1 апреля 1920 г. на заседании Коллегии Губнаробраза в художественно-историческую секцию были сделаны первые назначения сотрудников: «хранителем музея и заведующим библиотекой» утвердили архитектора Н.А. Шварева³ «с возложением на него обязанностей заведывания отделением архитектурным, прикладных искусств и историческим». Вторым хранителем и делопроизводителем стал художник К.К. Пантелеев-Киреев⁴ «с возложением на него обязанностей заведывания отделениями живописи и скульптуры» [5]. Очевидно, что уже с самого начала наметилась структура будущего художественного музея: отделения живописи, архитектуры, скульптуры, прикладного искусства, историческое, а также библиотека.
Для Константина Константиновича Пантелеева-Киреева это была не первая должность в Губнаробразе. Еще 23 февраля его назначили заведующим художественной секцией подотдела искусств, выдав ему 16 марта мандат с широкими полномочиями: «<…> взять на учет все художественные произведения, как то: картины, скульптуры, иконы и пр[очее] в правительственных и общественных учреждениях с целью выяснения их ценности и значения, а также их помещения в Народную Картинную Галерею» [6].
Приказом Губнаробраза № 194 от 10 мая 1920 г. К.К. Пантелеев-Киреев был назначен 1-м хранителем «художественно-исторического музея» (с 1 мая). 2-м хранителем с 3 мая стал 33-летний петроградский художник А.И. Стражник, работавший фактически в должности с конца апреля [7] (рис. 1).
Таким образом, в феврале–апреле 1920 г. именно К.К. Пантелееву-Кирееву пришлось до и после создания художественно-исторической секции одному организовывать будущий художественный музей. Он занимался поиском подходящего помещения для художественно-исторической секции⁵, осмотром и выявлением ценностей в учреждениях города, частных домах и квартирах, составлением описей и актов, «взятием под охрану» экспонатов.
19 июня 1920 г. Пантелеев-Киреев неожиданно был арестован [8]. Через 11 дней, 29 июня он был освобожден из тюрьмы и вновь приступил к своим обязанностям 1-го хранителя. В июне–июле Пантелеев-Киреев и Стражник на извозчиках перевозили художественные произведения и книги в дом Мерецкого, приобретали необходимое оборудование, размещали экспонаты в зале. Оба хранителя были уполномочены не только «осматривать ценности», но и «присутствовать при разборе и реквизиции» [9]. В июле Пантелеев-Киреев завел первую инвентарную книгу, которая сохранилась до наших дней в архиве ИОХМ⁶ (рис. 2, 3).
И только 15 сентября 1920 г. приказом Губоно 2-м хранителем художественно- исторической секции вместо А.И. Стражника был назначен Константин Иннокентьевич Померанцев, где он «уже застал налаживающийся аппарат, над которым <…> бился один Пантелеев», как цитировал его А.Д. Фатьянов. «К моменту прихода Померанцева в галерею "работы (картины) были развешаны в верхнем этаже (пока без всякой системы), и летом туда же пропускали экскурсии <…>"», – писал А.Д. Фатьянов [37, с. 28].
4 октября 1920 г. был арестован заведующий секцией охраны культурных ценностей М.А. Кравков, его должность временно занял секретарь секции Ф.В. Богородский [10].
Почти через месяц, 1 ноября 1920 г. Пантелеева-Киреева арестовали второй раз. На этот раз художник сидел в тюрьме три месяца и 8 дней [11].
В художественно-историческом отделении остался один Померанцев, который, согласно приказу № 27 от 15 ноября 1920 г., принял на себя весь инвентарь, экспонаты и материалы, числившиеся за 1-м хранителем. А 25 декабря его назначили исполняющим обязанности 1-го и 2-го хранителя и временно заведующим охраной памятников искусства и старины. 29 декабря на должность художника-инструктора был назначен художник Н.А. Андреев с исполнением обязанностей помощника хранителя [12].
В 1921 г. при Наркомпросе был создан Главный комитет по делам музеев и охране памятников искусства и старины (Главмузей) [34, с. 15–20], что повлекло преобразования на местах. 29 января 1921 г. постановлением Иркгубревкома секция охраны культурных ценностей (Областной музей) была переименована в подотдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Иркгуботнаробразе, заведующим которого был назначен Я.В. Ходукин. Через месяц подотдел был реорганизован в Восточно-Сибирский филиал подотдела исследования Сибири [13] во главе с Наукомом, в котором была создана коллегия ученых руководителей. Наряду с другими в структуру филиала входило Отделение по делам музеев и охраны культурных ценностей, состоявшее из отделов: исторического, народоведения, естественно-исторического, музеев провинции, художественного и секции охраны памятников и старины. Художественный отдел, как и прежде, состоял из подразделения живописи, прикладного искусства, архитектуры, скульптуры и художественной библиотеки [14]. Заведующим Отделением остался Я.В. Ходукин, первым помощником — Ф.В. Богородский [15].
8 февраля 1921 г. вернулся на службу освобожденный из тюрьмы 1-й хранитель К.К. Пантелеев-Киреев [16]. 16 февраля Я.В. Ходукин вновь утвердил на должности ученого руководителя художественно-исторического отделения профессора Г.И. Котова, 1-го хранителя К.К. Пантелеева-Киреева, 2-го хранителя К.И. Померанцева, 3-го хранителя Н.А. Андреева [17].
Однако после тюремного заключения К.К. Пантелеев-Киреев работать не смог в связи болезнью (диагноз «травматический психоневроз тяжелой формы») [18], и приказом № 4 от 21 июня 1921 г. он был уволен [19]. Так печально закончилась служба в Иркутске выдающегося, с нашей точки зрения, организатора и руководителя, первого хранителя национализированной картинной галереи художника Константина Константиновича Пантелеева-Киреева.
Следующим 1-м хранителем художественного отделения становится К.И. Померанцев, которого в июне 1921 г. отправили в командировку в Москву и Петроград с
целью ознакомления с положением музейного дела в центре и приобретения «для художественно-исторического отдела Иркутского губернского музея произведений искусств и экспонатов исторического значения» [20]. С 23 июня в должность 1-го хранителя временно вступила Марина Иннокентьевна Померанцева (сестра Померанцева) [21]. 2-м хранителем был принят 25 июня художник Николай Андреевич Андреев [22], прослуживший всего до 7 июля, пока его не арестовали.
С 7 августа 1921 г. обязанности 2-го хранителя практически исполнял инструктор секции охраны памятников старины и искусств Михаил Николаевич Горин [23], студент Петроградского университета, специализировавшийся в области истории искусства и литературы, реставрационных работ и описания памятников старины и искусств [24]. Но лишь приказом № 12 по Восточно-Сибирскому филиалу подотдела исследования Сибири от 20 августа М.Н. Горина назначили временно исполняющим обязанности 2-го хранителя и библиотекаря «художественно-исторического музея». Померанцеву было поручено «наблюдение за всем художественно-историческим отделением как живописи, прикладного искусства, художественной библиотеки» [25]. К октябрю все «поступившие экспонаты от В.П. Сукачева» были внесены в инвентарную книгу, о чем свидетельствует приказ № 15 от 18 октября 1921 г., устанавливающий их «<…>числить за 1-м хранителем худ[ожественно]-ист[орического] отд[еления] музея» [26].
2 декабря 1921 г. на должность библиотекаря-секретаря «художественно-исторического отделения областного музея» с исполнением обязанностей 2-го хранителя был назначен бывший служащий Губотдела Нарсвязи художник Николай Михайлович Чистяков. На следующий день М.Н. Горин сдал по акту Чистякову «все имущество и обязанности 2-го хранителя», числящиеся за ним и Н.А. Андреевым. А через три недели, приказом № 19 от 21 декабря, Н.М. Чистяков назначен 2-м хранителем, а инструктор Горин — библиотекарем-секретарем. Этим же приказом Н.А. Андрееву, освободившемуся 12 декабря из тюрьмы, предложено принять отдел живописи художественно-исторического отделения [27].
Чехарда реорганизаций, переназначений, арестов не способствовала планомерному и последовательному становлению музейного дела. Кроме того, «главным тормозом» были «сокращенный штат», «отсутствие высококвалифицированных ученых работников», низкое материальное положение служащих, теснота помещений, в результате чего невозможно было «выставить богатейшие коллекции», которые «валялись в кладовке». Для улучшения работы предлагалось выдавать «академический паек хотя бы высококвалифицированным ученым работникам как то: заведующим отделениями музея и хранителям»; повысить жалование; оплачивать сверхурочные часы; ввести лекторский паек «сотрудникам, проводящим экскурсии по музею и читающих на курсах по музееведению» [28].
В 1922 г. тяжелое экономическое положение страны после гражданской войны привело к резкому сокращению финансирования учреждений культуры. Из Протокола заседания коллегии ученых руководителей Восточно-Сибирского филиала подотдела по исследованию Сибири (18 января 1922 г.) узнаем, что смета на музей сокращена вдвое: «Из запрашиваемых 300 млн. отпущено 150 млн.», что «музеям предоставлено самообслуживаться, в смысле изыскания средств». Это привело к сокращению штатов по филиалу. Так, по художественно-историческому отделению на 1922 г. были сокращены должности: ученого руководителя, заведующего отделением, секретаря-библиотекаря и одного сторожа. Таким образом, в штате будущего художественного музея оставили 2-х хранителей «с возложением на одного обязанностей заведующего отделением и 1 сторож» [29].
В результате бывший ученый руководитель, первый начальник художественно-исторической секции Г.И. Котов в июне покинул Иркутск, вернувшись в Петроград в Академию художеств [30].
Серьезное ухудшение состояния музейного дела повлекло новую реорганизацию в губерниях РСФСР. В феврале 1922 г. решением Сибнародобраза Восточно-Сибирский филиал был упразднен, «Областной музей» передан в Иркутский губернский отдел народного образования (Иркгубоно) [31], а в июле включен в сеть государственных музеев под названием Иркутский государственный областной научный музей (ИГОНМ) [32], в структуре которого художественное отделение стало называться «картинной галереей». Штатный состав ИГОНМ на 1923– 1924 гг. состоял из заведующего музеем и пяти хранителей: картинной галереи, археологического отдела, этнографического отдела, отдела шаманства и буддизма, исторического отдела и двух сторожей [33].
Таким образом, благодаря архивным документам удалось установить, что в 1920-е г. национализированная картинная галерея находилась в структуре единого учреждения культуры (подотдела, Восточно-Сибирского филиала, ИГОНМ) наравне с другими подразделениями. Иркутского областного краеведческого музея в этот период еще не существовало⁷. Также было доказано, что первым хранителем национализированной частной картинной галереи В.П. Сукачёва был художник К.К. Пантелеев-Киреев.