Произведение монументального искусства может состояться только при условии синтеза всех составляющих – от грамотного композиционного, колористического и в целом пластического решения до смысловой составляющей, которая по необходимости должна соответствовать высокому уровню решаемых монументальным искусством задач.
Монументальное искусство по своей природе является контекстуально обусловленным, зависимым от среды бытия человека, решающим задачи долгосрочного планирования, в том числе и в области формирования этико-эстетического характера. Потому крайне важно помнить и о возможности разрушительного, деструктивного воздействия монументальных артефактов на формирование мировоззренческих императивов.
В мире существует немало образцов случайности и несистемности решения урбанистических задач, однако примеров сознательной деструкции немного, особенно сознательно заложенной негативной коннотации, имеющей целью негативное воздействие на восприятие их человеком, пребывающем в среде бытования таких артефактов.
Одним из наиболее известных примеров такого рода является, безусловно, аэропорт Денвера. Сложно сказать, какого рода соображениями руководствовались авторы (а более того – заказчики) всего комплекса: было ли это решение своего рода «творческим капризом» заказчиков и авторов в рамках рискованных постмодернистских игр со смыслами либо поиском средств сознательной психологической деструкции (не станем заниматься здесь анализом конспирологических гипотез), однако следует признать, что свою негативную, деструктивную задачу этот синтез искусств выполняет в полной мере. Выполняет настолько эффективно, что даже простой иллюстративный материал доносит ощущение ужаса и безысходности бытия.
Примеры постмодернистских игр с человеческим восприятием показывают опасность для социума таких игр и эволюционную тупиковость подобного пути. Постмодернизм, формально декларирующий единство глобальной культуры и принципы формирования единого социума, в действительности работает в качестве деструктивной идеологии, ведущей в пределе к атомизации и предельному разобщению глобального социума.
Кроме того, следует обратить внимание и на такой аспект: внешнее разнообразие форм монументальных средовых искусств парадоксальным образом само явилось следствием некоторого упрощения и унификации подхода к решению урбанистических задач. Разнообразие, не регламентируемое ничем, кроме сиюминутных предпочтений заказчиков и авторов, ведет к унификации глобальной среды обитания.
Размышления о специфике монументального искусства связаны с немаловажной проблемой сохранения суверенности явлений культуры в пространстве как унифицированной идеологии (скорее даже псевдоидеологии, постмодернистского симулякра суммы идеологических принципов), так и унифицированного псевдоразнообразия [3]. Поскольку в долгосрочной перспективе и в цивилизационных конфликтах нет оружия мощнее искусства и религии, монументальное искусство глобально – эстетически и этически – влияет на характер пространства.
Что же касается уточнения самого характера и принципов используемого в создании произведений средового искусства изобразительного инструментария, то здесь можно вычленить основную проблему, а именно – внеконтекстуальность результатов, создаваемых профессионально не подготовленными участниками процесса, особенно если их личные этико-эстетические предпочтения сформированы хаотично, несистемно, в отсутствие внешней управляющей и обучающей структуры (которая единственно может учитывать всю гигантскую сложность проблематики средового проектирования во всей ее полноте – от багажа общекультурных знаний до специфических профессиональных знаний и умений), к тому же никаким образом не ограничиваются строгостью внешнего контроля.
Примеров такого рода малоосмысленной (и, как следствие, вполне бессмысленной по результатам) внеконтекстуальности – множество. Анализ всего внешнего многообразия позволяет выделить основные «ошибки» (кавычки здесь – по той причине, что сами авторы свою деятельность ошибочной не считают) такого рода средовой самодеятельности.
Прежде всего – и это наиболее, пожалуй, часто встречающийся пример – формально-механистическое внесение в архитектурное пространство визуальных образов, характерных для иллюстративной (книжной, станковой etc) графики или живописи, которое искажает саму пропорционально-масштабную структуру пространства, что, в свою очередь, неизбежно влияет на восприятие человека вполне деструктивным, дезориентирующим образом. Совершенно вне сознательного осмысления собственного впечатления человек в среде искаженных масштабов невольно сам начинает воспринимать себя персонажем искаженного мира. Происходят, например, слом масштабности и подмена монументализма иллюстративной камерностью, конфликт слащаво-назойливой псевдолиричности в нарочито фотоиллюзорном исполнении с открытостью и масштабом среды, монументальность языка подменяется слащавой «будуарностью», грубо неуместной в масштабе городского пространства, а то и откровенно-назойливым физиологизмом и тому подобное.
Такого рода результат художественно-эмоционального воздействия вполне может быть приемлем в театрализованном, по определению временном игровом пространстве массовых мероприятий (но и то строго в рамках концепции всего театрализованного действа), однако в качестве монументальных образов он закрепляет искаженное мировосприятие в пространстве и времени. И требуется уже глубокое психологическое исследование для выводов о долгосрочном влиянии на мироощущение такого рода формально безобидных «игр» с пространством и визуальными образами. Безобидных, впрочем, исключительно с точки зрения людей, очень далёких от глубокой и сложной специфики всего комплекса решаемых средовым искусством задач.
Еще одним не очевидным следствием такого рода самодеятельности в среде становится печальный факт девальвации ценности самого монументального искусства – по причине элементарной безграмотности, аляповатости множества «произведений», мусорной визуальностью захламляющих городскую среду и безусловно деструктивно воздействующих на восприятие среднего горожанина, некритично воспринимающего эти проявления «как должное».
Второй часто встречающейся характерной особенностью нерегламентированной профессиональным сообществом проектно-монументальной самодеятельности становится факт глубокого и неустранимого противоречия между сиюминутностью, специфической злободневностью частных «украшательских» (а то и ложно понимаемых пропагандистских либо идеологических) задач и долгосрочным («вечным» в пределе) характером монументального искусства, которое призвано не «украшать», но максимально гармонизировать пространство бытия человека.
Примером такого рода заблуждений «из лучших побуждений» могут служить варианты сиюминутной злободневной «плакатности» частных (или местных) идеолого-пропагандистских задач, насильно и вопреки своей природе возвышенных до уровня решения задач больших средовых, задач комплексного формирования большого и цельного образа бытия человека. Это своего рода «портретные галереи» на фасадах многоэтажных домов, в которых соединяются две основные ошибки бесструктурности подхода: слом масштабности и пропорциональности восприятия городской среды и сиюминутная частность задач, зафиксированная «в вечности» самим характером монументального подхода.
Таким образом, деструктивной трансформации подвергается мироощущение человека в этой среде, монументальный характер этого вида искусства искусственно «мельчится», он низводится до сиюминутной плакатности и в перспективе утрачивает свою значимость. И все это – благодаря неумению участников процесса осмыслить комплексную сложность задач, решаемых монументальным искусством, а также тот факт, что фундаментальная задача может быть решена только в сложнейшем синтезе смысловой составляющей со всем комплексом высокопрофессионального инструментария художника-монументалиста, чья ответственность невероятно высока по сравнению с временностью решаемых порой задач.