ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

THEORY AND PRACTICE OF FINE ART

Материалы рубрики посвящены проблематике художественных явлений и процессов в искусстве, его границ, а также исследованию практического опыта
DOI: 10.17516/2713-2714-0034
УДК 7.067
Moskalyuk Marina Valentinovna
Siberian Federal University Siberian State Institute named after Dmitry Khvorostovsky Krasnoyarsk, Russian Federation
PLEIN AIR – "OPEN AIR " AND NOT ONLY… MODERN PLEIN-AIR PRACTICES
Abstract: The article analyzes one of the most common artistic practices – art plein air. The experience of the open-air gallery DiaS "Baikal Ice – 2022" is considered in detail and compared with all-Russian trends. The purpose of the article is to trace what the plein air is for participants-artists and event organizers, how this artistic practice fits into the integral system of artistic life. It is noted that the art plein air in its modern form has outgrown the purely professional tasks of the artist's work in nature, as well as the tasks of promoting any art institution. In general, educational functions are carried out in various plein-air events,
spiritual and aesthetic values are formed.

Keywords: plein air; DiaS gallery; art practice; art process; art exhibitions.
Москалюк Марина Валентиновна
доктор искусствоведения, профессор, почетный член Российской академии художеств, ведущий научный сотрудник Гуманитарного института Сибирского федерального университета (Красноярск), профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории искусства Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск).

E-mail: mawam@rambler.ru
PLEIN AIR – «ОТКРЫТЫЙ ВОЗДУХ» И НЕ ТОЛЬКО… СОВРЕМЕННЫЕ ПЛЕНЭРНЫЕ ПРАКТИКИ
В статье анализируется одна из наиболее распространенных художественных практик – арт-пленэр. Подробно рассматривается опыт проведения пленэра галереи DiaS «Лед Байкала – 2022» и сопоставляется с общероссийскими тенденциями: чем является пленэр для участников-художников и организаторов мероприятий, как данная художественная практика вписывается в целостную систему художественной жизни и т.д. Отмечается, что арт-пленэр в современном виде перерос сугубо профессиональные задачи работы художника на природе, как и задачи продвижения какой бы то ни было художественной институции. В целом в разнообразных пленэрных мероприятиях осуществляются просветительские и воспитательные функции, формируются духовные и эстетические ценности.

Ключевые слова: пленэр; галерея DiaS; художественная практика; художественный процесс; художественные выставки.
Художник и его творения, безусловно, есть основная и фундаментальная единица художественной жизни. Но художник не существует и не может существовать в отрыве от разносторонней профессиональной среды, не возникает сам по себе.

В нашей стране бурные 1990-е годы кардинально сдвинули со своих мест многие осевые координаты. Прекращение государственной поддержки творчества тяжело отозвалось на развитии изобразительного искусства. Но за прошедшую четверть века постепенно начала выкристаллизовываться новая система. Формируются точки опоры и рычаги управления процессами, происходящими в художественной среде. Государственное и коммерческое переплетаются здесь зачастую причудливым образом, высокий порыв духа и творческий полет совмещаются с прагматизмом и обыденностью. Современный художественный процесс – история живая и гибкая, со своими героями и со своими правилами.

В новой системе, в ряду разнообразных институций (от министерств и управлений культуры до ярмарок и фестивалей) всё более самостоятельное и значимое место занимают частные художественные галереи. Они стали привычны не только в столичной Москве и Санкт-Петербурге, но и в больших, средних и малых периферийных городах. Более того, разнообразные галереи являются предметом пристального наблюдения, о них пишутся научные статьи [1, 6] и защищаются диссертации [3]. Во многих публикациях отмечается, что спектр деятельности успешных российских галерей гораздо шире коммерческих задач, направленных на получение прибыли за счет выставочной деятельности и продажи художественной продукции (живописи, графики, мелкой пластики и многого другого).

Пленэр «Лед Байкала». Н. Рослова (Иркутск). 2022. Фото Д. Салацкой
Plein air "Baikal Ice" by N. Roslov (Irkutsk). 2022. Photo by D. Salatskaya
Благодаря своей полифункциональности иркутская арт-галерея DiaS, открывшаяся в 2009 году, известна не только в сибирском художественном пространстве, но и за пределами России. Основными направлениями деятельности галереи, конечно же, являются работа с художниками и потенциальными покупателями, налаживание успешной системы продаж произведений искусства. Одновременно идет процесс постоянного пополнения собственной коллекции, многие образцы которой могли бы стать украшением музейных собраний. Регулярно проводятся персональные и коллективные выставки как в залах галереи, находящейся в историческом квартале Иркутска, так и в музеях и выставочных залах других городов России и других стран (Польша, Монголия, Чехия). Впечатляют разнообразие и масштаб издательской деятельности. Сотрудничество с государственными учреждениями, постоянные творческие инициативы, успешная грантовая работа позволяют осуществлять разнообразные проекты – мастер-классы, лекции, семинары, благотворительные акции [4].

Приоритетное значение в деятельности галереи приобрела работа по подготовке и организации арт-пленэров, которые в совокупности всех мероприятий, проводимых во время их осуществления, стали носить красивое название «Краски Сибири». Как рассказывает искусствовед, директор арт-галереи DiaS Диана Анатольевна Салацкая, «идея "творческих дач", существующая в России уже более 100 лет и чрезвычайно популярная в советский период, получила новый импульс. Пленэрная деятельность галереи началась в 2012 году: первые пленэры прошли в Монголии и в Польше. В последующие годы пленэры проводились на Байкале, в Тункинской долине, в Марокко, Камбодже, Италии, Чечне. К настоящему времени ежегодные творческие поездки по России и за рубеж стали неотъемлемой частью работы галереи» [4, с. 157].

В марте 2022 года автору статьи довелось стать участником одного из самых ярких ежегодных пленэров галереи DiaS «Лед Байкала». Задача данной публикации – не просто поделиться незабываемыми личными впечатлениями, а на опыте байкальского пленэра в совокупности с пониманием современной художественной жизни проанализировать, чем является (или может являться) арт-пленэр:
• для художников, оставляющих на достаточно существенные сроки свои большие и малые творческие замыслы, семейные и профессиональные заботы, чтобы погрузиться в многочасовую работу на открытом воздухе;
• для организаторов пленэра, вкладывающих много сил и времени в подготовительные процессы (организация жилья, транспорта, питания), в успешное продвижение проекта (информационная кампания, издательская работа, формирование группы), затем в полной мере отвечающих за его благополучное проведение;
• для современного художественного процесса, сущность которого как социального явления зачастую недооценивается, а ведь именно художественный процесс способствует осуществлению важнейших культурных функций – формированию духовных и эстетических ценностей нашего общества.

На «Лед Байкала – 2022» выехало двенадцать мастеров из Иркутска, Ангарска, Санкт-Петербурга, Москвы, Красноярска, Читы, отличающихся художественными школами, творческими устремлениями и предпочтениями.

Так, для художницы Аси Беловой пейзаж не является приоритетным жанром, но та детская искренность, которая превращает изображенных ее животных и насекомых в полусказочных добрейших существ, сохраняется и в пленэрной работе. Она выбирает неожиданные фрагментарные мотивы, затем камни и трещины льда, написанные с натуры, вычищает от всего случайного, стилизует, усиливая выразительность линейного начала.

Для Натальи Андрейченко, виртуозно владеющей акварельными техниками, пространственные пленэрные пейзажи, наоборот, основная составляющая творчества, ее пейзажным композициям присущи легкость и прозрачность тонов, передающие и масштабность природы Байкала, и ее живое дыхание.

Неутомимая и душевная Карина Соловьева большую часть творческой жизни отдает иллюстрированию детских и взрослых книжек, но одновременно пленэрная работа для нее – незаменимый источник вдохновения. Она участник многих пленэрных проектов по всей России и за рубежом, работает с подъемом, смело экспериментирует с материалами, создавая выразительные и вдохновенные виды.

В пейзажах Елены Салтыковой и Татьяны Ермиловой байкальский лед и скалы переливаются всеми оттенками зимней палитры, сохраняющей ощущение быстроты и непосредственности живописного письма. Обладая ярким индивидуальным стилем, каждая из художниц в достаточно больших по размерам этюдных композициях достигает выразительных цветовых эффектов.

Такие участники пленэра, как Вера Белых, Андрей Шпирко, Марина Синишина-Шпирко, Татьяна Колобова, Инна Рослова, сохраняют и приумножают лучшие традиции отечественной реалистической школы. Лед и скалы во всех динамичных природных состояниях, а также заброшенные деревянные домишки и лодки становятся мотивами выразительных и искренних этюдов.
При различии живописного языка художников объединяет присущее им всем ценнейшее качество – не просто чувствовать натуру, но тонкостью цветопередачи и чистосердечным отношением к любимому делу «вдохнуть жизнь» в каждое изображение.

Творчество Александра Имедеева и Александра Числова в пленэрной группе, как нам кажется, стояло чуть особняком. Такое ощущение возникало из-за того, что «доля реалистичности, натурности» в их работах была иная. Безусловно, оба Александра ежедневно, как и все другие участники пленэра, несмотря на крутой мороз и ветер (особенно в первые дни темпера тура воздуха была много ниже привычных для этого времени значений), часами работали на этюдах, что полностью совпадало с заведенным галереей DiaS порядком: «Мы сразу определили приоритеты работы: полная творческая свобода и железная дисциплина. Художники вольны писать, что хотят, чем хотят и сколько хотят» [5, с. 35].

Александр Имедеев в байкальских этюдах, как никто другой, сумел передать ощущение сакральной мощи Байкала, его дальних и ближних островов, деревьев и неба. Цвет в его работах светится светом, обретает особое качество, воплощающее единение человеческой души с природой, с байкальскими мифами и глубокими религиозными тайнами.

Иная, зачастую неожиданная художественная образность отличает пастельные композиции графика Александра Числова. Склонный к творческим экспериментам, в пленэрных работах мастер выступает сдержанным и строгим, отточенность техники и постоянные внутренние размышления делают содержание его работ глубоким и метафоричным.

Рассказывая о традициях байкальских пленэров, Диана Салацкая отмечает: «Организаторами был создан план мероприятий, который включал презентацию автора-участника в виде рассказа или слайд-шоу о себе и своем творчестве, презентацию деятельности галереи DiaS, семинары по проблемам современного искусства, которые проводились искусствоведами и историками (А. Ермаков, В. Есипов, И. Федчина). Также проводились мастер-классы как для участников пленэра, так и для местного населения, в том числе и детей (рисунок, дудлинг, акварель, флористика). Для такого места, как поселок Хужир, подобные акции – событие. Жители поселка не избалованы культурными мероприятиями, и мастер-классы профессионалов для них очень важны» [5, с. 36].

Программа пленэра «Лед Байкала – 2022» при безусловном «приоритете работы» насыщена событиями. Во время сбора группе была предложена наполненная красотой и духовностью экскурсия в Богоявленский собор Иркутска. Рассказ Елены Алешиной, замечательного художника, создававшего в составе мастерской епархиального управлении фрески в данном храме, оживлял и одухотворял буквально каждый фрагмент росписи и, наверное, послужил своеобразным благословением на высокий настрой дальнейшей работы.

Все составляющие жизни пленэра были наполнены искренней заботой и человеческим теплом организаторов. Трансфер от самолета и поезда до поселка Хужир на острове Ольхон, а затем по Ольхону и льду Байкала к самым красивым, зачастую малодоступным местам на джипе, на хивусе (безопасном судне на воздушных подушках для передвижения по льду) и специальных машинах по беспредельному бездорожью, комфортное проживание и сытное питание в усадьбе Никиты Бенчарова и в гостевом доме «Воскресение» – всё проходило на высшем уровне. После ужина – неформальное общение с презентациями художников, обсуждением проблем современного искусства. Важной составляющей стали просмотры и выставки на улице, во время которых происходило активное взаимодействие с местным сообществом.

Конечно, все эти составляющие пленэра многократно усиливались главным – зимней природой Байкала: бесконечные просторы Байкала, причудливые мощные скалы, торосы, фантастические наплывы, ледяные пещеры по берегам, причудливые трещины чистого и глубокого льда под ногами, бескрайнее, постоянно меняющееся от ярчайшего солнца до суровых свинцовых туч небо… Душевный подъем и осознание величественности мироздания усиливали ощущение внутренней свободы у участников пленэра.

Безусловно, пленэр может и должен иметь коммерческую сторону. Но для успешного проведения пленэрных мероприятий коммерческая сторона отнюдь не является основной.
Рассмотрев пленэр «Лед Байкала – 2022», вернемся к главной нашей задаче – понять место и значение пленэрных практик в современной художественной жизни. Их востребованность в последнее время беспрецедентна: по различным регионам страны – Сибирь, Дальний Восток, Кавказ, Урал, Центральная Россия, Крым и др. – в год проводятся более сотни различных пленэрных мероприятий, а также не менее двух-трех десятков организованных групп художников отправляются за рубеж. Об обязательных пленэрах в виде образовательных практик в процессе обучения речи здесь не идет.

Инициаторами и организаторами выступают различные институции – это и галереи, и музеи, и общественные фонды, и творческие союзы. Нередко для проведения пленэров силы организаторов объединяются.

Прекрасным примером подобного сотрудничества является Международный пленэрно-выставочный проект «Русская Атлантида», в организации которого совместно с Санкт-Петербургским центром гуманитарных программ участвуют компания Shryansy International (Джайпур, Индия), Союз художников России и Петровская академия наук и искусств. В 2022 году «Русская Атлантида» проведет свой сотый пленэр.
Так чем же является пленэр для художника, для организатора, для художественного процесса?

Исходя из французского plein air («открытый воздух»), нам кажется, что после индивидуальной работы в мастерской художник получает новое ощущение внутренней свободы. Коллективные выезды на природу дают профессиональное общение, обогащение опыта, чувство востребованности и корпоративного братства. Пленэры необходимы для развития мировоззрения и мироощущения, для оттачивания остроты зрения и точности профессионального жеста на любой стадии творческого становления. В художественных школах, колледжах, институтах и академиях работа вне мастерской при естественном освещении давно стала обязательной частью обучения. Профессиональные художники – участники пленэра, имеющие весомый багаж самостоятельной творческой жизни, – безусловно, все основные навыки пленэрной работы давно освоили. Однако возможность реально расширять границы своего познания, вживую наблюдать и чувствовать уникальную природу во всем многообразии ее состояний, запечатлевать ее дыхание и величие в красках и линиях, возможность дружеского профессионального общения и обмена ценнейшим опытом – весьма серьезная мотивация для творческого человека, чтобы вновь и вновь стремиться стать участником арт-пленэра.

Для организаторов пленэра (в нашем случае галереи) арт-пленэр является, во-первых, уникальным инструментом формирования вокруг себя сообщества художников, близких по духу, по интересам, сообщества настоящих друзей. Это важно не только для успешного бизнеса, но и для формирования творческого лица галереи, планирования выставочной деятельности и других мероприятий. Во-вторых, программа арт-пленэров – прекрасный инструмент создания социально ориентированного, открытого имиджа. Пленэрные программы являются информационным поводом для Интернета, печатных изданий, в самых лучших вариантах – для телевидения и радио.

Безусловно, арт-пленэры выполняют определенную миссию и для тех мест, где они проводятся. Пленэр – это событие не только творческого взаимодействия: высокопрофессиональными мастерами ведется художественное документирование местной природы, современной истории. На примере отношения к художникам в поселке Хужир на острове Ольхон видно, что арт-пленэр является серьезным ресурсом формирования туристической привлекательности региона.
Выше отмечалось, что разнонаправленность деятельности, полифункциональность необходимое условие успешного существования и развития галереи. Но очевидно, что современный пленэр – неотъемлемая часть художественного процесса в целом. В виде современных художественных практик он давно перерос сугубо профессиональные задачи работы художника на природе, в окружающей среде, также и задачи продвижения какой бы то ни было художественной институции.

Значение пленэра для галереи, его организовавшей, и для общероссийского художественного процесса одинаково важно. Пополняя фонды галереи, пленэрные работы формируют российский арт-рынок; профессиональные и высокохудожественные произведения, выполненные в напряженном творческом процессе, развивают художественный вкус зрителя. Выставки, которые организуются по результатам работы художников, экспонируются не только в месте проведения пленэра и в самой галерее, но часто в других городах и в других странах. Лучшие работы становятся частью фонда галереи, рассказывая о самых красивых местах нашей необъятной страны, осуществляют функции просветительские и воспитательные и делают главное – формируют духовные и эстетические ценности.
Литература
1. Артемова, А. Основные формы художественной жизни: столичные и провинциальные в контексте взаимовлияния // Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества : материалы науч. конф. – Москва, 2012. – С. 200–210.
2. Мелихова, Е. Художественная галерея: торговля искусством // Социологические исследования. – Москва, 2000. – № 4. – С. 125–127.
3. Милюкова, Т.Ю. Художественная галерея в современной культуре Санкт-Петербурга : дис. … канд. искусствоведения. 17.00.04 / Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. – Санкт-Петербург, 2004. – 168 с.
4. Салацкая, Д. Международные арт-пленэры как способ поддержки и популяризации изобразительного искусства // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – Красноярск, 2019. – № 1. – С. 153–157.
5. Салацкая, Д. Арт-пленэр как вид деятельности частного музея на примере арт-галереи Dias // Краевед Приангарья. – Иркутск, 2017. – № 3. – С. 33–37.

6. Салимзянова, Э. Частные художественные галереи как новый элемент в культурной жизни Татарстана (на примере казанских галерей А la prima и Оrient best art) // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – Казань, 2012. – № 3-1. – С. 42–45.
References
1. Artemova A. Osnovny`e formy` xudozhestvennoj zhizni: stolichny`e i provincial`ny`e v kontekste vzaimovliyaniya [The main forms of artistic life: metropolitan and provincial ones in the context of interference]. Nacional`noe nasledie i dialog kul`tur kak istok duxovnosti sovremennogo obshhestva: materialy` nauchnoy konerentsii. Moscow, 2012, pp. 200–210.
2. Melixova E. Xudozhestvennaya galereya: torgovlya iskusstvom [An art gallery: an art trade]. Sociologicheskie issledovaniya. Moscow, 2000, no. 4, pp. 125–127.
3. Milyukova T. Yu. Xudozhestvennaya galereya v sovremennoj kul`ture Sankt-Peterburga [An art gallery in modern culture of Saint Petersburg]. Cand. Sci. (Arts) dissertation. Saint Petersburg University of the Humanities and Social Sciences. Saint Petersburg, 2004, 168 p.
4. Salaczkaya D. Mezhdunarodny`e art-plene`ry` kak sposob podderzhki i populyarizacii izobrazitel`nogo iskusstva [International art plein airs as a way to support and populate fine arts]. Izobrazitel`noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal`nego Vostoka. Krasnoyarsk, 2019, no. 1, pp. 153–157.
5. Salaczkaya D. Art-plene`r kak vid deyatel`nosti chastnogo muzeya na primere art-galerei Dias [Art plein air as a kind of activity of a private museum on an example of the art gallery Dias]. Kraeved Priangar`ya. Irkutsk, 2017, no. 3, pp. 33–37.
6. Salimzyanova E`. Chastny`e xudozhestvenny`e galerei kak novy`j e`lement v kul`turnoj zhizni Tatarstana (na primere kazanskix galerej A la prima i Orient best art) [Privet art galleries as a new element in the cultural life of Tatarstan]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul`tury` i iskusstv. Kazan, 2012, no. 3-1, pp. 42–45.
Библиографическое описание для цитирования:
Москалюк М.В. Plein air – «Открытцый воздух» и не только… Современные пленэрные практики. // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2022. – № 2 (11). – С. 110-117.
[Электронный ресурс] URL: http://usdvart.ru/sectiontheory11#rec501309411

Citation:
Moskalyuk, M. V. (2022). Plein air – "open air " and not only… Modern pleinair practices. Izobrazitel`noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal`nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 2 (11), p. 110-117

Статья поступила в редакцию 25.05.2022
Received: May 25, 2022.
Оцените статью
DOI: 10.17516/2713-2714-0035
УДК 712.7+739.4
Algazina Natalia Vladivirovna
Omsk State Technical University Omsk, Russian Federation
SMALL ARCHITECTURAL FORMS IN THE IMPROVEMENT OF THE URBAN ENVIRONMENT OF OMSK.
"THE ROAD TO THE TEMPLE" – STYLISTIC SEARCHES AND ALTERNATIVE SOLUTIONS OF THE 1990s
Abstract: The article presents information about the results of the Fifth Russian Festival "Architecture-97", where the project of Omsk architects entitled "The Road to the Temple" was among the winners. The aspects of the design and implementation of the project for the improvement of the central streets of Omsk in the conditions of the socio-economic crisis of the early 1990s are investigated. In the context of this article, the emphasis is placed on the use of small architectural forms in the urban space. The interrelationships in the search of stylistic solutions and possibilities of the production of architectural and artistic metal in the period under review are shown.

Keywords: Omsk; "Road to the Temple"; architectural and artistic metal; small architectural forms; landscaping of the urban environment; Kasli iron casting.
Алгазина Наталья Владимировна
доцент кафедры «Дизайн» Омского государственного технического университета,
член Союза дизайнеров России

E-mail: nataanv@ mail.ru
МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ В БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ОМСКА.
«ДОРОГА К ХРАМУ» – СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПОИСКИ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ 1990-Х
В статье представлены итоги Пятого российского фестиваля «Зодчество-97», где в число победителей вошел проект омских зодчих под названием «Дорога к храму». Исследуются аспекты проектирования и реализации проекта благоустройства центральных улиц города Омска в условиях социально-экономического кризиса начала 1990-х годов. В контексте данной статьи сделан акцент на использование в городском пространстве малых архитектурных форм. Показаны взаимосвязи в поисках стилистических решений и возможностей производства архитектурно-художественного металла в рассматриваемый период времени.

Ключевые слова: Омск; «Дорога к храму»; архитектурно-художественный металл; малые архитектурные формы;
благоустройство городской среды; каслинское литье.
Архитектура значительно богаче, чем застывшая музыка.
Она включает в том числе и музыку, и живопись, и монументальное искусство, и,
разумеется, дизайн, и всё это называется организацией пространства.

Г. Е. Чиркин, архитектор
Сегодня омичи уже привыкли к празднованию Дня города, кажется, этот праздник радовал нас всегда, но мало кто помнит, что появился он в самом начале 1990-х. Зачинателем торжественного празднования Дня города был первый мэр Омска – Юрий Яковлевич Шойхет (глава администрации г. Омска в 1991–1994 гг.). Так, впервые летом 1991 года с большим размахом было отмечено 275-летие города. Продолжил эту традицию Валерий Павлович Рощупкин (глава администрации
г. Омска в 1994–2000 гг.), при этом стремясь ознаменовать праздничные события преобразованием городской среды.

Одним из таких важнейших явлений стал подарок омичам ко Дню города в 1996 году: реализация проекта реконструкции и благоустройства центральной части Омска – улиц Ленина (от торгового центра «Омский» до Любинского проспекта), Спартаковской и Тарской (так называемый Тарский бульвар протянулся от памятника Ф.М. Достоевскому к Крестовоздвиженскому собору). Непосредственным куратором этого проекта являлся глава администрации Центрального административного округа Виктор Филиппович Шрейдер.

Эта комплексная градостроительная работа под названием «Дорога к храму», над которой работала группа проектировщиков под руководством главного архитектора института «Омскгражданпроект» Геннадия Евгеньевича Чиркина, была представлена на смотре лучших архитектурных произведений 1995–1997 годов в рамках проведения Пятого российского фестиваля «Зодчество-97». В авторский коллектив вошли архитекторы ОАО «Омскгражданпроект» Нина Ростовщикова, Сергей Цибин, Анатолий Борисенко, Алла Перескокова и дизайнер Наталья Ярох
Дорога к храму: а – ул. Тарская; б – ул. Спартаковская; в – вид на Первомайский сквер через Тарские ворота (гл. архитектор проекта Г.Е. Чиркин, архитекторы Н.Л. Ростовщикова, С.В. Цибин, А.В. Борисенко, А.П. Перескокова, дизайнер Н.И. Ярох). 1996. Омск. 2021. Фото Н.В. Алгазиной.

The road to the temple: a – Tarskaya St.; b – Spartak St.; c – view of Pervomaisky Square through the Tarsky Gate (chief architect of the project G.E. Chirkin, architects N.L. Rostovchikova, S.V. Tsibin, A.V. Borisenko, A.P. Pereskokova, designer N.I. Yarokh). 1996. Omsk. 2021. Photo by N.V. Algazina
Фестиваль стал крупнейшим в России смотром достижений архитектуры, градостроительства и стройиндустрии, развития инфраструктуры и хозяйства городов, где немало внимания было уделено связи современности и исторического прошлого [7, с. 6]. В конкурсе принимали участие специалисты из 29 городов России и Казахстана. Всего было представлено 63 работы по разделу «Постройки» и 81 – по разделу «Проекты». Данный смотр продемонстрировал высокий профессиональный уровень участников. Омские проектировщики были выделены в первой семерке – группе, «представившей немало ярких архитектурных произведений и получившей высшие награды Фестиваля» [7, с. 4].

В разделе «Постройки» жюри не сочло возможным выделить лидеров, и было принято решение первую премию и диплом I степени не присуждать, «а список вторых премий открыла вышеназванная работа "Дорога к храму". Этот коллективный труд, по словам председателя жюри В.С. Кубасова, не вызвал сомнения ни у одного из членов комиссии» [3, с. 72].

При реализации проекта «Дорога к храму» максимально использовались городские ресурсы. Так, например, мощение – как непреложная составная часть внешнего благоустройства городской территории – выполнялось строительным холдингом «Луна» (гендиректор Владимир Викторович Лайнвебер) и строительным трестом № 1 (рук. Бронислав Ильич Кононов). Вопросами озеленения руководила Вера Ивановна Ракиерова – главный агроном г. Омска.

На концептуально-идейном уровне «Дорога к храму» – это организация архитектурно-художественной среды, связанной с именем Ф.М. Достоевского, пребывавшего в Омском остроге 1850–1854 годы. Большое внимание авторы проекта уделили разработке малых архитектурных форм «со стилистическим решением, пополняющим художественный замысел пространства» [4].
Включение в зону проектируемой территории элементов уличного дизайна сыграло немаловажную роль в архитектурном ансамбле «пространства Достоевского». Выбор оптимальных решений соединения старого и нового шел по двум направлениям: с одной стороны, подчинить новые объекты стилю, масштабу и духу места, с другой – контрастно противопоставить сложившуюся среду новым формам и композиционным приемам, «обусловленным новыми материалами, технологиями и творческими устремлениями зодчих» [7, с. 6].

Из множества эскизных вариантов (только по фонарям было представлено более десяти версий), предложенных авторским коллективом, в процессе многочисленных обсуждений и согласований предпочтение было отдано направлению, созвучному «петербургскому стилю».

В вопросах выбора технологий изготовления фонарей и декоративных элементов рабочая группа опиралась на потенциал чугунолитейного производства. Известно, что «во все времена русские столицы "одевали" в ажур роскошных чугунных кружев каслинские мастера» [5]. Поэтому в поисках оптимальных решений для более глубокого изучения вопросов современных технологий металлообработки и классических традиций изготовления архитектурно-художественного литья на Южный Урал – в г. Снежинск Челябинской области и на завод в г. Касли – были откомандированы омские специалисты. Привезенные образцы знаменитого каслинского литья легли в основу дальнейших разработок малых архитектурных форм.
Безусловно, по богатству и разнообразию ассортимента с Каслинским заводом соперничать достаточно сложно. Фонарные столбы, скамьи, урны, решетки ограждений и т.п. в Касли отливаются более двухсот лет. Специалисты называют эти творения каслинских мастеров выдающимся образцом отечественного художественного металла. Однако финансовые возможности 1990-х не позволяли Омску закупить для благоустройства двух улиц полные ансамблевые комплекты архитектурного литья и одномоментно выполнить задачу комплексного оформления муниципальной территории.

Необходимо было найти оптимальные решения по снижению стоимости производства малых архитектурных форм. Чугун решено было отливать на омских заводах в упрощенной форме, произведенной по аналогам каслинских изделий. В контексте решений стилевого единства при разработке светильников для освещения пешеходных тротуаров по улице Ленина были переработаны эскизы с учетом комбинирования составных элементов: фонарный ствол – производства Каслинского завода архитектурно-художественного литья, но база и светильники разработаны с учетом технологических возможностей омских производств.

Помимо этого, состав проекта дополняли декоративные решетки для придорожных секционных ограждений. В эскизах была предложена комплектация звеньев с использованием «перефразированной» формы каслинского модульного элемента «Кружевной» М-021. Модель этого модуля выполнена в 1986 году модельщиком и форматором, мастером по изготовлению пресс-форм В.И. Савиновым (1926–1989). Оригинальный вариант изделия представляет собой ажурный односторонний рельеф (габариты: 240×240×10 мм; вес 1,72 кг) «квадратной конфигурации, с восьми-лепестковой розеткой из переплетающегося шнура в центре. Обрамление в виде шнура образует на углах незатянутые узелки с вытянутыми петлями» [4].

Омская версия выглядит более лаконично. Автор творческой стилизации дизайнер Наталья Ярох осуществила обобщение мелких «узелковых» элементов, преобразовав «чугунную вязь» в пластику чистых архитектурных линий, оставив центром композиции мотив восьми-лепестковой розетки. В дизайне боковых опор транзитных скамеек, установленных в пешеходных зонах, был применен родственный декор, это позволяло объединить малые формы различного функционала в единый городской комплект.
И все же изделия Каслинского завода архитектурно-художественного литья нашли свое место в благоустройстве «Дороги к храму». Для газонного ограждения в Первомайском сквере был использован модуль чугунной решетки для переходов Р-112. Автором модели, созданной в 1982 году, является С.П. Манаенков – скульптор, член СХ СССР (1974), почетный гражданин г. Касли (1996), автор ряда моделей для художественного и архитектурного литья. Решетка представляет собой двухсторонний модуль 720×380×14 мм. При соотношении сторон 1:2 орнамент составлен из двух одинаковых 4-лепестковых розеток, окруженных растительными мотивами [5].

В процессе реализации проекта вносились изменения, по-прежнему продиктованные технологическими и финансовыми возможностями Омска конца 1990-х. Вместо чугунного литья для изготовления фонарных столбов использовали трубный металлопрокат и листовое железо. В попытке сохранить стилевое единство разработка дизайна фонарей шла не только по пути упрощения, но и с учетом визуального воздействия с присутствием атмосферы исторической среды в живом ритме современного города.
Соединить романтико-ностальгическую ноту ХIX века, сопряженную с громкими аккордами центральных магистралей конца ХX в., – задача, обусловленная поисками новых стилистических приемов. В процессе ее решения ажурные декоративные элементы трансформировались в более жесткие формы, соответствующие характеру урбанистической среды, сохранив при этом классическую «петербургскую» шестигранную форму плафона.

Фонари, специально разработанные для Тарского бульвара (ул. Спартаковская и ул. Тарская; авторы – архитектурная группа Н.Л. Ростовщиковой), выполнены по той же технологии, что и светильники, установленные по ул. Ленина. Это сварные конструкции из трубопроката, листового железа, усиливающего объемно-пластическое оформление базы, и металлические ленты для «прорисовки» декора в верхней части светильника.

В серию фонарей для благоустройства Тарского бульвара входят одно-, двух- и четырехрожковые модели с круглыми плафонами из белого матового стекла. Графическое решение однорожковых фонарей, развернутых перпендикулярно бульвару, представляет собой асимметричную композицию, построенную на основе мотива креста и ломаных линий, лежащих с ним в одной плоскости. В композиции использована стилизация завитка – элемента, транслированного из традиций русских орнаментов. В целом плоскостное решение декора осветительной части фонаря послужило модулем для формирования объемно-пространственного ассамбляжа двух- и четырехрожковых моделей. Двухрожковые светильники собраны под прямым углом из двух модулей и «раскрываются» в сторону бульвара объемной частью с плафонами на вытянутых кронштейнах. Четырехрожковые – симметричная композиция из четырех полумодулей.
На стадии эскизного проекта высказывалось предложение и по камерному освещению скверов, территориально входящих в зону проектируемого пространства. В рабочих вариантах представлены поисковые версии уличных торшеров на невысокой стойке, в верхней части которой устанавливается декоративный металлический держатель для светового рассеивателя – стеклянного шара. Предполагалось выполнить разновеликие светильники высотой не более полутора метров. Уличные торшеры выполняют не только функцию освещения, но и создают таинственность и очарование, способствующие романтическому настроению. Для 1990-х годов подобного рода подсветка в ландшафтном дизайне являлась новаторской идеей, но, однако, это предложение не было принято к реализации.

Тем не менее, в благоустройство городской среды были привнесены новые декоративные элементы, обладающие собственным функциональным предназначением и завершающие целостность композиционного строя улиц и скверов. Интересным и нестандартным по тем временам решением явилась скамья в транзитной зоне, граничащая со сквером у драматического театра и выполненная в виде длинного непрерывного полукружия. Превосходно вписались в архитектурно-пространственный контекст города информационные указатели и номерные знаки домов. Для обустройства городских тротуаров были разработаны и отлиты из чугуна декоративные приствольные решетки. Реализация проекта, даже в усеченном формате, сформировала у омичей положительный эмоциональный фон, наполнив атмосферу улиц своеобразием и притягательностью.

В начале 2000-х в своих интервью с омскими СМИ Геннадий Чиркин отмечал: «Тарский бульвар – это чудесное место для прогулок, полюбившееся омичам. Но открывали его в спешке, ко Дню города, и, кажется, сделано не все, что можно» [6]; «и, хотя мы тогда не нашли общего языка с главным архитектором города, проекты благоустройства улиц Ленина и Тарской прозвучали довольно хорошо на общероссийском уровне» [2].

Каждая новая эпоха в жизни города привносит в его облик свою окраску. Созвучно времени вырабатывается взаимодействие сложившейся среды с включенными в нее новыми формами; создаются при этом действенные предпосылки для качественного видоизменения окружающего нас предметного мира. «На российском фестивале архитектуры "Зодчество-97" омская "Дорога к храму" была признана лучшей реализацией проекта, и Союз архитекторов России выдвинул ее на соискание Государственной премии в области литературы и искусства за 1998 год» [1].

К настоящему времени прогулочные зоны и скверы в центральной части города, в том числе и Тарский бульвар, претерпели определенные изменения. Но, тем не менее, малые архитектурные формы, разработанные омскими зодчими в конце ХХ века, и сегодня остаются актуальными как в смысловом значении, так и с точки зрения формообразования, они абсолютно сомасштабны данному пространству и сбалансированы с окружающей средой.

Автор выражает благодарность за предоставленный материал председателю правления
Омского регионального отделения «Союз дизайнеров России» Ярох Наталье Ивановне

Примечания
1. Название и маркировка изделия по каталогу продукции Каслинского завода архитектурно-художественного литья
2. Маркировка изделия по каталогу продукции Каслинского завода архитектурно-художественного литья
Литература
1. Васильева, С. Формула успеха Геннадия Чиркина // Аргументы и факты. – 1999. – 29 июля. – С. 2.
2. Горнов, Н. Геннадий Чиркин: «На всероссийских архитектурных конкурсах омичи получают премии» // Коммерческие вести. – 2003. – № 48. – 8 декабря. – URL: http://kvnews.ru/gazeta/2003/12/48/547541 (дата обращения 05.06.2022).
3. Гуменюк, А.Н. «Зодчество-97»: впечатления и оценки // Вторые омские искусствоведческие чтения : сборник материалов. – Омск : Альтернатива-АРТ, 1998. – С. 72–74.
4. «Дорога к храму» – благоустройство улиц Спартаковской и Тарской в г. Омске // Омскгражданпроект: территориальный проектный институт : офиц. сайт. – URL: http://www.omgp.ru/index. php?Itemid=65&catid=57%3A2012-04-17-05-38- 41&id=356%3Aq-q&option=com_content&view=article (дата обращения 05.06.2022).
5. Каслинский завод архитектурно-художественного литья : офиц. сайт. – URL : http://kac3.ru/news/litykh-ograd-uzor/ (дата обращения 05.06.2022).
6. Пройду по Тарской, сверну на Любинский… Геннадий Евгеньевич Чиркин – заслуженный архитектор России, руководитель мастерской ОАО «Омскгражданпроект» // Омская газета : офиц. сайт. – URL: http:// omsknews.ru/?p=4345 (дата обращения 20.11.2021).
7. Сдобнов, Ю.А. Фестиваль «Зодчество-97». Лучшее в архитектуре: комментарий к фестивалю // Проект Россия. – Москва : А-Фонд, 1998. – № 8. – С. 6–8.
References
1. Vasil`eva S. Formula uspexa Gennadiya Chirkina [Gennady Chirkin's success formula]. Argumenty` i fakty`. 1999, 29 July, p. 2.
2. Gornov N. Gennadij Chirkin: "Na vserossijskix arxitekturny`x konkursax omichi poluchayut premii" [Gennady Chirkin: "Omsk citizens get awards in the allRussian architectural competitions]. Kommercheskie vesti, 2003, no. 48, 8 December, available at: http://kvnews.ru/gazeta/2003/12/48/547541 (accessed 05.06.2022).
3. Gumenyuk A. N. "Zodchestvo-97": vpechatleniya i ocenki ["Architecture-97": impressions and marks]. Vtory`e omskie iskusstvovedcheskie chteniya: sbornik materialov. Omsk, Al`ternativa-ART, 1998, pp. 72–74.
4. "Doroga k xramu" – blagoustrojstvo ulicz Spartakovskoj i Tarskoj v g. Omske ["The road to the temple" – improvement of the Spartakovskaya and Tsarskaya streets in Omsk]. Omskgrazhdanproekt: regional project institute: an official web site, available at: http://www.omgp.ru/index.php?Itemid=65&catid=57%3A2012-04-17-05-38- 41&id=356%3Aq-q&option=com_content&view=article (accessed 05.06.2022).
5. Kaslinskij zavod arxitekturno-xudozhestvennogo lit`ya [Kasli factory of an architectural and artistic casting]: an official web site, available at: http://kac3.ru/news/litykhograd-uzor/ (accessed 05.06.2022).
6. Projdu po Tarskoj, svernu na Lyubinskij… Gennadij Evgen`evich Chirkin – zasluzhenny`j arxitektor Rossii, rukovoditel` masterskoj OAO "Omskgrazhdanproekt" [I will walk along the Tarskaya street, then turn on the Lyublinsky]. Omskaya gazeta: an official web site, available at: http://omsknews.ru/?p=4345 (accessed 20.11.2021).
7. Sdobnov Yu. A. Festival` "Zodchestvo-97". Luchshee v arxitekture: kommentarij k festivalyu [The festival "Architecture-97". The best in architecture: commentaries to the festival]. Proekt Rossiya. Moscow, A-Fond, 1998, no. 8, pp. 6–8.
Библиографическое описание для цитирования:
Алгазина Н.В. Малые архитектурные формы в благоустройстве городской среды Омска. «Дорога к Храму» - стилистические поиски и альтернативные решения 1990-х. // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2022. – № 2 (11). – С. 118-125.
[Электронный ресурс] URL: http://usdvart.ru/sectiontheory11#rec501309426

Citation:
Algazina, N.V. (2022). Small architectural forms in the improvement of the urban environment of Omsk. "The road to the temple" – stylistic searches and alternative solutions of the 1990s. Izobrazitel`noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal`nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 2 (11), p. 118-125.


Статья поступила в редакцию 7.05.2021
Received: May 7, 2021.
Оцените статью