиритовой щетки на молочно-полупрозрачном кварце, форма и фактура которого не отличается от той, которую только что извлекли из недр земли. Растительные мотивы, созданные в металле, бережно окутывают минерал, окончательно оторвав его от земного существования, придавая возвышенные черты, яркие капельки бирюзы добавляют нарядности и праздничности.
Пластично выраженный металл, природная фактура и резьба по камню являются характерными для В.С. Безбородова средствами достижения художественного образа. Мотивы для своих произведений Валентин Безбородов чутко улавливает в традициях камнерезного и ювелирного искусства Урала, мировых практиках. Буквально прогуливаясь по истории искусств, он создает авторские произведения с легким историческим акцентом.
Например, в последней трети ХIХ века начинает развиваться производство изделий «кабинетного» (камерного) назначения, в том числе печаток со скульптурным навершием и незапечатываемой матрицей, выполненными из струганца – кристаллов прозрачного кварца: бесцветного горного хрусталя, золотистого цитрина и бурого дымчатого кварца, цвет которого облагораживали методом запекания. Характер этих скульптур – соразмерность руке человека, малый выход за рамки цилиндрической формы, неглубокий рельеф – явно просматривается и у Безбородова в произведении «В ожидании» (2013; другие названия – «Материнские ожидания», «Мать»), выполненном в раухтопазе, которое уже не имеет утилитарного значения и позиционируется как самостоятельный художественный образ.
В 1950–1960-х гг. в уральском ювелирном искусстве превалировал геометрический характер, и у Безбородова это можно видеть в колье «Строгие ритмы» (2016).
Примеров в его творчестве тому множество, где вдумчивый историзм становится авторской чертой художника.
Еще одна характерная черта мастера, которая родилась из общей тенденции развития ювелирного искусства 1980-х гг., – влечение к станковизму. Он один из тех мастеров, кто всегда и упорно борется за самоценность ювелирного произведения, за его духовную значимость прежде всего, когда утилитарность почти не имеет большого значения. Его произведения отличают вполне осознанная укрупненность в формах и размерах (преемственность древнерусской традиции), стремление к выставочной презентабельности. Вместе с тем произведения В.С. Безбородова все же носимы.
В характере декоративных композиций, шкатулок В.С. Безбородова просматриваются стилистические традиции каменной флористики, малой скульптурной пластики фирмы Фаберже, уральских камнерезных сувениров 1980-х гг.