Благодаря своей полифункциональности иркутская арт-галерея DiaS, открывшаяся в 2009 году, известна не только в сибирском художественном пространстве, но и за пределами России. Основными направлениями деятельности галереи, конечно же, являются работа с художниками и потенциальными покупателями, налаживание успешной системы продаж произведений искусства. Одновременно идет процесс постоянного пополнения собственной коллекции, многие образцы которой могли бы стать украшением музейных собраний. Регулярно проводятся персональные и коллективные выставки как в залах галереи, находящейся в историческом квартале Иркутска, так и в музеях и выставочных залах других городов России и других стран (Польша, Монголия, Чехия). Впечатляют разнообразие и масштаб издательской деятельности. Сотрудничество с государственными учреждениями, постоянные творческие инициативы, успешная грантовая работа позволяют осуществлять разнообразные проекты – мастер-классы, лекции, семинары, благотворительные акции [4].
Приоритетное значение в деятельности галереи приобрела работа по подготовке и организации арт-пленэров, которые в совокупности всех мероприятий, проводимых во время их осуществления, стали носить красивое название «Краски Сибири». Как рассказывает искусствовед, директор арт-галереи DiaS Диана Анатольевна Салацкая, «идея "творческих дач", существующая в России уже более 100 лет и чрезвычайно популярная в советский период, получила новый импульс. Пленэрная деятельность галереи началась в 2012 году: первые пленэры прошли в Монголии и в Польше. В последующие годы пленэры проводились на Байкале, в Тункинской долине, в Марокко, Камбодже, Италии, Чечне. К настоящему времени ежегодные творческие поездки по России и за рубеж стали неотъемлемой частью работы галереи» [4, с. 157].
В марте 2022 года автору статьи довелось стать участником одного из самых ярких ежегодных пленэров галереи DiaS «Лед Байкала». Задача данной публикации – не просто поделиться незабываемыми личными впечатлениями, а на опыте байкальского пленэра в совокупности с пониманием современной художественной жизни проанализировать, чем является (или может являться) арт-пленэр:
• для художников, оставляющих на достаточно существенные сроки свои большие и малые творческие замыслы, семейные и профессиональные заботы, чтобы погрузиться в многочасовую работу на открытом воздухе;
• для организаторов пленэра, вкладывающих много сил и времени в подготовительные процессы (организация жилья, транспорта, питания), в успешное продвижение проекта (информационная кампания, издательская работа, формирование группы), затем в полной мере отвечающих за его благополучное проведение;
• для современного художественного процесса, сущность которого как социального явления зачастую недооценивается, а ведь именно художественный процесс способствует осуществлению важнейших культурных функций – формированию духовных и эстетических ценностей нашего общества.
На «Лед Байкала – 2022» выехало двенадцать мастеров из Иркутска, Ангарска, Санкт-Петербурга, Москвы, Красноярска, Читы, отличающихся художественными школами, творческими устремлениями и предпочтениями.
Так, для художницы Аси Беловой пейзаж не является приоритетным жанром, но та детская искренность, которая превращает изображенных ее животных и насекомых в полусказочных добрейших существ, сохраняется и в пленэрной работе. Она выбирает неожиданные фрагментарные мотивы, затем камни и трещины льда, написанные с натуры, вычищает от всего случайного, стилизует, усиливая выразительность линейного начала.
Для Натальи Андрейченко, виртуозно владеющей акварельными техниками, пространственные пленэрные пейзажи, наоборот, основная составляющая творчества, ее пейзажным композициям присущи легкость и прозрачность тонов, передающие и масштабность природы Байкала, и ее живое дыхание.
Неутомимая и душевная Карина Соловьева большую часть творческой жизни отдает иллюстрированию детских и взрослых книжек, но одновременно пленэрная работа для нее – незаменимый источник вдохновения. Она участник многих пленэрных проектов по всей России и за рубежом, работает с подъемом, смело экспериментирует с материалами, создавая выразительные и вдохновенные виды.
В пейзажах Елены Салтыковой и Татьяны Ермиловой байкальский лед и скалы переливаются всеми оттенками зимней палитры, сохраняющей ощущение быстроты и непосредственности живописного письма. Обладая ярким индивидуальным стилем, каждая из художниц в достаточно больших по размерам этюдных композициях достигает выразительных цветовых эффектов.
Такие участники пленэра, как Вера Белых, Андрей Шпирко, Марина Синишина-Шпирко, Татьяна Колобова, Инна Рослова, сохраняют и приумножают лучшие традиции отечественной реалистической школы. Лед и скалы во всех динамичных природных состояниях, а также заброшенные деревянные домишки и лодки становятся мотивами выразительных и искренних этюдов.