Эти черты присущи и другим фарфоровым произведениям Э.И. Еропкиной, создающим её неповторимый авторский почерк. В коллекции Государственного Эрмитажа находится аналогичная скульптура девушки с зеркалом, но с другим цветовым решением.
Тема спорта, остающаяся важной для советского государства и во второй половине ХХ века, представлена в коллекции музея единственной скульптурой вратаря-хоккеиста (1950–1960-е), модель которой выполнила Ирина Николаевна Никонова, а роспись – Елизавета Николаевна Лупанова. Художница для росписи использует всего два цвета – чёрный и красный, но вместе они создают выразительный облик спортсмена.
В коллекции музея хранится скульптура «Юный А.С. Пушкин» (1960-е), выполненная по модели Софьи Борисовны Велиховой. Юноша изображён в момент творчества сидящим за круглым столом и записывающим пером новое стихотворение. Скульптура создана из глазурованного белого фарфора, и только детали стола, табурета, писчие принадлежности: бумага, перо, чернильница – украшены позолотой. Несмотря на такую лаконичную роспись, облик поэта сразу узнаваем.
Анималистическая скульптура представлена двумя произведениями: «Сорока» Бориса Яковлевича Воробьёва (роспись И.И. Ризнича) и «Чайка» Павла Павловича Веселова (роспись В.М. Жбанова). Образы выполнены реалистично, отражая характерные позы и естественную окраску оперения птиц. Но если «Сорока» полна внутреннего движения, изображена кричащей, с открытым клювом и поднятым вверх хвостом, то «Чайка» спокойна и статична.
Художник по росписи фарфора и скульптор Галина Дмитриевна Шуляк работает на Ленинградском фарфоровом заводе (с 2005 г. – Императорский) с 1976 г. по настоящее время. В 2010 г. она получила звание «Заслуженный художник РФ», создав множество авторских тиражируемых работ и внеся свой вклад в развитие декоративно-прикладного искусства. В скульптуре «Прогулка с плеером» (1988) она обращается к современности. Молодые люди – парень и девушка – вышли на прогулку, юноша слушает музыку через плеер, прикреплённый к его поясу. Обращает на себя внимание короткая стрижка девушки, а также одежда людей, соответствующая моде 1980-х годов. Фигуры расположены на подставке. Скульптура является частью большой декоративной композиции «Салют» 2, созданной художницей под впечатлением от реальной жизни к 70-летию Октябрьской революции.
Помимо скульптуры в коллекции музея представлен также комплект для чая «Парус» (1989) с росписью Г.Д. Шуляк. Чашка украшена полихромной росписью с изображением парусника. Роспись двух блюдец кобальтовой краской в виде концентрических кругов имитирует морские воды, а на третьем блюдце присутствуют золотые звезды на синем фоне, создавая иллюзию ночного неба. Декор чайного комплекта имеет сходство с росписью сервиза «Арго» из коллекции Государственного Эрмитажа, автором и исполнителем которого также является Г.Д. Шуляк [2, с. 677]. Название сервиза – отсылка к легенде о греческом герое Ясоне, который на корабле «Арго» отправился в плавание к берегам Колхиды в поисках Золотого руна. На основании этого можно заключить, что на чашке из чайного комплекта представлен один из авторских вариантов изображения легендарного корабля аргонавтов.
Город, в котором жили и трудились художники Ленинградского фарфорового за - вода, неоднократно вдохновлял их на создание изделий с городской тематикой. Образ Ленинграда воплотился в нескольких произведениях члена Союза художников СССР Ольги Михайловны Матвеевой: ваза «Над Невой» (1985), декоративная тарелка «Белая ночь» (1988) и скульптура «Нева» (1991). На вазе художница изобразила решётку одного из мостов Ленинграда. В декоративной тарелке (рис. 4) набережная реки и мост с кованой оградой – типичный образ улиц города на Неве. Борт её украшен орнаментом, напоминающим гротеск эпохи Возрождения или, может быть, рельефные украшения фасадов домов Ленинграда. Роспись выполнена монохромно в коричневых тонах. Скульптура «Нева» создана из бисквита, подставка в виде колокола тонирована голубой краской. Река Нева представлена в образе девушки в длинном одеянии, сидящей на рыбе.
Еще одно произведение О.М. Матвеевой – ваза «Утренний туман» (1989) – своей блеклой синей цветовой гаммой и несколько «туманной», размытой росписью c изображением трав и паука, плетущего паутину, напоминает изделия датского фарфора рубежа XIX–ХХ веков стиля модерн. В декоративной тарелке «Осень» (1986) изображены пожухлые листья и осенние дары природы: персик, груша, яблоко, сливы. Сочетание подглазурной кобальтовой и надглазурной полихромной росписи придает изделию особую декоративность.
Татьяна Васильевна Афанасьева, ведущий художник, заслуженный художник РФ, почётный член Российской академии художеств, работает на Ленинградском фарфоровом заводе (с 2005 г. – Императорский) с 1975 г. по настоящее время. Декоративное блюдо «Мельница» (1989) представляет собой прекрасный пример её раннего творчества. Полихромная роспись: сельский пейзаж с полями, прудом, деревенскими домиками и мельницей – словно живописная картина, занимающая всю плоскость тарелки. Художница прекрасно передаёт настроение спокойного раннего утра или, наоборот, вечерней природы на закате солнца – точное время здесь сложно определить. Однако в использовании геометрических элементов для построения пейзажной композиции уже угадываются её будущие фантазийные росписи.
К пейзажной теме обращается также член Союза художников СССР Лариса Ивановна Григорьева в овальном блюде «Осень», в зеркале которого изображён парк с прудом и мостом. Роспись выполнена в традиционных осенних тонах: жёлтом, оранжевом, коричневом и чёрном. Условность и обобщение применяются в качестве живописного приёма и делают роспись похожей на акварельную.
Цветочная роспись чайного комплекта «Подарочный» (1960-е) Л.И. Григорьевой очень своеобразна. Композиция построена на сочетании локальных цветовых пятен. А чтобы придать большую оригинальность декору, художница применяет технику, использующуюся в графическом искусстве: она процарапывает надглазурную краску, создавая множество штрихов.
В собрании музея находится чайный комплект с самой известной росписью Ленинградского фарфорового завода, ставшей её символом, – «Кобальтовой сеткой». В послевоенные годы художник Ленинградского фарфорового завода Анна Адамовна Яцкевич создала роспись, в которой синие линии, выполненные подглазурной краской – кобальтом, образуют сетчатый орнамент, а золотые звёздочки скрепляют между собой части сетки. Считается, что эта роспись явилась творческим переосмыслением де - кора «Собственного» сервиза императрицы Елизаветы Петровны, созданного в середине XVIII века и выполненного в пурпурном колорите с цветами-незабудками на месте пересечения линий трельяжной сетки. Согласно другой версии, А.А. Яцкевич придумала свою роспись, глядя на заклеенные крест-накрест окна блокадного Ленинграда. Так или иначе, роспись «Кобальтовая сетка» в гармоничном сочетании с формами сер - виза «Тюльпан», в основе которого – шар со слегка волнообразной поверхностью, напоминающей лепестки цветка (автор формы – заслуженный художник РСФСР Серафима Евгеньевна Яковлева), стала классической и не теряет своей актуальности уже более полувека.
Дмитровский фарфоровый завод В коллекции Красноярского художественного музея хранятся изделия второго по времени появления в России фарфорового завода – Дмитровского, основанного в 1766 г. английским купцом Францем Яковлевичем Гарднером в селе Вербилки и ставшего первым русским частным заводом, производившим фарфор. В XIX веке продукция его считалась одной из лучших в России. В 1892 г. гарднеровский завод приобрёл Матвей Сидорович Кузнецов, и завод вошёл в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», где выпускал массовую продукцию.
Дальнейшее развитие предприятие получило уже в советское время. После 1917 г. завод стал именоваться по названию своего места расположения – Дмитровского уезда Московской губернии (существовал до 1929 г., сейчас это территория нескольких городских округов).
Чтобы соответствовать новой действительности, на заводе обновили росписи и формы изделий, которые во многом ещё повторяли декоративное оформление продукции кузнецовского периода в истории завода.
В 1937 г. на Дмитровском фарфоровом заводе была организована своя художественная лаборатория, куда вошли несколько мастеров, в том числе Евгений Петрович Смирнов, ставший впоследствии её руководителем. С 16 лет он трудился на заводе сна - чала гравёром, потом художником, с 1940 по 1980 гг. был главным художником предприятия. За время работы Е.П. Смирнов создал «свыше 500 оригинальных образцов оформления фарфора в самых различных техниках» [6, с. 179]. Среди них – роспись сервиза «Столовый» (1955), которая восходит к традициям оформления повседневных сервизов дореволюционного времени: цветы образуют орнамент вразброс, основная идея которого заключается в россыпи отдельных мелких цветочков или букетиков по всей поверхности изделия. Однако художник трактует традиционную роспись на современный лад: к цветочному украшению добавляет геометрический орнамент в виде ромбов. Другое произведение Е.П. Смирнова – ваза «Дружба народов» (рис. 1). В центре тулова с одной стороны изображена держащая в руках платок женщина на фоне цветочной композиции, с другой – женщина со снопом колосьев. Их фигуры окружены позолоченными колосьями и медальонами с изображением овощей и фруктов. На горле вазы расположен символ СССР – серп и молот, означающий единство рабочих и крестьян.
Для фарфоровых заводов нередка творческая преемственность поколений. Сын Е.П. Смирнова Пётр Евгеньевич продолжил дело своего отца. Он так же работал в художественной лаборатории, а в 1986–1991 гг. был главным художником предприятия.
В декоре сервиза «Рассвет» (1982) из собрания Красноярского художественного музея П.Е. Смирнов использует штрихи и цветовые пятна для изображения цветов и листьев, а также монохромный коричневый колорит с небольшим добавлением позолоты (рис. 5). Такое сочетание делает роспись созвучной искусству графики. Форма изделий сервиза также оригинальна. Тулова чайника, сливочника, сахарницы, вазы состоят из двух округлых объёмов, большего и меньшего, которые плавно переходят друг в друга. Их фигурные ручки, а также ручки чашки и подсвечника, напоминают крылья.
В 1957 г. в СССР отмечали 40-летие Октябрьской революции. Художники Дмитровского фарфорового завода выполни - ли несколько произведений, посвящённых этому событию. В фондах музея представлены два из них. Сервиз «Юбилейный» (1957) Клавдии Николаевны Паниковой украшен цветочной росписью, подчёркивающей белизну фарфора, а в центре тулова чайника в фигурном резерве имеется надпись «40 лет». Роспись вазы (1957) Александры Алексеевны Чекулиной представляет собой стилизованный растительный орнамент, выполненный в народном духе. В центре тулова овальный медальон с крупной цифрой «40», ниже – даты «1917–1957», а выше – изображение серпа и молота. Яркий колорит росписи в оранжево-жёлто-красных тонах и позолота придают вазе праздничный вид.
Скульптор (1967–1991) и главный художник Дмитровского завода (1991–1993), член Союза художников СССР Борис Ефимович Калита посвятил своё творчество созданию новых, необычных форм посудных изделий, которые часто сравнивают с архитектурой и мелкой пластикой. Его произведения – подлинно авторский фарфор: ни технология изготовления, ни само стремление художника к уникальности изделий не были предназначены для массово - го выпуска. В сервизе «Околица» (1989) из собрания музея формы предметов строгие, с чётко выверенными пропорциями, состоящие из геометрических элементов: квадратов, прямоугольников, кругов, конусов. Сочетая изделия между собой, автор подходит к сервизу как архитектор, создавая гармоничный, законченный ансамбль. Сложные, художественно выразительные формы подчёркиваются лёгкой лаконичной росписью, в композицию которой активно включается белый цвет черепка фарфора, становящийся заснеженным полем. Вдохновляясь искусством авангарда и советским фарфором 1920-х гг., Б.Е. Калита творил свои сервизные ансамбли, находя тонкую грань между утилитарностью и декоративностью предметов.
До середины 1930-х гг. Дмитровский фарфоровый завод почти не выпускал произведений малой пластики, поскольку по экономическим причинам всё внимание было сосредоточено на выпуске массовой посуды. Однако с 1935 г., с приездом на за - вод С.М. Орлова, скульптура постепенно вновь вошла в ассортимент продукции этого предприятия.
Заслуженный художник РСФСР Дмитрий Владимирович Горлов всецело посвятил себя анималистическому жанру. В коллекции музея находится одно из его известных произведений – «Рысёнок» (1950-е). Скульптор, ученик художника-анималиста В.А. Ватагина, много времени посвятил изучению мира животных, особенностей их жизни и поведения, благодаря чему его фарфоровые изделия живо и точно изображают обитателей леса. «Рысёнок» – это наивно-детский образ молодого животного. Мягкие, пластичные формы, минимальное цветовое решение создают обобщённый и привлекательный облик представителя семейства кошачьих. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе скульптура была награждена Большой золотой медалью.
Танец – любимая тема скульптора, члена Союза художников СССР Ольги Сергеевны Артамоновой. За время работы в художественной лаборатории Дмитровского фарфорового завода она создала серию произведений малой пластики, посвящённую национальным танцам и балету. В скульптуре «Уральский танец» (1950-е) О.С. Артамонова стремится раскрыть красоту и изящество движений девушки, а её одежда подчёркивает русский характер танца.
Дулёвский фарфоровый завод В Красноярском художественном музее представлены изделия третьего завода, ведущего истоки из XIX века, – Дулёвского. Завод был основан в 1832 г. Терентием Яковлевичем Кузнецовым, крестьянином из Гжели. До революции расцвет деятельности завода пришёлся на период управления им Матвеем Сидоровичем Кузнецовым, который создал «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова». В советское время предприятие продолжало успешно развиваться, выпуская как массовые, так и уникальные изделия.
Произведения Дулёвского фарфорового завода представлены в коллекции музея малой пластикой, чайными парами и сервизами.
Скульптура в основном демонстрирует произведения массового выпуска и достаточно разнообразна по тематике. Анималистический жанр представлен работами заслуженного художника РСФСР Алексея Георгиевича Сотникова. «Курица», одна из самых известных его скульптур, получила в 1958 г. Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе. Миниатюрными скульптурами овцы и ягнёнка он украшает крышку шкатулки (1956). Витой золотой узор в сочетании с кобальтовым фоном, которым декорировано это изделие, имитирует лазурит. Другая анималистическая скульптура – «Голубка» Павла Михайловича Кожина, также скульптора-анималиста, – выполнена обобщённо, с минимальным украшением: тонкие мазки золотой краски подчёркивают детали, подставка окрашена кобальтом.
Русские народные сказки представлены скульптурами «Гуси-лебеди» (1956) П.М. Кожина и «Снегурочка» (1950-е) Нины Александровны Малышевой. В первой из них ярко выражена динамика вытянутой вперёд шеи птицы и завитков вздымаю - щихся волн, над которыми летит на лебеде мальчик. Во второй скульптуре также про - слеживается движение в положении рук девушки, а наряд её, жёлтая шуба с узорами, покрыт сверху люстром, что усиливает декоративное звучание изделия.
Уральским сказам П.П. Бажова посвящены два произведения малой пластики. Скульптура «Каменный цветок» (1956) П.М. Кожина характеризуется богатством и красочностью росписи одежды Хозяйки Медной горы – русского сарафана и кокошника – и цветов у её ног. «Малахитовая шкатулка» (1950-е) Ольги Михайловны Богдановой изображает девушку Танюшку, примеряющую драгоценности и любующуюся собой в зеркале (рис. 6). Одежда её – традиционный крестьянский наряд: сарафан, белая рубашка с орнаментом-оберегом, кокошник. Справа от неё находится малахитовая шкатулка. Образ Танюшки полон юности и свежести. Есть у О.М. Богдановой и туалетный прибор-триптих (1955) по мотивам «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина. Два флакона выполнены в виде Шемаханской царицы и Звездочёта, коробочка – в виде сидящего на троне царя Дадона. Роспись яркая и полихромная, как и подобает «сказочному» произведению. Триптих получил Бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г.
К жанровой скульптуре обращались многие мастера Дулёвского фарфорового завода. Во второй половине ХХ века они продолжают развивать темы, бытовавшие ещё в довоенное время. Изображение представителей народов СССР в фарфоре было одной из важных задач в советский период. В музейной коллекции наиболее ярко это утверждение отражает скульптура «Украина» (1950-е) Асты Давыдовны Бржезицкой. В ней представлен образ спокойной, уверенной девушки в национальном костюме, стоящей среди подсолнухов. Скульптура входит в серию «Советские социалистические республики», где в женских образах нашли воплощение страны, входящие в состав СССР. Созданные А.Д. Бржезицкой, О.М. Богдановой, Н.А. Малышевой и Г.Д. Чечулиной по государственному заказу произведения предназначались для одного из павильонов Выставки достижений народного хозяйства, проходившей в 1953–1954 гг. в Москве.
Кроме «Украины», в коллекции Красноярского художественного музея есть ещё две скульптуры, представляющие народы СССР. Образ девочки, разливающей чай, воплотился в «Узбечке» (1950-е) О.М. Богдановой. Эта работа в коллекциях других музеев известна также под названием «Маленькая хозяйка». Трогательный образ матери, представительницы северного народа, поддерживающей рукой маленького ребёнка, сидящего на олене, запечатлён в скульптуре «Север» (1950-е) Н.А. Малышевой. Произведению присуждена Бронзовая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г.
Мотив сбора урожая берёт начало в 1930-х гг. и связан с развитием колхозов, поэтому для советского фарфора стал актуальным образ девушки, держащей в поднятых руках колосья. В скульптуре «Девушка со снопом» Н.А. Малышевой этот образ решён очень просто и обобщённо, нижняя часть туловища скрыта длинной юбкой, что облегчает технологическое изготовление изделия, рассчитанного на массовый выпуск. Так же решены её скульптура «Девушка с самоваром» и «Хлеб-соль» (1955) А.Д. Бржезицкой, обращённые к русским крестьянским традициям.
В малой пластике нашли отражение актуальные для второй половины ХХ века события. Скульптура «Объяснение» (1976) Н.А. Малышевой изображает беседующих мужчину и женщину, стоящих за круглым столиком, у их ног лежит собака в ошейнике с медалями (рис. 7). Вероятно, скульптура была создана по случаю возобновления строительства Байкало-Амурской магистрали в 1974 г., которое привлекло молодёжь из всех уголков СССР. Об этом можно судить по одежде мужчины: на безрукавке изображены индустриальные мотивы – плотины, заводы, мосты, вертолёт, а на куртке, переброшенной через плечо, имеется надпись «БАМ». В коллекции Калининградского областного музея изобразительных искусств находится такая же скульптура, но с другим названием: «Затянувшееся объяснение. Поедем на БАМ». На основании этого можно заключить, что в скульптуре из Красноярского художественного музея изображена сцена, когда молодой мужчина объясняет девушке, что собирается ехать на стройку, и приглашает её с собой.
К теме танца не раз обращались скульпторы в советское время. Свидетельство тому – многочисленные произведения, представляющие различные виды танцев. В коллекции музея это динамичный «Русский перепляс» (1955) А.Д. Бржезицкой. Более спокойные танцы представлены в скульптурах «Уральская кадриль» (1958) Н.А. Малышевой, «Азербайджанский танец» (1950-е) О.М. Богдановой. А «Юная балерина» (1950) Н.А. Малышевой – образ девочки, только готовящейся танцевать: она завязывает пуанты.
Скульптура украшает и бытовые изделия Дулёвского завода, в частности, крышки двух предметов из собрания музея. Образ девушки, смотрящейся в зеркало, воплотился в коробочке «Красавица» (1950-е) Галины Дмитриевны Чечулиной, а сказочный древнерусский город украшает шкатулку (1953) Н.А. Малышевой.
Остальные изделия Дулёвского фарфорового завода представлены в фондах музея сервизами и чайными парами. Их объединяет одна тема – изображение цветов, но каждый художник решает её по-своему.
Среди дулёвских мастеров одно из самых известных имён принадлежит заслуженному художнику РСФСР Петру Васильевичу Леонову. Более 40 лет – в 1932–1941 гг. и затем, после небольшого перерыва, в 1950– 1982 гг. – он был главным художником завода. Создавая свои произведения, П.В. Леонов ориентировался на народные традиции, взяв от них самое лучшее: яркость и богатство красок, условность изображения, жизнерадостность. Его росписи часто покрывают всю поверхность изделий в соответствии с дулёвской традицией. Эти особенности творчества П.В. Леонова отражают предметы из музейного собрания: декоративная тарелка с цветочной росписью, как в сервизе «Песня», и две чайные пары. Роспись первой пары восходит к знаменитому сервизу «Красавица», получившему Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. Форма этого сервиза, «Тюльпан», принадлежит художнице Ленинградского фарфорового завода Серафиме Евгеньевне Яковлевой. Декор другой чайной пары, с названием «Русский узор», повторяет роспись сервиза «Жар-птица». Декоративное оформление двух последних упомянутых сервизов было создано П.В. Леоновым еще в 1930-х годах, но предметы с такой росписью долго входили в ассортимент продукции завода, поэтому в музее представлены образцы 1950-х гг. Сервиз и отдельные чайные пары с росписью «Красавица» выпускаются и в настоящее время, став классическими для Дулёвского завода.
Иная по стилю роспись представлена в сервизах Владимира Климентьевича Яснецова, члена Союза художников СССР, заслуженного художника РФ. На его творческий почерк повлияли любовь к природе, а также рисунки китайского художника Ци Байши, которые он видел во время военной службы на Дальнем Востоке. В сервизе «Золотая ёлочка» (1957) роспись предельно лаконична, использованы всего три цвета: охра для ёлки, чёрный для веток и позолота. Роспись свободно располагается на изделиях, большую часть которых занимает простой белый фон. Что касается росписи второго сервиза, «Серебристый георгин» (1973), то она очень живописна. Художник сочетает различные оттенки кобальта, пишет размашисто, экспрессивно, делая центром композиции крупный цветок, а листья и стебли распределяя по оставшейся поверхности предметов. В.К. Яснецов всю творческую жизнь черпал вдохновение в природе, и потому его росписи – свободные, эмоциональные, радостные – так созвучны ей.
В своих росписях Вера Ивановна Тодорская, племянница писателя А.В. Перегудова, придерживается сине-белой гаммы по аналогии с гжельском фарфором или голландским фаянсом XVII века. В вазе «Кобальтовые цветы» (1982) мазок кисти – широкий, уверенный, а тёмно-синий цвет краски при - даёт росписи яркость и насыщенность.
Дулёвский фарфоровый завод известен цветочными росписями в народном духе, выполнявшимися быстрым лёгким широким мазком, – так называемыми «агашками». В подобной манере создана роспись двух сервизов: «Петунии» (1954) Сергея Гуреевича Аникина и «Ромашки» (1956) Николая Михайловича Борисова. Цветы располагаются на чёрном фоне, полностью покрывающем изделия: сплошное крытьё – тоже особенность дулёвской росписи.
Более детальное изображение растений можно увидеть в чайных парах «Ежевика» (1950-е) Василия Васильевича Гуняева и «Папоротник» (1955) Сергея Епифановича Молоткова и сухарнице «Золотые птицы» (1955) Н.М. Борисова. В первом и втором случае детали ягод и листьев ясно обозначены золотыми контурами, в третьем изделии розы написаны в графической манере тонкими линиями, что уже подразумевает четкость изображения.
Живописную цветочную роспись находим в сухарнице «Последний букет» (1957) Валентина Александровича Городничева. Художник смешивает оттенки красок и использует светотень, чтобы придать объём и реалистичный вид изображению.
Гжельский фарфор В коллекции Красноярского художественного музея хранится фарфор одного из старинных народных промыслов России – Гжели. Именно природные условия: наличие леса и глины, а также непригодность почвы для земледелия – способствовали развитию гончарства в местности недалеко от Москвы. С XVIII века в районе «гжельского куста», включающего несколько десятков деревень, местные мастера производили майолику, а в XIX веке освоили фаянс и фарфор. К началу ХХ века промысел постепенно пришёл в упадок, не выдержав конкуренции со стороны более крупных заводов. После революции 1917 г. гжельское производство было сосредоточено на выпуске технического фарфора и глиняных игрушек. И только со второй половины 1940-х гг., благодаря изучению гжельского наследия прошлых веков ученым-искусствоведом Александром Борисовичем Салтыковым и художницей, членом Союза художников Наталией Ивановной Бессарабовой, в Гжели начал постепенно восстанавливаться выпуск художественных изделий с росписью кобальтом по образцам сине-белого полуфаянса XIX века.
Н.И. Бессарабова внедрила множество новых вариантов традиционных гжельских росписей и форм в производство. Помимо посуды, художница занималась малой пластикой. В коллекции музея представлены три её скульптуры – «Птенчик», «Колхозница», изображающая девушку с лошадью, и «Жеребёнок». Роспись этих изделий – не подглазурный кобальт, ставший визитной карточкой Гжели, а полихромная, при этом основное звучание остаётся у белого цвета поверхности, а краски нанесены точечно, только в нескольких местах, и по минимуму использована позолота. Именно с анималистических скульптур Н.И. Бессарабовой началось возрождение традиционной гжельской малой пластики.
Художница не только сама создавала формы и росписи, но и обучала этому искусству других мастеров. В коллекции музея представлены изделия старшего поколения художников, учеников и соратников Наталии Ивановны.
Татьяна Сергеевна Дунашова, заслуженный художник РСФСР, член Союза художников, ветеран труда – потомственная керамистка, с детства знакомая с промыслом. Фарфоровая шкатулка из фондов музея даёт представление о её творчестве. Художница любит пышные композиции, симметрию, цветы, которые она пишет без предварительных эскизов, доверяя руке и фантазии. В шкатулке пространство поверхности по - делено на части, в которых чередуются изображения цветов и трельяжной сетки. В виде цветка выполнено и навершие крышки. Хотя роспись старается заполнить как можно больше поверхности изделия, всё же стремление к богатой орнаментальности не противоречит одному из главных принципов гжельской росписи – полностью не закрывать черепок краской, оставляя возможность продемонстрировать белоснежную поверхность фарфора.
Гжельская роза – символ промысла – цветёт на крышке и тулове сахарницы «Квадратная» (1976). Т.С. Дунашова выработала свою особую манеру написания цветов, которая хорошо прослеживается в этой росписи. Обобщённый силуэт, плавные переходы от тёмно-синего до светло-голубого, сочетание крупного цветка с тонкими спиралями трав и маленькими листочками – таково представление художницы о традиционной гжельской росписи.
В творчестве Людмилы Павловны Азаровой, народного художника СССР, в 1960– 1972 гг. главного художника гжельской артели «Художественная керамика», тема чаепития, тесно сопряжённая с прошлым укладом жизни гжельцев, нашла воплощение и в малой пластике, и в росписи посудных форм. В коллекции музея представлена одна из лучших скульптур автора – «Чаепитие» (форма 1966 г., роспись 1990 г.), где две барыни пьют за столом чай по-старинному из блюдец и самовара, в то время как к ноге одной из них ластится кошка. Форме присущи плавные округлые очертания, особенно заметные в области трактовки рук, обобщённость. Роспись же добавляет выразительности и конкретности образу.
Простота и округлость форм, плавное и неторопливое перетекание одних элементов в другие характерно для остальных произведений малой пластики Л.П. Азаровой из собрания музея: «Алёнушка», «Собирает яблоки», «Кошка», а также вазочки «Баба с котёнком» (1982). В последней тулово выполнено в виде женщины, декоративность явно преобладает над утилитарностью, и предмет воспринимается скорее как скульптура.
Тема чаепития, помимо малой пластики, отражена в росписи чайника (форма 1969 г., роспись 1992 г.), где с одной стороны ту - лова находится изображение барыни, пьющей чай в домашней обстановке. Её поза, движения, а также расположение элементов росписи схожи по композиции со скульптурой «Чаепитие». С другой стороны тулова изображена девушка, играющая с собакой. В том же изделии представлена ещё одна важная для гжельского промысла тема – изображение цветов. Лепные ромашки украшают крышку чайника и ручку, а также соединяют носик с горлом. Даже сама дисковидная форма тулова с рельефным декором по краю диска напоминает цветок.
Цветы своеобразно расцветают в другом произведении Л.П. Азаровой. В чайнике «Готическая роза» (1978) фигурное тулово состоит из двух соединённых четырёхлистников, внутри которых, как в рамке, находится цветочная роспись, выполненная весьма условно. Такое декоративное решение можно сопоставить с окнами-розами европейских готических соборов.
Пышную орнаментальную роспись находим на бокале с крышкой, созданном тем же художником. Выполненный различными кистевыми техниками: точками, мазками, сетчатым орнаментом, – фигурный картуш обрамляет изображение петуха, исполненного в народном духе. Подобный орнамент охватывает также крышку изделия. Ручка в виде витого жгута придаёт бокалу ещё большую декоративность.