ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

THEORY AND PRACTICE OF FINE ART

Материалы рубрики посвящены проблематике художественных явлений и процессов в искусстве, его границ, а также исследованию практического опыта
DOI: 10.17516/2713-2714-0014
УДК 022
Ashihina Svetlana Yurievna
Design-group ArtStyle Krasnoyarsk, Russian Federation
LIBRARY AS AN OPEN BOOK
Abstract: The article presents the experience of implementing a large-scale network project of modernization of municipal libraries "City Library" in the Krasnoyarsk Territory. The philosophy of the project, the main ideas and principles laid down in it by the developers are described. The activity of the modernized libraries after the transformation of their spaces and the introduction of modern technologies and new formats of work is also characterized.

Keywords: municipal library; modernization; network project; architecture; design; interior.
Ашихина Светлана Юрьевна
pr-менеджер дизайн-группы ArtStyle, Красноярск
E-mail: manager9@artstyle.su
БИБЛИОТЕКА КАК ОТКРЫТАЯ КНИГА
В статье представлен опыт реализации в Красноярском крае масштабного сетевого проекта модернизации муниципальных библиотек «Городская библиотека». Описана философия проекта, основные идеи и принципы, заложенные в него разработчиками. Также охарактеризована деятельность модернизированных библиотек после преобразования их пространств и внедрения современных технологий и новых форматов работы.

Ключевые слова: муниципальная библиотека; модернизация; сетевой проект; архитектура; дизайн; интерьер.
С 2015 года в Красноярском крае реализуется уникальный сетевой проект модернизации библиотек «Городская библиотека». В России это один из первых и наиболее масштабных проектов подобного формата, который позволяет преобразовывать устаревшие библиотечные пространства в новые, светлые, современные и высокотехнологичные центры. Неслучайно в основу проекта легла идея распахнутой книги, символизирующей открытость знаний и доступность библиотек. Приветливые, просторные, с большими окнами библиотеки теперь имеют продленный график работы и предлагают свободный доступ ко всему книжному фонду. Таким образом, реализован принцип, отмеченный С.Д. Бородиной и Р.Ф. Салаховым: «Одной из первых трансформаций архитектурного облика библиотек в связи с изменением их функций явилось превращение библиотек-книгохранилищ в социальный институт, организующий массовое чтение» [1].

Разработкой и реализацией дизайн-проекта модернизации библиотек на протяжении более чем 6 лет занимается красноярская дизайн-группа ArtStyle. За эти годы в крае открылось уже 40 обновленных библиотек в 16 городах и селах края – от южных районов до Заполярья. В их числе Красноярская городская библиотека им. Н.А. Добролюбова, Красноярская краевая молодежная библиотека, муниципальные библиотеки в Дивногорске, Железногорске, Сосновоборске, Зеленогорске, Минусинске, Канске, Лесосибирске, Бородино, Шарыпово, Назарово, Дудинке и других населенных пунктах. Одна из последних модернизированных библиотек открылась в конце 2021 года в городе Игарке.
В начале работы над проектом речь шла о модернизации лишь двух библиотек правобережья Красноярска: взрослой – им. Н.А. Добролюбова и детской – им.
С.В. Михалкова. Но по ходу проекта стало ясно, что необходим единый сетевой зонтичный бренд, который включал бы в себя две библиотечные системы – взрослые и детские библиотеки. Для их отстройки друг от друга было применено цветовое кодирование. Для взрослых библиотек выбрана сложная монохромная гамма с акцидентным брусничным цветом. А для детских – солнечная, позитивная цветовая гамма с акцидентным зеленым. Позже в проекте появилась молодежная библиотека: ее отличительным цветом стал оранжевый.

Миссия библиотеки сегодня – быть проводником различных форм получения информации в современном мире [2]. Она должна восприниматься не просто как хранилище книг, а как динамичная, привлекательная площадка, современный культурный центр. Даже проходя мимо, каждый должен чувствовать, что двери для него всегда открыты, что его здесь ждут. А те, кто заглянул внутрь, должны захотеть остаться здесь и потом возвращаться снова и снова. Модернизация библиотеки – не просто изменение пространства, а внедрение новой идеологии. И все визуальные решения, предложенные дизайн-группой ArtStyle, подчинены этой идеологии.

Визуальный язык, на котором происходит общение с аудиторией, должен соответствовать духу времени, быть легко считываемым. Логотип библиотеки ассоциируется с облаком тегов – узнаваемым для современных детей и подростков образом. Кроме того, в логотипе присутствуют визуальные переменные элементы – пиктограммы (книги, интернет-символы, символы города).

Разработанный визуальный стиль стал основой для интерьерных решений. Поскольку в центре внимания находится книга, в пространстве каждой библиотеки можно увидеть цитаты из литературных произведений, крылатые фразы, высказывания известных писателей.

Все предложенные планировочные решения также сосредоточены на главных смыслах проекта – городе, книге, открытом пространстве. Чтобы избавиться от тесных помещений и перегородок, по возможности убирали все глухие стены и заменяли на стеклянные. Причем такие светопрозрачные конструкции использовались только в случае необходимости акустического зонирования. Везде освобождали окна, часто закрытые стеллажами, делая их широкими, светлыми и
открытыми, подобно уличным витринам. Такая планировка и организация внутрибиблиотечного пространства создает образ привлекательной, прозрачной культурной среды, открытой для всех – и для прохожих, которые видят ее уютный мир через большие окна, и для тех, кто работает внутри.

Еще одним важным решением стал отказ от отдельных закрытых помещений для хранения книг. Читателям был предоставлен максимальный доступ ко всем фондам библиотек. А бывшие книгохранилища стали частью общего библиотечного пространства, дополнительно увеличив его площади.

Впрочем, современная библиотека – это не только место встречи с книгой, но и общественное пространство, где можно интересно и с пользой провести время в комфортной обстановке, назначать встречи и проводить мероприятия. В каждой библиотеке есть камерные зоны, небольшие столики, мягкие кресла. Такие уголки позволяют каждому расположиться так, как удобно ему. А еще во всех библиотеках оборудованы игровые комнаты для самых маленьких посетителей – даже тех, кто еще не умеет читать
Еще одна важная черта проекта – технологичность и мультимедийность. Современная городская библиотека активно использует передовые технологии. В детской библиотеке им. С.В. Михалкова для самых юных читателей есть стенд с раритетными книгами под стеклом, которые можно пролистать с помощью расположенного рядом тач-экрана. Здесь же имеется проекционная книга, на матовую поверхность которой при помощи проектора выводятся изображения. Проводя над ней руками, дети словно перелистывают страницы книги и могут читать стихи, рассматривать картинки. В библиотеке им. М.М. Пришвина есть целая интерактивная стена, прикасаясь к которой можно активно взаимодействовать с презентацией или текстом. А в холле молодежной библиотеки на стене изображено городское здание, окна которого служат экранами: на них выводятся анонсы, объявления, фотографии – дом оживает!

Стартовав в 2015 году с двух учреждений, проект «Городская библиотека» ежегодно прирастает новыми точками на карте. Идеологом и вдохновителем, а также главным двигателем проекта с самого начала являлся Алексей Михайлович Клешко, первый заместитель председателя Законодательного Собрания Красноярского края.

Ему принадлежит тезис, ставший ключевым: «В современном обществе чтение должно быть модным, а библиотека – открытой и дружелюбной». Именно благодаря неравнодушию и усилиям А.М. Клешко стало возможным существование этого проекта, его финансирование.

Участие в оформлении библиотеки принимали родственники некоторых писателей и поэтов, именами которых названы библиотеки: супруга Романа Солнцева, дочь Валентина Распутина, супруга и сын Сергея Михалкова. Они помогали в выборе цитат и фотографий, а также лично присутствовали на открытии. Почетные гости высоко оценили уровень проекта и качество его исполнения.

Проект «Городская библиотека» был также отмечен и профессиональным сообществом:
• 2017 год – золотой диплом в номинации «Интерьеры» на фестивале «Зодчество Восточной Сибири»;
• 2017 год – диплом национальной премии «Лучший интерьер» в номинации «Общественные интерьеры» на Всероссийском архитектур - ном смотре-конкурсе в рамках Международного фестиваля «Зодчество»;
• 2019 год – диплом EUROPEAN PRODUCT DESIGN AWARD в номинации Design for Society.

Но главное – это то, что проект оценили люди. Статистика показывает: когда открывается очередная модернизированная библиотека, количество ее посетителей увеличивается почти на 30 %. Это значит, что распространенное сегодня мнение о том, что библиотеки неизбежно деградируют, становятся неактуальными в эпоху интернета и гаджетов, как минимум спорно. Люди снова охотно идут в библиотеки, а их сотрудники признаются: теперь они ходят на работу как на праздник.

Радость, энтузиазм, горящие глаза детей и взрослых – это то, что вдохновляет создателей на дальнейшее расширение проекта. При этом важно не просто продолжать тиражировать успешный опыт, но усиливать и развивать его в каждой новой библиотеке.
Центральная городская библиотека им. М. Горького. 2019 Central City library named after M. Gorky. 2019
Интерьер библиотеки им. Н. А. Добролюбова. 2015 Interior of the library named after N. A. Dobrolyubov. 2015
Центральная городская библиотека им. М. Горького. 2019 The Central City library named after M. Gorky. 2019
Интерьер детской библиотеки им. С. В. Михалкова. 2016 Interior of the Children's library named after S. V. Mikhalkov. 2016
Литература
1. Бородина, С.Д., Салахов, Р.Ф. Дизайн общедоступных библиотек как отражение их социальных функций // Вестник Казанского гос. университета культуры и искусств. – Казань, 2018. – № 4. – URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/dizayn-obschedostupnyhbibiliotek-kak-otrazhenie-ih-sotsialnyh-funktsiy (дата обращения 24.01.2022).
2. Кормишина, Г. М. О миссии и социальной роли библиотек // Вестник Московского гос. университета культуры и искусств. – Москва, 2008. – № 2. – С. 139– 142. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-missii-isotsialnoy-roli-bibliotek (дата обращения 08.03.2022).
3. Краевой проект «Библиотеки будущего»: опыт модернизации библиотек в Красноярском крае / А.П. Калугин, Н.А. Сангаджиева, В.В. Тишакова, Т.В. Трифунтова, Е.А. Шевчук, К.О. Чунькина. – Красноярск, 2020. – 80 с.
4. Шибаева, Е.А. Библиотеки нового поколения: проект модернизации // Библиотековедение. – Москва, 2019. – Т. 68. – № 2. – С. 130–132.
References
1. Borodina S. D., Salaxov R. F. Dizajn obshhedostupny`x bibliotek kak otrazhenie ix social`ny`x funkcij [Design of public libraries as a reflection of their social functions]. Vestnik of the Kazan State University of Culture and Arts. Kazan, 2018, no. 4, available at: https://cyberleninka. ru/article/n/dizayn-obschedostupnyh-bibiliotek-kakotrazhenie-ih-sotsialnyh-funktsiy (accessed 24.01.2022).
2. Kormishina G. M. O missii i social`noj roli bibliotek [On the mission and social role of libraries]. Vestnik of the Moscow State University of Culture and Arts. Moscow, 2008, no. 2, pp. 139–142, available at: https://cyberleninka. ru/article/n/o-missii-i-sotsialnoy-roli-bibliotek (accessed 08.03.2022).
3. Kalugin A. P., Sangadzhieva N. A., Tishakova V. V., Trifuntova T. V., Shevchuk E. A., Chun`kina K.O. Kraevoj proekt "Biblioteki budushhego": opy`t modernizacii bibliotek v Krasnoyarskom krae [The regional project "Libraries of the future": the experience of modernization of libraries in Krasnoyarsk region]. Krasnoyarsk, 2020, 80 p.
4. Shibaeva E.A. Biblioteki novogo pokoleniya: proekt modernizacii [Libraries of a new generation: the project of modernization]. Bibliotekovedenie. Moscow, 2019, v. 68, no. 2, pp. 130–132.
Библиографическое описание для цитирования:
Ашихина С.Ю. Библиотека как открытая книга. // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2022. – № 1 (10). – С. 124-129.
[Электронный ресурс] URL: http://usdvart.ru/sectiontheory10#rec454806098

Citation:
Ashihina, S. Y. (2022). LIBRARY AS AN OPEN BOOK. Izobrazitel`noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal`nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 1(10), pр. 124-129.

Статья поступила в редакцию 7.02.2022
Received: February 7, 2022.
Оцените статью
DOI: 10.17516/2713-2714-0015
УДК 069.9
Zaikov Nikolay Sergeevich
State Technical University named after I.I. Polzunov Barnaul, Russian Federation
FEATURES OF THE WORKS AND TEXTS' REPRESENTATION IN THE EXPOSITIONS
OF THE INTERREGIONAL YOUTH ART EXHIBITIONS "AZ.ART.SIBERIA"
Abstract: The article examines the evolution of a long-term exhibition project "Az.Art. Siberia" in terms of organizing art exhibitions. The practical significance of the work is associated with the identification and brief description of the methods of their construction and the results of this activity. The author comes to a conclusion that the success of exhibitions among viewers directly depends on the organizers' attention to the architectural and design aspects of designing large expositions.

Keywords: Interregional youth art exhibition "Az.Art.Siberia"; large Siberian exhibition projects; grant funding for cultural initiatives; design project for the decoration of expositions.
Зайков Николай Сергеевич
художник-график, педагог, куратор крупных выставочных проектов, и. о. заместителя директора института архитектуры и дизайна Алтайского государственного технического университета имени И.И. Ползунова, профессор, член Союза художников России, руководитель Межрегиональной молодежной художественной выставки «Аз.Арт.Сибирь», Барнаул
Е-mail: zaikov-n@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕКСТОВ В ЭКСПОЗИЦИЯХ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ
МОЛОДЕЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК «АЗ.АРТ.СИБИРЬ»
В статье рассматривается эволюция долгосрочного выставочного проекта «Аз. Арт.Сибирь» в аспекте организации художественных экспозиций. Практическая значимость работы связана с выявлением и кратким описанием методов их построения и результатов этой деятельности. Автор приходит к выводу о том, что успех выставок у зрителей напрямую зависит от внимания организаторов к архитектурно-дизайнерским решениям в проектировании крупных экспозиций.

Ключевые слова: Межрегиональная молодежная художественная выставка «Аз. Арт.Сибирь»; выставочный проект;
грантовое финансирование; дизайн-проект экспозиций.
Молодежный художественный выставочно-конкурсный проект «Аз.Арт.Сибирь» реализуется Алтайской краевой организацией Всероссийской творческой общественной организации (ВТОО) «Союз художников России» в Барнауле с 2004 года [7]. К настоящему времени проведено десять выставок, масштаб которых рос из года в год. Организация конкурсных экспозиций и способы презентации работ, представленных на них, со временем претерпевали значительные изменения. Целью настоящего исследования является анализ принципов и особенностей показа произведений станковой живописи, оригинальной и печатной графики, скульптуры, графического дизайна, декоративного искусства и искусствоведческих текстов, участвовавших в конкурсной программе на протяжении всей истории проекта, а также обоснование уникальности экспозиционных решений выставок 2019 и 2021 годов для сибирской практики [1, 6]. Работа может быть полезна организаторам крупных выставочных проектов и позволит учесть положительный опыт презентации художественных произведений на «Аз. Арте».

Идея проведения межрегиональных молодежных выставок на Алтае возникла в 2002 году, когда правление Алтайской краевой организации ВТОО «Союз художников России» под руководством В.Ф. Проходы (председателя организации в 1988–1992 и 1998–2016 годах) в рамках программы обменных проектов, реализуемой в то время, пригласило к участию в краевой выставке «Молодежка планеты Алтай» художников Новокузнецка. Экспозиция получилась интересной, и в следующем 2003 году уже в Новокузнецке с успехом прошла выставка молодых художников Алтайского края и Новокузнецка «Молодежка планеты Кузбасс – Алтай», организованная творческими союзами соседних территорий.
Успех выставок у зрителей и большой интерес художников к участию в них продемонстрировали актуальность подобных проектов. Куратором этих экспозиций выступала член правления Алтайской краевой организации ВТОО «Союз художников России» Е.В. Демкина. Таким образом, к 2004 году в Барнауле сложились условия для появления периодической межрегиональной молодежной конкурсной выставки, охватывающей регионы Сибири: сформировалась команда проекта, обладающая организационным опытом и желанием проводить такие выставки на площадях, имеющихся в распоряжении Алтайской краевой организации ВТОО «Союз художников России», на фоне большого художнического и зрительского интереса.

Первые выставки проекта «Аз.Арт.Сибирь» (такое название он получил в 2005 году) организовывались в условиях отсутствия стороннего финансирования – почти исключительно на средства общественной организации. На этом этапе развития проект – при дефиците бюджета и прочих трудностях становления – осуществлялся легко, что называется «на коленке», и вполне соответствовал духу времени. В дальнейшем, по мере роста авторитета выставки, кураторы смогли привлечь финансовую и организационную поддержку Правительства Алтайского края (с 2009 года, а с 2013 года – грантовую), федеральных институций (Фонд Президентских грантов с 2019 года) и частного бизнеса, что не могло не повлиять на ее характер. В 2007 году руководителем проекта стал член правления Алтайского Союза художников Н.С. Зайков, реализовавший к настоящему моменту в этом качестве восемь выставок.

С 2004 по 2011 год конкурсная экспозиция размещалась в одном пространстве – выставочном зале Алтайской краевой организации ВТОО «Союз художников России» (с 2016 года – Выставочный зал муниципального музея «Город») площадью около 400 кв. м. Выставочного пространства хватало, ведь в 2004 году в проекте приняли участие чуть более 90 художников из трех регионов, представивших около 250 произведений без деления по номинациям. Количество участников и экспонатов росло от проекта к проекту: в 2007 году более 160 авторов показали свыше 300 работ, в 2009 году – более 300 авторов и более 500 работ, а в 2011 году – 281 автор и свыше 580 работ [2, 3, 4, 7]. Так продолжалось до 2013 года, когда на VI Межрегиональную молодежную художественную выставку «Аз.Арт.Сибирь-2013» уже 360 авторов представили более 650 произведений, прошедших предварительный отбор [5]. C 2013 по 2019 год для показа конкурсных работ использовалось две площадки: помимо выставочного зала на проспекте Ленина в 2013 году – залы галереи изобразительного искусства «Республика ИЗО», в 2015 году – залы частной картинной галереи «Кармин», а в 2017 и 2019 годах – залы муниципального музея «Город». В этих дополнительных пространствах всегда экспонировались графические номинации: проблма показа произведений графики для растущего проекта из года в год становилась все острее (например, в 2007 и 2009 годах они развешивались шпалерно, буквально от пола до потолка).

Необходимо отметить, что до 2019 года экспозиции специально не проектировались, а презентация произведений осуществлялась привычно: на существующих стенах плоские экспонаты подвешивались при помощи выставочных шнуров, а объемные размещались на имеющихся в наличии подиумах. Восприятие с помощью оборудования специально не режиссировалось – оно направлялось только за счет экспозиционных приемов (того или иного порядка развески и расстановки произведений). Причем из-за отсутствия подиумов объекты часто оказывались на импровизированных постаментах – скамьях, щитах, укрытых драпировками, стульях и т.п. Специальный свет не выставлялся. Роль таких важных компонентов современных выставок, как информационные модули, – своеобразных «паспортов» экспозиций – в залах играли лишь афиши формата А3.
Колоннада с текстом о семнадцатилетней истории проекта открывает экспозицию выставки 2021 года МСК «Титов-арена» (Барнаул).

A colonnade with a text about the seventeen-year history of the project opens the exposition of the 2021 exhibition. Multifunctional sports complex "Titov-Arena" (Barnaul)
Впрочем, дефицит средств, площадей и самого простого оборудования порой приводил организаторов к необычным решениям. Так, например, в 2011 году во время церемонии закрытия выставки уличный щит проекта размером 3×2 м, размещенный во время его работы на фасаде выставочного зала, был снят с креплений участниками выставки и занесен внутрь для проведения «круглого стола» и награждения, превратившись при этом в сам круглый стол. В том же году для показа работ в номинации «Графический дизайн» было использовано пространство между стеклами витражей выставочного зала, формирующих фасад на красной линии главного проспекта города. Нестандартной была стихийная кампания по продвижению проекта 2007 года, когда команда молодых художественных активистов за ночь расклеила в центре Барнаула несколько сотен черно-белых афиш проекта, впервые отпечатанных офсетным способом на тонкой бумаге.

В 2019 году Межрегиональная молодежная художественная выставка «Аз.Арт.Сибирь» вышла на новый уровень: дополнительно к финансированию по программе грантов губернатора Алтайского края в сфере культуры проект получил поддержку российского Фонда президентских грантов. Это позволило организаторам принципиально иначе подойти к решению задачи презентации конкурсных произведений.

Молодым барнаульским архитектурным бюро MDVA был разработан проект конкурсных экспозиций, объединяющий три зала, расположенных в разных частях города. Проектировщикам удалось малыми средствами, при помощи уникальных простых временных конструкций и специальных подиумов, почти в два раза увеличить экспозиционные площади выставочных залов, традиционно использовавшихся для проведения проекта, обеспечив при этом хорошие условия подачи произведений. Дизайн-решения, примененные при оформлении выставки, позволили сформировать концептуально единое современное арт-пространство, предлагающее внятный сценарий восприятия экспозиций. Активное цветовое и функциональное зонирование, продуманные визуальные маркеры, подвижные выставочные элементы, световая драматургия, титульные декорации с мобильными мониторами, фасадная суперграфика – все это до неузнаваемости изменило привычные горожанам выставочные залы. Интересно, что искусствоведческие тексты, с 2013 года участвующие в конкурсе, в 2019 году впервые были выведены в экспозицию и зазвучали визуально, встав в один ряд с произведениями изобразительного искусства: их «проекция» на центральную – цилиндрическую – декорацию производила на зрителей очень сильное впечатление [6].
В 2021 году участниками конкурсной программы выставки стали более 300 художников и искусствоведов из десяти регионов Сибири и Приморского края почти с 700 работами, показанными в шести номинациях. Для реализации проекта были получены средства грантов Фонда Александра Прокопьева, губернатора Алтайского края в сфере культуры и Фонда президентских грантов на поддержку социально значимых проектов. Бюджет выставки 2021 года совершенно точно являлся самым крупным среди всех бюджетов художественных выставочных проектов современной истории Алтайского края и одним из самых значительных в Сибирском федеральном округе.

Экспозиция развернулась на 2000 кв. м. многофункционального спортивного комплекса «Титов-арена», установив рекорд посещаемости: за три недели работы ее посмотрели почти 10 000 зрителей. Архитектурным бюро MDVA вновь был разработан и реализован проект оформления, а для показа произведений использовалось профессиональное выставочное оборудование. Даже без задействования чаши хоккейного стадиона экспозицию удалось свободно разместить в светлых галереях арены. Впервые в новейшей истории проекта все номинации демонстрировались под одной крышей, где было найдено оптимальное соотношение экспозиционной площади, количества произведений, а также оборудования для их размещения. Искусствоведческие тексты вновь были внедрены в экспозицию: распечатанные на шестиметровых баннерах, они удачно замыкали пространство.
Принцип застройки выставки во многом был продиктован техническими возможностями немецкого оборудования выставочной системы Octanorm, но модульная экспозиция была оживлена и структурирована мощной входной колоннадой, посвященной истории проекта, цветовыми пространственными маркерами витрин-инсталляций, а также дополнена шестиметровой фирменной стелой, установленной на площади перед спортивным комплексом и замыкающей перспективу Обского бульвара – одной из главных рекреационных осей города. Появление этого выразительного пространственного элемента неслучайно: проект 2021 года проводился в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции covid-19, обусловившей стремление организаторов к формату open-air. Презентация выставки прошла под открытым небом, экспозиция как бы шагнула в город, а вогнутая уличная сцена-фотозона вместе с фасадным светодиодным экраном (6×10 м), на котором транслировалось выставочное видео, безусловно, усиливали эффект. На протяжении трех недель экспозиция-аквариум (три внешних стены сооружения полностью остеклены) ярко раскрывалась горожанам, превращая случайных прохожих в своих зрителей [1].

За последнее десятилетие в Сибири, помимо выставок проекта «Аз.Арт.Сибирь», был реализован целый ряд крупных художественных экспозиций. Это и межрегиональные молодежные выставки «Молодая Сибирь» (Красноярск, 2011, 2013, 2016), «Аз есмь» (Кемерово, 2013), «Связь времен, или Назад в будущее» (Кемерово, 2017 – 2018), и межрегиональные художественные выставки «Сибирь-XI» (Омск, 2013), «Сибирь-XII» (Новокузнецк, 2018), «Форма» (Новокузнецк, 2019), «Форма 2.0» (Новокузнецк, 2020), «Красный проспект» (Новосибирск, 2011, 2014, 2020), и Новосибирские международные триеннале современной графики (Новосибирск, 2012, 2018, 2021), а также некоторые другие.

Все эти проекты имели различные концепции, статус, уровень и количество представленных произведений, проходили на совершенно разных площадках, но ни один из них не смог приблизиться к последним «Аз.Артам» в части экспозиционно-дизайнерской организации выставочных пространств. Опыт реализации большой выставки с акцентом на мощные современные проектные решения экспозиций совершенно точно показывает отличные практические результаты: даже средние по художественному уровню произведения в таких условиях воспринимаются иначе, а зрительский успех говорит сам за себя.
Литература
1. Аз.Арт.Сибирь – 2021. X Межрегиональная молодежная художественная выставка. – URL: https:// vk.com/azartsiberia (дата обращения 24.08.2021).
2. Межрегиональная молодежная художественная выставка «Аз.Арт.Сибирь – 2007» : каталог. – Барнаул : АКО ВТОО «Союз художников России», 2007. – 24 с.
3. IV Межрегиональная молодежная художественная выставка «Аз.Арт.Сибирь – 2009» : каталог. – Барнаул : АКО ВТОО «Союз художников России», 2009. – 36 с.
4. V Межрегиональная молодежная художественная выставка «Аз.Арт.Сибирь – 2011» : каталог / ред.-сост. Н.С. Зайков. – Барнаул : АКО ВТОО «Союз художников России», 2011. – 68 с.
5. VI Межрегиональная молодежная художественная выставка «Аз.Арт.Сибирь – 2013» : каталог / ред.- сост. Н.С. Зайков. – Барнаул : АКО ВТОО «Союз художников России», 2013. – 120 с.
6. IX Межрегиональная молодежная художественная выставка «Аз.Арт.Сибирь – 2019» : альбом-каталог / автор Н.С. Зайков. – Барнаул : АКО ВТОО «Союз художников России», 2019. – 220 с.
7. Не первая Межрегиональная молодежная выставка «Грани» : каталог / авт. вступ. ст. Л. Леонова. – Барнаул : АКО ВТОО «Союз художников России», 2004. – 12 с.
References
1. Az.Art.Sibir` – 2021. X Mezhregional`naya molodezhnaya xudozhestvennaya vy`stavka [Az.Art. Siberia – 2021. X interregional junior art exhibition], available at: https://vk.com/azartsiberia (accessed 24.08.2021).
2. Mezhregional`naya molodezhnaya xudozhestvennaya vy`stavka "Az.Art.Sibir` – 2007": katalog [The interregional junior art exhibition "Az.Art.Siberia – 2007": catalogue]. Barnaul, Altai regional brunch of the Union of artists of Russia, 2007, 24 p.
3. IV Mezhregional`naya molodezhnaya xudozhestvennaya vy`stavka «Az.Art.Sibir` – 2009» : katalog [IV interregional junior art exhibition "Az.Art. Siberia – 2009": catalogue]. Barnaul, Altai regional brunch of the Union of artists of Russia, 2007, 36 p.
4. V Mezhregional`naya molodezhnaya xudozhestvennaya vy`stavka «Az.Art.Sibir` – 2011»: katalog [V interregional junior art exhibition "Az.Art. Siberia – 2011": catalogue]. Compiler and ed. N. S. Zajkov. Barnaul, Altai regional brunch of the Union of artists of Russia, 2011, 68 p.
5. VI Mezhregional`naya molodezhnaya xudozhestvennaya vy`stavka «Az.Art.Sibir` – 2013»: katalog [VI interregional junior art exhibition "Az.Art. Siberia – 2013": catalogue]. Compiler and ed. N. S. Zajkov. Barnaul, Altai regional brunch of the Union of artists of Russia, 2013, 120 p.
6. IX Mezhregional`naya molodezhnaya xudozhestvennaya vy`stavka «Az.Art.Sibir` – 2019» : al`bom-katalog [IX interregional junior art exhibition "Az.Art.Siberia – 2019": album-catalogue]. Compiler and ed. N. S. Zajkov. Barnaul, Altai regional brunch of the Union of artists of Russia, 2019, 220 p.
7. Ne pervaya Mezhregional`naya molodezhnaya vy`stavka "Grani": katalog [Not the first interregional junior exhibition "The edges"]. Introduction L. Leonova. Barnaul, Altai regional brunch of the Union of artists of Russia, 2004, 12 p.
Библиографическое описание для цитирования:
Зайков Н.С. Особенности презентации произведений и текстов в экспозициях межрегиональных молодежных выставок "Аз.Арт.Сибирь". // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2022. – № 1 (10). – С. 130-137.
[Электронный ресурс] URL: http://usdvart.ru/sectiontheory10#rec454814832

Citation:
Citation: Zaikov, N. S. (2022). FEATURES OF THE WORKS AND TEXTS' REPRESENTATION IN THE EXPOSITIONS OF THE INTERREGIONAL YOUTH ART EXHIBITIONS "AZ.ART.SIBERIA". Izobrazitel`noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal`nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 1(10), pр. 130-137.


Статья поступила в редакцию 27.02.2021
Received: December 27, 2021.
Оцените статью