Уж с утра до вечера и снова,
С вечера до самого утра,
Бьется войско князя удалого… [11, с. 334].
Широко обобщенный образ пространства как образ Русской земли Т.Д. Шушканова воплотила в композиции «Плач Ярославны» не только пластически формами-пространствами, но и окраской стекла в зеленый цвет. Зеленый цвет ассоциативно выражает представление о Русской земле как о прекрасной в момент ее весеннего пробуждения к новой жизни. В изображении же разлившегося по Русской земле горя после гибели русского войска Т.Д. Шушканова воздержалась от выбора черного цвета, отдав предпочтение красному, выражающему тему поражения русских как глубоко трагическую посредством диссонанса с зеленым.
В этом отношении самые эмоциональные изображения декоративной композиции «Плач Ярославны» – это плач Ярославны и звон колоколов. На оборотные стороны форм с изображениями этих сюжетов наложено стекло красного цвета в виде вытянутых, неровных по краям цветовых пятен, диссонирующих с зеленым цветом. И сами вертикально вытянутые, «открытые» вовне полые формы-пространства с изображениями плача Ярославны и звонящих колоколов воспринимаются по ассоциации взывающими к Небу. Неслучайно, по-видимому, мотив колокольного звона взят композиционно крупным планом. Изображение звонящих колоколов производит впечатление охватывающего широкое пространство Русской земли, в которую пришла весть о поражении русских в битве с половцами.
Изображения же многочисленного русского войска, вписанные в уплощенные поверхности объемов-пространств, воспринимаются иначе. Они производят впечатление реальных и одновременно живущих в ином пространстве. Это достигнуто приемом наложения прозрачного стекла поверх светлых гравированных изображений, слои которого пространственно отдаляют зрителя от изображенных событий и персонажей настолько, насколько они отдалены от них во время чтения самого «Слова о полку Игореве». При этом образы воинов трактованы обобщенно и в то же время конкретно, с передачей их прямостоящих фигур «плечо к плечу», их строгих лиц, а также форм и деталей их воинского снаряжения.
С особой тонкостью изобразил мастер-гравер в гравированном рисунке павших на поле боя ратников, их лица с закрытыми глазами и их воинское облачение – кольчуги и шлемы, а также землю с мягко стелющейся по ней травой, с которой они ритмически и по характеру рисунка связаны, образуя единое целое.
Примечательно, что в декоративной композиции «Плач Ярославны» ближайший к зрителю план срезан нижними краями форм, а вместе с ним и нижняя часть фигур воинов. Приемом «часть вместо целого» персонажи приближены к зрителю. В то же время изображенное пространство трактовано как мысленно продолжающееся в реальном пространстве – пространстве зрителя.
Трактовка времени в композиции «Плач Ярославны» обусловлена последовательностью событий «Слова о полку Игореве». Но это объективное время – время литературного произведения. А как оно изображено в декоративной композиции «Плач Ярославны»? С точки зрения композиции время изображено как «остановленное» в момент движения русского войска «в степь» и в момент самой битвы. Впечатление остановленности времени достигнуто фронтальным изображением русских воинов, обращенных лицом к зрителю. Время производит впечатление длящегося бесконечно, а значит причастного Вечности.
М.Б. Красильникова отмечала: «История есть временность, которая в самые напряженные моменты прорывается в вечность, соприкасается с вечностью» [7, с. 14].
Таким образом, обобщенно-условная трактовка пространства в композиции «Плач Ярославны» воплощает образ Русской земли в ее неразрывной связи с человеком, ее защитниками. А трагические события весны 1185 г. трактованы как длящиеся вечно.
К теме неразрывной связи человека с родной землей обращались художники и другого вида декоративно-прикладного искусства – гобелена. Но образ пространства они решали уже не как объем-пространство, а в форме ковра-картины, отличительной особенностью которого является плоскостность.
Своеобразно воплотил тему взаимосвязи человека с землей в гобелене «Чаеводы» (1987) грузинский художник Георгий Николаевич Гогуа (р. 1946, с 1973 г. он занимался исключительно творчеством). Гобелен выткан в технике гладкого ткачества.
Художник в создании этого произведения исходил не из зрительного впечатления, а из представлений о сущности бытия вообще. Композиция построена по принципу орнамента – на ритмическом чередовании форм.
Сюжет гобелена «Чаеводы» – сбор чая. Фигуры сборщиц чая заполняют почти всю плоскость тканого полотна. Сгруппированные по трое, они предстают в ритмически слаженном движении – движущимися из глубины по диагонали слева направо между чайными плантациями в виде кустиков, изображенных расположенными снизу вверх и переданных орнаментально. При этом передние фигуры женщин, расположенные на разных уровнях (правая выше левой), частью скрывают фигуры, находящиеся за ними выше, левее и правее. Фигуры вытканы из многоцветных нитей светло-серо-голубого, бежевого, красно-коричневого и светло-коричневого цветов. Приемы изображения пятном их лиц сочетаются в изображении сборщиц чая с приемом светотеневой моделировки, условной по характеру, так как они не освещены каким-то конкретным источником света. Фигуры сборщиц контрастно выделяются как более светлые по тону на черном фоне, орнаментированном изображением чайных плантаций, окаймленных вертикальными волнистыми полосами светло-сиреневого, светло-серо-голубого и бежевого цвета.
В целом жанровая сцена в гобелене «Чаеводы» производит впечатление сакральной, уподобленной некоему вечно длящемуся действу, сродни круговороту жизни природы, смене дня ночью, движению светил и звезд на небе, которые в гобелене не случайно сведены вместе.
Время в сюжетном действии сбора чая передано как сжатое до одного момента. Это достигнуто трактовкой движения женских фигур как разнонаправленных. Они производят впечатление движущихся и одновременно остановленных. Поэтому время в гобелене «Чаеводы» предстает вечно длящимся мгновением, не бытом, а неким бытием человека в его извечной взаимосвязи с родной землей. Отсюда знаковость женских фигур, геометризация их форм, в том числе лиц и рук.
Но если время передано в этом произведении в аспекте вечности, бытия вне конкретного времени, то и пространство – это не конкретное место действия, а образ некой широко обобщенной жизненной среды, с которой человек сроднился, став ее неотъемлемой частью, из века в век возделывая землю и выращивая урожай. Сроднился, но не слился, на что указывает контрастное сопоставление многоцветной фигурной композиции с черным фоном-пространством.
Таким образом, тема бытия человека на земле в аспекте его неразрывной связи с родной землей воплощена в гобелене «Чаеводы» как общечеловеческая по содержанию.
Еще один гобелен с сюжетным действием – диптих «Будни молодых художников» (1981; шерсть, лен, ручное ткачество; часть 1 «В ткацкой мастерской», 181×116; часть 2 «У дизайнера», 182×115) латвийской художницы Майи Гринфелде (р. 1953). Образ пространства и времени воплощен в нем иначе, а именно жанрово.
Л.А. Ткаченко, А.В. Ткаченко, Г.Ю. Мхатарян и Г.Ф. Привалова отмечали, что «художественный образ не только отражает, но и обобщает действительность» [14, c. 239]. При этом они подчеркивали, что «понятие "художественный образ", применяющееся к произведениям станкового характера и изделиям прикладного искусство, различно» [14, с. 239]. Тем не менее в гобелене как ковре-картине художники часто обращались к живописной трактовке тем, разрабатывая цветовое решение произведения. К их числу принадлежит и гобелен-диптих «Будни молодых художников» М. Гринфелде, вытканный в технике гладкого ткачества.
Тему и сюжет для этого произведения художница выбрала из окружающей действительности. Жизнь в творчестве запечатлена здесь в двух характерных моментах, а именно в момент воплощения творческого замысла в произведение («В ткацкой мастерской») и в момент его рождения или размышления над ним («У дизайнера»).
Но не только выбором этих, казалось бы, последовательных моментов творческого процесса М. Гринфелде раскрывает тему будней художников. Эта тема в мотиве непрерывности творчества раскрывается также характером передачи движений фигур художников. Поза дизайнера, изображенного стоящим в трехчетвертном повороте влево в проеме какой-то конструктивной формы, устойчива, не предполагает скорой смены на другую. Движение же молодой женщины, сидящей в профильном повороте наклонившись к ткацкому станку, воспринимается как повторяющееся или как вобравшее в себя многие подобные движения. Поэтому изображения художников производят впечатление пребывающих в длящихся моментах. Насколько долго длящихся? По сути вечно.
Само пространство в гобелене «Будни молодых художников» изображено не уходящим в глубину, а развернутым снизу вверх. Поэтому то, что находится ближе к зрителю, расположено внизу, а то, что дальше, – выше. В целом взятые крупным планом фигуры художников и детей изображены приближенными к зрителю. Ближе всех к нему дети: в первой части гобелена – «В ткацкой мастерской» – внизу, справа у самого края тканого полотна изображена девочка лет пяти в профильном повороте вправо; во второй части – «У дизайнера» – в левой части, внизу, также у самого края – мальчик лет четырех, фигура которого повернута спиной к зрителю. Художники изображены на среднем плане. Формы персонажей гобелена переданы уплощенно.
Сюжетные сцены изображены в этом произведении в условиях рассеянного солнечного света. Колорит построен на преобладании светлых теплых тонов, а также на сопоставлении нюансированных, перетекающих друг в друга оттенков теплых и холодных цветов, их разнообразных сочетаний, производящих впечатление переливающихся и одновременно по контрасту усиливающих звучность друг друга. Благодаря этому гобелен «Будни молодых художников» производит впечатление светоносного. Передача света как рассеянного, равномерно освещающего пространство мастерских и находящихся в них людей, наделяет изображение ощущением длящегося момента.
В целом тема «человек и искусство» раскрывается в гобелене «Будни молодых художников» как жизнь в непрерывном и эмоционально-приподнятом творчестве. Пространство в такой трактовке темы предстает образом широко обобщенной жизненной среды, а время – длящимся.
Московский гобелен развивался в 1970– 1980-е гг. «в рамках традиционного плоскостного ткачества» [6, с. 101–102]. Вместе с тем в нем активно экспериментировали с рельефно-фактурным гобеленом, «при этом изобразительное начало по-прежнему доминировало в работах московских художников»
[6, с. 102].