Ряд причин не позволил осуществиться мечте об Усольской картинной галерее: ненадлежащее хранение картин, приведшее к тяжелым для картин последствиям, непринятие своевременных мер по их спасению и реставрации и просто человеческая небрежность с годами стерли из памяти людей само название «Усольская картинная галерея», стерли на четыре десятилетия. Однако картины были сохранены и в 2012 году переданы в музей людьми, которые не имели отношения к печальной их судьбе. По решению Реставрационного совета музея к картинам были применены чрезвычайные консервационно-реставрационные меры музейных реставраторов, и спустя время они были представлены на выставке «Легендарная Сибирь», посвященной 75-летию Иркутской области [2, с. 29–33].
Добротное собрание уникальной коллекции российских академиков музея пополнялось постоянно. Одно перечисление имен дает представление о высоком уровне выросшей за рассматриваемый период времени коллекции. Многие авторы представлены рядом произведений различных видов и жанров. По линии вышеназванных источников собрание пополнилось работами академиков А. Литовченко, И. Репина, В. Поленова, И. Шишкина, В. Маковского, В. Серова,
К. Брюллова, А. Куинджи, Ю. Клевера, С. Иванова, Ф. Константинова, Н. Андронова, И. Глазунова, И. Грабаря, А. Грицая, Э. Илтнерса, Н. Кузьмина, В. Лебедева,
Т. Назаренко, Н. Нестеровой, М. Нестерова, П. Оссовского, К. Петрова-Водкина, В. Бялыницкого-Бирули, Я. Ромаса, Б. Ряузова, А. Савицкаса, М. Сарьяна,
Д. Шушканова, К. Юона, В. Сергина, Е. Кибрика, Т. Ряннеля, М. Черемных, К. Кузьминых, О. Еремеева, А. Новикова, Р. Баранова, Н. Дубовского, В. Зарубина,
И. Богдеско, Б. Ефимова, Е. Зверькова, Л. Кербеля, Ю. Кугача, З. Церетели, А. и С. Ткачевых, В. Цигаля, Ю. Чернова, Л. Бажбеук-Меликян, Б. Домашникова,
А. Либерова, М. Мечева, Т. Тутунова, О. Закоморного и других мастеров живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства.
Всероссийская выставка 1988 года «Искусство книжной графики», проходившая в нашем музее, подарила музею более 100 произведений искусства, среди которых серии работ академиков Г. Епифанова и Д. Бисти, произведения Г. Верейского.
Особое внимание при комплектовании раздела российских академиков уделялось сибирскому искусству и в значительной степени иркутскому региону.
Были созданы солидные монографические фонды иркутских мастеров: яркого представителя реалистической школы живописи, академика А.И. Алексеева (1988), членов-корреспондентов Академии – мастера декоративно-прикладного искусства Б.Т. Бычкова (1990) и живописца-монументалиста В.Г. Смагина (2008).
Деятельность «могучей кучки» созидателей, беспредельно талантливых мастеров, авторов общественно значимых произведений и педагогов отмечена многообразием тем – от богатой событиями истории России и Сибири до современности.
Анатолий Иванович Алексеев (1929–2019) ратовал за образование филиала Российской академии художеств, который бы стал объединяющим центром для художественных сил огромного сибирского региона, составляющего три четверти территории России. В марте 1987 года было основано Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской АХ в г. Красноярске, и его первым руководителем (академиком-секретарем в 1987–1990 гг.) стал А. Алексеев. Он развернул активную выставочную деятельность, способствовал созданию творческих мастерских художников в г. Красноярске и продолжал преподавать в Иркутском художественном училище и творчески работать сам в области тематических картин, портретов, лирических пейзажей и натюрмортов. На сегодняшний день монографический фонд художника объединяет произведения, созданные в период 1958–2019 гг.
Борис Тимофеевич Бычков (1928–2005) – первый и единственный в Иркутске представитель «декоративного стекла», основатель и преподаватель керамического отделения Иркутского художественного училища. Круг творческих интересов был широк: это создание монументальных и станковых произведений, обращенных к прошлому и будущему народов России. Монографический фонд состоит из произведений творческого периода 1960–2003 гг.
Виталий Георгиевич Смагин (1937–2015) – основатель, заведующий и педагог кафедры монументально-декоративной живописи Иркутского государственного технологического института, которая носит его имя. Создатель общественно значимых произведений в Иркутске, таких как мемориальный комплекс «Вечный огонь», мемориал «Воинам, умершим от ран в госпиталях Иркутска в 1941–1945 гг.» и т. д.
Монографический фонд состоит из произведений периода 1975–2015 гг. Монографические фонды пополнялись произведениями художников посмертно. Это были дары членов семейств художников, с которыми нас связывают долгие годы сотрудничества.
На эти годы приходится и активное сотрудничество музея с бурятскими мастерами, Союзом художников Бурятии и Восточно-Сибирским государственным институтом культуры, результат которого сказался на бурятской коллекции музея, берущей свое начало с 1930-х годов.