ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Материалы рубрики посвящены проблематике художественных явлений и процессов в искусстве, его границ, а также исследованию практического опыта
DOI 10.24412/cl-35763-2021-1-102-111
УДК 7.036(571.56)

Тимофеева Влада Владиславовна – кандидат искусствоведения, генеральный директор Национального художественного музея Республики Саха (Якутия)

E-mail: vladavladislavovna@yandex.ru
ЛЕТОПИСЬ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ ЯКУТИИ
Статья посвящена уникальному творческому опыту деятельности Союза художников Якутии, заложившему основы профессионального изобразительного искусства на северных просторах крупнейшей республики нашей страны. Автором использован богатый фактический материал. Определены факторы высокого уровня творческого потенциала художников Якутии и преемственность художественных процессов.

Ключевые слова: творческая общественная организация «Союз художников Якутии»; история; выставка «Советский Дальний Восток»; региональное отделение; живописец; график; скульптор; театральный художник; мастер декоративно-прикладного искусства; искусствоведение; художественное образование.
История организации Союза художников Якутии началась задолго до ее официальной регистрации в Министерстве юстиции. Истоки прослеживаются с начала ХХ века, когда только зарождалось профессиональное изобразительное искусство республики, культурные традиции и исторические корни которого весьма глубоки. Художники И.В. Попов и М.М. Носов, являясь одновременно известными краеведами и этнографами, запечатлевали в своих произведениях уходящий быт, культуру народа; исследовательский «свидетельский» пафос был продиктован ощущением смены времен. Они состояли членами научно-исследовательского общества «Саха кэскилэ». В это время Якутия вступила на путь интегрирования в новое советское общество, меняя на ходу старые принципы и традиции, приобретая ускорение общего темпа жизни. В 1925 году обществом «Саха кэскилэ» был предложен проект создания картин - ной галереи в Якутске, в мае 1926 года была организована выставка изобразительного искусства, которая способствовала подъему художественной жизни в ЯАССР [5, с. 9–11; 2, с. 4–5].

8 ноября 1928 г. был открыт картинный зал, экспозицию представляли 106 картин и этюдов сибирских, якутских художников и произведения русской классики, переданные республике из фондов Государственной Третьяковской галереи. Показательно, что на выставке были показаны картины И.В. Попова, М.М. Носова, П.П. Романова, Г.М. Туралысова, ныне классиков якутского изобразительного искусства.
Официальная история организации началась 24 января 1941 года, в непростое предвоенное время. Создание Союза художников в Якутии осуществлялось в условиях острой нехватки профессиональных кадров. Кандидатуры 16 художников Якутии рассмотрело Бюро нацкомиссий Оргкомитета Союза художников СССР. На заседании под председательством советского живописца, заслуженного деятеля искусств РСФСР (1944), действительного члена АХ СССР Г.Г. Ряжского произошло окончательное утверждение первоначального состава Союза советских художников Якутии. Членами в ССХ СССР были приняты: И.В. Попов, П.П. Романов, М.М. Носов, Г.М. Туралысов, И.Г. Избеков, Л.А. Ким, С.Ф. Осипов, В.В. Синицын, А.В. Душкин и Д.М. Никифоров. Кандидатами в члены ССХЯ стали: В.А. Кандинский, П.В. Попов, И.А. Березовский.

Известно, что за годы Великой Отечественной войны из ЯАССР призвали в ряды Красной армии 62 091 человек, с фронта вернулась лишь половина. Среди вернувшихся были художники С.Л. Александров, Т.В. Аммосов, П.И. Добрынин, Д.И. Ильин, П.Т. Карсанаев, Л.А. Ким, Е.М. Крылов, М.В. Новиков, В.П. Попов,
А.Г. Прокопьев, К.Н. Пшенников, И.И. Тумусов.

В тылу тяжелый труд, засуха и неурожай 1941−1942 годов, голод, болезни унесли жизни 60 тыс. якутян, включая детей. Очень дорогой ценой досталась Победа над врагом. В период Великой Отечественной войны художники, оставаясь в тылу, устраивали выставки, превратив искусство в оружие против врага.

Так, первым мероприятием ССХЯ явилась выставка, посвященная 60-летию со дня рождения наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова и 23-летию Красной Армии, мобилизовавшими народ на борьбу против фашистской агрессии. Коллектив Союза художников работал над политическими плакатами. Показательно, что восемнадцать ветеранов тыла стали известными художниками: это народные художники республики П.П. Романов, Г.М. Туралысов, М.Ф. Мамаев, А.В. Федоров и другие.

Событием, сыгравшим огромную роль для дальнейшего развития профессионального изобразительного искусства Якутии, явилось открытие Якутского художественного училища. В сентябре 1945 года был осуществлен первый набор в количестве 50 студентов на отделение «Живопись». Навсегда в историю изобразительного искусства вписаны имена первых преподавателей художников-живописцев, среди которых были Петр Петрович Романов, Леонид Александрович Ким, Евграф Михайлович Крылов, Семен Лаврентьевич Александров. Педагогические традиции якутского училища складывались под влиянием русской академической школы, придававшей большое значение изучению классического наследия мировой культуры. Три первых выпуска художественного учебного заведения создали творческую платформу в республике: Эллей Семенович Сивцев, Михаил Васильевич Лукин, Иннокентий Афанасьевич Потапов, Ефим Михайлович Шапошников, Виктор Григорьевич Петров, Олег Михеевич Ковалевский, Наум Матвеевич Засимов, Афанасий Петрович Собакин, Макар Егорович Филиппов. В дальнейшем многие выпускники ЯХУ успешно поступили в художественные вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири и Дальнего Востока.

Якутское декоративно-прикладное искусство, развивая вековые традиции, выдвигает новые принципы. Огромную роль в развитии этого вопроса сыграла художественная выставка 1947 года, посвященная 25-летию Якутской АССР, где мастера косторезных дел удостаиваются высокой оценки и при содействии Союза художников Якутии получают путевку в большое искусство. Возрождение резьбы по бивню мамонта в послевоенные годы связано с именами народных мастеров Е.Н. Алексеева, И.Ф. Мамаева, А.В. Федорова, В.П. Попова.

Новый яркий этап начинается в жизни Союза художников Якутии в 1960-е годы. Это период профессионального становления: вернулись на родину выпускники художественных центральных вузов С.А. Егоров, Э.С. Сивцев, А.Н. Осипов, В.Р. Васильев, А.П. Мунхалов и др., которые внесли неоценимый вклад в формирование школы изобразительного искусства региона. Аналогичное явление характеризует развитие изобразительного искусства и в других автономных республиках. Как отмечают исследователи, круг мастеров с высшим образованием, выпускников художественных вузов Москвы и Ленинграда, резко увеличивается в 1950–1960-е годы в Башкирии, Бурятии, Туве и др. [11, с. 43; 4, с. 27; 9].

Профессиональные навыки, связанные с европейской художественной школой, знакомство с мировым искусством помогли якутским художникам акцентировать внимание на чувстве принадлежности своему народу. Это было время активного обращения современных авторов к народному художественному наследию после заметного спада интереса к нему в 1950-е годы. Они выступили инициаторами коллекционирования преданных забвению предметов народных художественных ремесел. Художники впервые для себя открыли якутскую народную графику и пластику. Шло активное цитирование и обработка этого наследия: графики
В.Р. Васильев, В.Д. Иванов, В.С. Карамзин охотно стали использовать орнамент в композициях. Одновременно возникло стремление постичь эстетику народного творчества и традиционного быта. Косторезы Т.В. Аммосов, Д.И. Ильин, С.Н. Петров обратились не только к мотивам, но также к приемам фольклорно-мифологической образности и народной символике.

Решающую роль в становлении творческой организации в Якутии, повлиявшей на развитие профессионального искусства республики, сыграло создание в 1960 г. Союза художников РСФСР. Это было событие всесоюзного значения, появились зональные объединения, направленные на развитие художественной жизни в каждом крае, автономных республиках. В результате общественной инициативы и после внесения соответствующих изменений в Устав СХ СССР в 1968 г. Якутское отделение СХ РСФСР было преобразовано в Союз художников Якутской АССР. Именно Союз проявлял заинтересованность в пополнении кадров, в повышении профессионального уровня всех видов искусства, в выставочном движении.

Так, важнейшей вехой биографий якутских художников являлось участие в выставках «Советский Дальний Восток» 1964, 1967, 1969, 1974, 1980, 1985, 1990 годов. Серьезная работа выставочных комитетов способствовала большой профессиональной отдаче, также художники получили возможность соотносить свое творчество с искусством других территорий. По итогам зональных выставок производился отбор работ на всероссийский уровень. Эта система сохранялась долгие годы, позволяя войти в общую художественную жизнь страны.

В 70-е годы ХХ столетия организационная и творческая работа Союза художников Якутии вышла на качественно новый уровень. Динамичное развитие и высокие достижения во многом обусловлены были той активной позицией, которую занимали лидеры Союза художников Якутии – А.Н. Осипов, А.П. Мунхалов, И.А. Потапов – как в общественной жизни республики и страны, так и в единении и социальной защите членов своей организации. Союз проявлял заинтересованность в пополнении кадров, в повышении профессионального уровня мастеров во всех видах искусства, в выставочном движении. Лучшие произведения якутских художников периодически включались в состав зарубежных экспозиций советского изобразительного искусства на международных и всемирных выставках в Лейпциге, Гаване, Монреале, Вене, Бухаресте, Осаке и др.

Именно в этот период очень цельно и последовательно начал развиваться коллектив якутских скульпторов: С.А. Егоров, К.Н. Пшенников, П.А. Захаров,
Е.Н. Винокурова, М.М. Павлов, В.В. Бочкарев, Р.Н. Бурцева. В созвездии талантливых мастеров Якутии 1980–90-х г. появляются С.К. Прокопьев, Е.П. Оготоев,
Э.И. Пахомов, Н.Д. Огонеров. Произведения скульпторов отличает смелость обобщений, внутренний ритм и изысканная декоративность.

Искусство косторезов Н.Д. Амыдаева, Р.Н. Петрова, Р.М. Пинигина этого времени выражает устойчивую тенденцию перерастания пластического художественного образа в декоративную символичность. Сохраняя яркое национальное своеобразие, творчество мастеров Ф.И. Маркова, К.М. Мамонтова, М.Н. Слепцова находится в общем русле поисков современного этномодерна – активного живого процесса совмещения образного языка традиционных символов с современными стилевыми характеристиками.

1980–1990 гг. обозначили важнейший перелом в истории и культуре всех народов Советского Союза. Радикальные преобразования связаны с концепцией перестройки во всех сферах общественной жизни. Распад СССР, падение железного занавеса, приобщение к мировым культурным явлениям не могли не сказаться на появлении новых черт в современном искусстве Якутии.

Рост национального самосознания в республике 1990–2000 гг. способствовал дальнейшему развитию декоративно-прикладного искусства, которое всегда являлось ярким и самобытным феноменом Якутии. В 1992 году народный художник Е.Е. Аммосова первой в республике учредила на собственные средства именную премию народным мастерам в области национального шитья. Так старшее поколение способствовало возрождению древних этнических традиций. Искусство А.Н. Зверевой, А.Н. Филипповой, Е.И. Заболоцкой, О.И. Гуляевой, А.Г. Платоновой и др. связано с оригинальными творческими поисками и достижениями в этой сфере деятельности. Сценографы, художники театра достойно входят в круг профессионального содружества: Л.И. Гоголева, С.В. Иванова, Е.Е. Шапошникова, Н.Н. Попов, Д.П. Дмитриева, М.В. Егоров.

Первостепенную роль в открытии и признании творчества якутских художников сыграли искусствоведы. В первую очередь следует назвать имя первого искусствоведа Якутии – Потапова Иннокентия Афанасьевича, члена-корреспондента Российской Академии художеств, заслуженного деятеля искусств России.
Диапазон научных и художественных интересов ученого был широк и практически охватывал все виды и проблемы якутского изобразительного и народного искусства, составляя художественную летопись республики. Значение творчества И.А. Потапова, который по праву является ныне классиком в области искусствознания Якутии, выходит за пределы республики. Он рассматривал якутское искусство в тесной связи с историей русского и советского искусства, стоял на позициях развития классического реализма и академического образования художников. Об этом говорят его труды «Первые художники Советской Якутии» (1979), «Художники Якутии» (1983), «Творческие проблемы художников Якутии (1945 г. – середина 1970-х гг.)» (1992), «Якутская народная резьба по дереву» (1972).

Особую лепту в развитие творческой организации Якутии внесла чета В.Х и З.И. Ивановых-Унаровых. Владимир Харлампьевич обладал широким научным кругозором. Книги «Якутская резьба по кости», «Жанры якутской живописи» (1984) вошли в золотой фонд искусствоведения Якутии. Исследуя декоративно-прикладное искусство народов Севера, он работал с коллекциями в фондах этнографических музеев Москвы, Санкт-Петербурга и Нью-Йорка, выступал с докладами на многих научных конференциях, в том числе за рубежом. Владимир Харлампьевич работал над докторской диссертацией по национальной одежде и орнаментике эвенков, но работа осталась незавершенной. Зинаида Ивановна более 10 лет была бессменным секретарем СХ Якутии, осуществляя организационную, выставочную, информативную и связующую работы с другими творческими союзами. Ее труды посвящены современному состоянию якутского изобразительного искусства и проблемам прикладного искусства народов Севера.

Монографии по отдельным авторам, художественная критика И.В. Покатиловой, Т.П. Тишиной явились надежным навигатором творческого содружества «художник – искусствовед». На современном этапе активно ведут научную работу члены СХ России, искусствоведы Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) А.Л. Габышева, Г.Г Неустроева, Г.А. Сафронова, Ю.В. Кравцова, В.В. Тимофеева. За последние двадцать лет коллектив музея издал более двадцати красочных больших и малых альбомов и каталогов по истории и проблематике изобразительного искусства Якутии, отдельных монографий по творчеству
художников и коллекциям музея: «Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)» (2001), «Искусство Якутии» (2005), «Образ мира в живописи и графике Якутии ХХ века» (2006), «Героический эпос олонхо в изобразительном искусстве Якутии» (2009), «Помнить всех, помнить всегда!» (2010), «Николай Курилов» (2012), «М.М. Носов» (2017) и т.д. Искусствоведы музея являются инициаторами региональных научно-практических конференций «Потаповские чтения», проводимых раз в четыре года на фоне выставок «Дальний Восток», объединяющих искусствоведов, культурологов, историков, философов региона (Хабаровск-2008, Комсомольск-на-Амуре–2013, Петропавловск-Камчатский–2018) с выпуском научных сборников конференций.
Процесс развития изобразительного искусства отражен в лучших произведениях художников Якутии, созданных в разные годы и сосредоточенных в собрании Национального художественного музея Республики Саха (Якутия). С конца 1990 гг. в выставочном зале музея проходят выставки, поднимающие социально-общественную проблематику, влияющие на формирование новых взглядов на искусство. Одним из знаковых проектов этого времени можно считать выставку «Саха Арт Модерн», инициированную искусствоведом Л.Л. Подпругиной, получившей грант Президента России.

В 1993 г. по инициативе группы молодых художников М.В. Ханды, С.В. Ивановой, О.А. Рахлеевой, О.А. Скориковой, Е.П. Романовой было создано объединение «Флогистон», куда вошли ныне известные успешные мастера Г.Е. Окоемова, Н.Е. Федулова, И.А. Мекумянова, Е.Е. Шапошникова, Л.Л. Попова, Г. Н. Решетников. Основной задачей становится, с одной стороны, поиск возможностей через искусство выразить проблемное видение современной жизни, с другой – стремление к индивидуальности. Новое поколение привнесло в искусство приемы декоративной живописи и пластической экспрессии, оно обладало более социально обостренным видением, живой реакцией на современность и широким творческим диапазоном.
В 1993 была создана городская картинная галерея «Арт-галерея Ургэл» – первое муниципальное специализированное профессиональное выставочное пространство в Якутске. Под руководством Ю.В. Спиридонова для поддержки молодых художников арт-галереей была учреждена престижная премия имени легендарного графика Валериана Васильева «Весна в декабре».

В 1996 году по указу президента РС (Я) М.Е. Николаева учреждена государственно-общественная Академия духовности, президентом которой стал А.Н. Осипов. Действительными членами Академии являются М.А. Рахлеева, С.К. Прокопьев, А.Л. Габышева. Союз художников Якутии становится членом Союза художников ЮНЕСКО. В эти годы художники активно включаются в разработку атрибутов, статуса суверенной Республики Саха (Якутия). По результатам конкурса был принят эскиз государственного флага РС (Я), выполненный А.П. Захаровой, Л.Д. Слепцовой, М.Г. Старостиным, а авторами утвержденного государственного герба республики стали А.Н. Осипов, Сэксэй – В.С. Парников, И.А. Потапов, В.Н. Игнатьев.
В 1994 г. в Якутске открылся филиал Красноярского художественного института с двумя кафедрами. Заведующим кафедрой живописи стал А.Н. Осипов, кафедру графики возглавил А.П. Мунхалов, директором института был назначен И.А. Потапов. Когда в 2000 г. открылся Арктический государственный институт культуры и искусств, филиал КГХИ в полном составе со своими учебными планами и программами стал факультетом изобразительных искусств АГИКИ. Сегодня там успешно преподают члены Союза художников РС (Я): Рахлеева Мария Афанасьевна, Иванова-Унарова Зинаида Ивановна, Шапошникова Туйаара Ефимовна, Мамонтов Константин Меркурьевич, Старостин Михаил Гаврильевич, Лукина Марианна Михайловна, Бойтунов Дюлустан Афанасьевич, Николаева Наталья Васильевна, Петрова Анна Григорьевна, Иванова Сардаана Владимировна, Рахлеева Ольга Афанасьевна, Шадрин Иосиф Гаврильевич и др.

С конца ХХ века представляются новая искренность и аутентичность, новый гуманизм, новый утопизм, сочетание интереса к прошлому с открытостью будущему. Так, в полотнах художников Э.И. Васильева, М.М. Лукиной каждое событие обладает повышенной, глубоко сдержанной духовностью, статичность образов создает ощущение тяжело и медленно текущего времени.
Значительность символических обобщений в картинах неотделима от бытовой достоверности, жизненной конкретности, даже будничной простоты и скромности каждого эпизода. Живописный мир образов А.Д. Васильева, А.В. Чикачева предельно правдоподобный, вместе с тем несет отпечаток отвлеченности и даже ирреальности. Художники Т.Е. Шапошникова, М.Г. Старостин стремятся к передаче настроения, достижению образности.

Размытость границ между видами и жанрами стала особенно характерной для искусства ХХI в. Так, многие графики работают в живописи. Происходит заметное смещение акцентов с живописи и графики на дизайн и декоративные искусства. Художники обращаются к ледовой скульптуре, регулярно участвуют в международных конкурсах, где завоевывают призовые места: Ф.И. Марков, А.В. Андреев, Р.Х. Петров и др. Возникают необычные проекты, как, например, выставка «Кочующие свитки. Хабар-Саха» в рамках международного проекта, в котором участвуют художники тюркского мира разных стран. От Якутии куратором явилась Н.В. Николаева.

Значительными событиями стали выставки «Художественное наследие Якутии» в Государственной Третьяковской галерее в рамках всероссийского проекта «Золотая карта России» (2002); «Искусство Якутии» в Санкт-Петербурге в рамках программы «Россия» Государственного Русского музея (2005); в Москве в залах Российской Академии художеств (2007), Галерее Союза художников России (2008).

После длительного перерыва зональные выставки возродились как региональные художественные выставки «Дальний Восток», организуемые с периодичностью один раз в пять лет: Хабаровск (2008), Комсомольск-на-Амуре (2013), Петропавловск-Камчатский (2018).

Союз художников совместно с Национальным художественным музеем республики осуществляет выставки и проекты, которые позволяют развиваться всем видам искусства. Среди них международная биеннале, международный пленэр, республиканские выставки искусства «Весенняя», «Арт молодость».

Художники и искусствоведы представляют республику на крупномасштабных международных, всероссийских, региональных фестивалях, форумах: Международный фестиваль «Косторезное искусство народов мира» (Магадан, 2018), Межрегиональная художественная выставка «Красный Проспект» Урала, Сибири, Дальнего Востока (Новосибирск, 2017, 2020), Региональная художественная выставка «Дальний Восток – XXII» (Петропавловск-Камчатский, 2018), Всероссийская выставка в Доме художника «Россия XIII» (Москва, 2019), Межрегиональная художественная выставка «Форма 2.0. Декоративное искусство» (Новокузнецк, 2020) и т.д.

Последние годы Союз художников под руководством В.Н. Амыдаева ведет успешную грантовую, проектную деятельность: 2017 г. – грант правительства РС (Я) «Искусство художников Якутии к 385-летию вхождения Якутии в состав России»; 2019 г. – грант правительства РС (Я) «Художник и театр» (посвященный году театра в России); 2020 г. – грант главы РС (Я) на реализацию проекта «Арт-Альянс».
Сегодня Союз художников представляет собой мобильный творческий коллектив художников и искусствоведов, среди которых много ярких имен, которые отмечены государственными наградами, званиями, а также призовыми местами на престижных международных и зарубежных конкурсах и фестивалях. В настоящее время в составе Союза художников Якутии творчески работают 124 художника и искусствоведа, объединенные в секции «Живопись», «Графика», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство», «Театрально-декорационное искусство», «Искусствоведение».

Ныне, как и много лет назад, Союз художников является одним из лидеров, работающих на развитие культуры и творческого потенциала республики. Рожденный в бурное для страны время, пройдя вместе с ней через победы и свершения, трудности и испытания, коллектив художников всегда оставался уважаемым и авторитетным. Вот уже восемь десятилетий Союз ведет активную деятельность и объединяет всех профессиональных художников и искусствоведов республики.
Литература
1. Архив ГБУ ГМХК «Национальный художественный музеи Республики Саха (Якутия)»
2. Габышева, А.Л. Из истории собрания Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) // Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). – URL: http:// www.sakhamuseum.ru/museum/istoriya (дата обращения 28.02.2021).
3. Искусство наций – II, 1992–2012 : [альбом] / Международная конфедерация союзов художников ; [ред. А. А. Руб]. – Москва : Галарт, 2012. – 295 с.
4. Изобразительное искусство автономных республик РСФСР : альбом / сост. В.А. Юдичев ; вступ. статья В. В. Ванслова [и др.]. – Ленинград : Художник РСФСР, 1973. – 450 с.
5. Потапов, И.А. Первые художники Советской Якутии: из истории становления якутского изобразительного искусства. – Якутск : Книжное издательство, 1979. – 135 с., 12 л. ил.
6. Потапов, И.А. Якутская АССР // Изобрази- тельное искусство автономных республик РСФСР : альбом. – Ленинград : Художник РСФСР, 1973. – С. 404–412.
7. Потапов, И.А. Художники Якутии. – Ленин- град : Художник РСФСР, 1983. – 200 с.
8. Потапов, И.А. Творческие проблемы художников Якутии (1945 – середина 1970-х гг.). – Якутск : Изд-во Якутского научного центра СО РАН, 1992. – 172 с.
9. Бабикова, Т.В. Становление новой культуры Сибири 1960-х гг. и художественное образование // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – Омск, 2017. – С. 131–134.
10. Тимофеева, В.В. Образ мира в живописи и графике Якутии ХХ века : монография / Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). – Якутск : Дальпресс [Изд. НХМ РС (Я)], 2006. – 176 с.
11. Червонная, С.М. Взаимодействие художественных культур народов СССР: проблема сближения, взаимообогащения национальных художественных культур народов СССР в развитом социалистическом обществе, диалектика национального и интернационального (на материале изобразительного искусства 1960–1970-х гг.) / НИИ теории и истории изобраз. искусств. – Москва : Изобразительное искусство, 1982. – 224 с.
12. Червонная, С.М. Живопись автономных республик РСФСР (1917 – 1977). – Москва, 1978. – 208 с.
CHRONICLE OF THE UNION OF ARTISTS OF YAKUTIA

Timofeeva Vlada Vladislavovna Candidate of Arts, General Director of the National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia)
Abstract: The article is dedicated to the unique art experience which laid the foundation for the professional fine art in the northern expanses of the largest republic of our country – to the work of the Union of Artists of Yakutia. The author uses a rich factual material. The factors which determine a high level of Yakut artists' creative potential and the continuity of art processes are defined.

Keywords: creative public organization "Union of Artists of Yakutia"; history; exhibition "Soviet Far East"; regional department; painter; graphic artist; sculptor; theater artist; applied arts; art history; art education.
Библиографическое описание для цитирования:
Тимофеева В.В. Летопись Союза художников России. // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2021. – № 6 (1). – С. 102-111. [Электронный ресурс] URL: http://usdvart.ru/sectiontheory6#rec317691270

Статья поступила в редакцию 21.01.2021
Received: January 21, 2021.
Оцените статью