МУЗЕИ, ГАЛЕРЕИ, КОЛЛЕКЦИИ

Материалы рубрики посвящены музейным и галерейным проектам, опыту их работы, анализу деятельности коллекционеров и концепции формирования коллекций

УДК 069.01

Гуменюк Алла Николаевна ‒ кандидат искусствоведения, профессор, почетный член РАХ, заведующая кафедрой дизайна художественно-технологического факультета; Институт дизайна и технологий, Омский государственный технический университет.
Омск, Россия

E-mail: gumenyuk-alla@mail.ru
Чуйко Лариса Владимировна ‒ кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна художественно-технологического факультета; Институт дизайна и технологий, Омский государственный технический университет.
Омск, Россия

E-mail: chuiko_lar@mail.ru
«СВЕТЛА В МУЗЕЙНЫХ ЗАЛАХ ТИШИНА…»
К 95-ЛЕТИЮ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ М. А. ВРУБЕЛЯ
В юбилейной статье кратко описывается становление Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, его значение и роль в современной жизни Омска и Сибирского региона в целом. Приводится текст музейного гимна.
Ключевые слова: музей изобразительных искусств; юбилей; музейный гимн.
Время уносит в прошлое то, что было важным сегодня, и отдаляет от нас современные дела, но тем самым и приближает юбилеи. Волнующие переживания начинаются у виновника торжества и его близких задолго до памятной даты – а если юбиляром является один из крупнейших музеев Сибири, то праздничное настроение с ним разделяют и те, кто некогда служил в его благородных стенах.

21 декабря 1924 года в Омске открылась картинная галерея Западно-Сибирского краевого музея. Омичи стали участниками и свидетелями события, значение которого для дальнейшей культурной жиз ни города невозможно переоценить – в ее сферу вошли подлинные произведения знаменитых мастеров русской живописи, составивших ее славу: И. К. Айвазовский и И. И. Левитан, В. М. Васнецов и В. Д. Поленов, И. И. Шишкин, К. А. Коровин, А. Н. Бенуа…

Директор музея Ф. В. Мелёхин (1882 – после 1931) неустанно заботился о пополнении художественного отдела. В 1930-е годы в его состав уже входили коллекции западноевропейской живописи и скуль птуры, отечественного и зарубежного декоративно-прикладного искусства, в том числе изделий из Китая и Японии.
В 1940 году картинная галерея обрела самостоятельность и стала именоваться Омским государственным музеем изобразительных искусств. Пережив трудности войны, в 1950-1960-е годы музей набирал темп развития, и в 1970-1980-е стал ярким явлением и находился в эпицентре художественной жизни. Сотрудничество с Омским отделением Союза художников и с учебными заведениями, лектории в городе и области, выставки из собственных фондов и коллекций центральных собраний, выступления на радио и телевидении – музей уверенно подтверждал свое значение крупного и многогранного культурного центра.

Наша профессиональная деятельность началась именно в то время и была связана с сибирским храмом искусств долгие годы. Сегодня, оглядываясь с легким чувством ностальгии на эти далекие (и такие близкие!) дни, мы гордимся современным состоянием музея. С 1995 года он носит имя Михаила Александровича Врубеля, а в 2006 году рядом с монументальным корпусом музея был воздвигнут памятник нашему великому земляку. Уже став профессорами творческих кафедр высших учебных заведений, мы приводим своих студентов в экспозиции двух прекрасных зданий – Генерал-губернаторского дворца и Врубелевского корпуса; а 6 ноября 2019 года еще одно историческое здание Омска открыло двери посетителям выставок крупного российского проекта «Эрмитаж – Омск».
В декабре 2019 года музею исполнится 95. Он молод, красив и приветлив. Его
деятельность продолжается в различных, но всегда значимых для Сибирского региона формах. Одной из них, которую можно назвать всероссийским форумом искусствоведов и ученых гуманистического направления, является ежегодная, проводимая более 20 лет, научная конференция «Декабрьские диалоги»; чрезвычайно интересен и международный семинар с участием зарубежных специалистов, собирающий художников-реставраторов и хранителей музейных коллекций; издание альбомов и солидных научных каталогов последних десятилетий; а великолепный проект «Театр живописи»! Да мало ли событий в исследовательской и просветительской деятельности научных сотрудников музея…

Музеи делают свое дело день за днем, для постороннего взгляда тихо и порой не очень заметно. Из этих повседневных скромных, но творческих трудов складываются большие результаты, о которых с гордостью говорят на юбилеях. Эта мысль звучала и в «Гимне музея», который был создан к одному из праздников как своего рода подведение итога успешной работы большого и слаженного коллектива, как проявление смысла понятия «музейная работа» и как дань благодарности за все прекрасное, что живет в стенах музея. Мы позволим себе привести текст гимна как поэтическую характеристику нашего общего музейного дела и как одно из лучших воспоминаний о музее имени М. А. Врубеля. В заключение скажем, что 95-летний юбилей – еще не срок, впереди 100-летие, и жизнь в веках для музея – это самый естественный ход событий.
МУЗЕЙНЫЙ ГИМН
Слова Л. Чуйко
Музыка И. Есиповича


Светла в музейных залах тишина…
Здесь все живет в своем особом мире,
Здесь храм искусств, здесь вечная весна
Среди снегов завьюженной Сибири.

Здесь сердце откликается на зов
Творцов былых и новых поколений.
Привет тебе, привет, музейный кров!
Не к небу ли ведут твои ступени?

Здесь мир душевный можно обрести
И жизнь понять в ее высоком смысле –
Ведь пыль веков не может занести
Родник высоких чувств и светлых мыслей.

Музейный труд не стоит измерять
Привычной мерой – много или мало.
Служить искусству значит сохранять
В себе его священное начало.

Неспешно на невидимую нить
История нанизывает годы.
Судьба сумела нас соединить
Чудесным сплавом редкостной породы.

Музейное содружество живет,
Неся с улыбкой радость и печали,
И каждый день, как маленький полет,
Нам открывает радужные дали.

Наш дом открыт, нам дорог круг друзей
Наш праздник весел, наше небо ясно,
Далек наш путь, а дружба все тесней,
Мы вместе – и грядущее прекрасно!

Омск, 1999
«BRIGHT IS THE SILENCE IN MUSEUM HALLS…» TO THE 95TH ANNIVERSARY OF THE OMSK REGIONAL MUSEUM OF FINE ARTS NAMED AFTER M. A. VRUBEL
Gumenyuk Alla Nikolaevna Candidate of art history, professor, honorary member of Russian art academy, head of Department of design, faculty of art and technology, Institute of design and technology, Omsk state technical university

Chuiko Larisa Vladimirovna Candidate of art history, associate professor of the Department of design of the faculty of art and technology, Institute of design and technology, Omsk state technical University
Abstract: The anniversary paper briefly describes the formation of the Omsk regional museum of Fine Arts named after M. A. Vrubel, its significance and its role in contemporary life of Omsk and the Siberian region in general. The lyrics of the museum anthem are provided. Keywords: museum of Fine Arts; anniversary; museum anthem.
Библиографическое описание для цитирования:
Гуменюк А.Н.,Чуйко Л.В. Искусство Сибири. «Светла в музейных залах тишина…». К 95-летию Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2019. – № 1. – С. 148-151.
[Электронный ресурс] URL: http://usdvart.ru/sectionmuseums#rec154595500

Статья поступила в редакцию 14.09.2019
Received: September 14, 2019.
Оцените статью
УДК 7.078
Салацкая Диана Анатольевна – искусствовед, почетный член ВТОО «Союз художников России», директор арт-галереи DiaS.
Иркутск, РОССИЯ

E-mail: dianadias2010@mail.ru
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АРТ-ПЛЕНЭРЫ КАК СПОСОБ ПОДДЕРЖКИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Статья посвящена деятельности частной арт-галереи DiaS. Характеризуются концепция и направления деятельности галереи, ее место в структуре художественной жизни Иркутска. Исследуется принцип полифункциональности. Как одно из основных направлений рассматривается организация международных пленэров. Ключевые слова: арт-галерея DiaS; частная коллекция; международный пленэр; проектная деятельность.
Феномену частных галерей, созданных в конце ХХ – начале ХХI века сегодня уделяется большое внимание в исследованиях, посвященных структуре современного художественного процесса. Проблематика эстетической концепции галереи, формирования частных коллекций, взаимоотношений с художником, зрителем, профессиональным творческим союзом, художественными институциями раскрываются в научных исследованиях Т. М. Милюковой [1], Э. Ш. Салимзяновой [2], Н. А. Щетининой [4] и др. Интерес к этой теме вызван тем, что всплеск галерейной активности постперестроечного времени сменился осмысленной работой устоявших в рыночных реалиях галерей, которые вносят свой вклад в формирование культурного ландшафта территории, а системных исследований пока не предпринято. Вместе с тем, частная инициатива характеризуется достаточной свободой в выборе форм работы, установлению партнерств с государственными и частными структурами, поиску средств за счет грантового финансирования, рассчитанного на некоммерческие организации.
К уверенно развивающимся в региональном художественном пространстве можно отнести иркутскую арт-галерею DiaS, организованную в 2009 году. Официальное открытие галереи явилось продолжением деятельности по формированию личной коллекции Дианы Салацкой и Роберта Кшиштофорски. Основным принципом коллекционирования стал выбор произведений современных художников разных регионов России, удовлетворяющих требованиям приобретателя с развитым художественным вкусом, выбирающим произведение искусства для создания индивидуальной, эстетически комфортной среды проживания. В настоящее время коллекция галереи содержит более трех тысяч единиц хранения предметов живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В коллекцию входят произведения художников Сибири, Дальнего Востока, Санкт-Петербурга, Бурятии и других регионов, в числе которых работы народных художников Российской Федерации А. Муравьева, А. Алексеева, В. Смагина, А. Левитина, В. Никольского, М. Омбыш-Кузнецова, заслуженных художников Российской Федерации А. Машанова, В. Иванкина, Д. Меньшикова, С. Ануфриева, Н. Рыбакова, С. Элояна, В. Кузьмина, И. Данилова, В. Лукки, Ф. Волосенкова, Ж. Раднаева, А. Погребного и других авторов.

Однако собирательская деятельность не является единственной для DiaS. Работа ведется по таким направлениям, как выставочная деятельность (в Сибири, России, за рубежом), издательская деятельность (художественные альбомы, каталоги и буклеты выставок), просветительская деятельность (мастер-классы, семинары, круглые столы, научные диспуты), предоставление произведений искусства во временное пользование, консультирование в создании корпоративных коллекций, благотворительная деятельность, организация пленэров.

Арт-пленэр «Дорога мира». Чеченская Республика. 2019
Выставки, организованные галереей DiaS, отличаются разнообразием по масштабу, количеству участников, месту проведения. Камерные и большие, персональные и коллективные выставки проводятся как в залах галереи, находящейся в исторической части Иркутска, так и вне ее – в музеях и выставочных залах других городов России и стран. Международные выставки проходят при поддержке правительства Иркутской области, а также при активном сотрудничестве с консульствами разных стран. Ряд выставок осуществлен в партнерстве с региональным отделением Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств. Благодаря этому партнерству в 2019 году в регионах были проэкспонированы выставки, материал которых был предоставлен Региональным отделением УСДВ РАХ: графики и макетов скульптуры З. К. Церетели (Иркутск, Владивосток), эмали (Иркутск).
Так, в числе крупных проектов, осуществленных галереей, можно назвать международный арт-проект «Человек и город», проведенный в 2011 году к 350-летию Иркутска. В рамках проекта была организована художественная выставка, тема которой была определена кураторами как тема города в самом широком смысле. Выставка сопровождалась каталогом, в который вошли произведения более 250 художников из 35 городов и 9 стран [3]. Таким образом, была реализована идея международного сотрудничества в области искусства. В рамках проекта была проведена искусствоведческая конференция по культуре и искусству Сибири. Организаторы этого проекта (Д. А. Салацкая, И. Г. Федчина, М. Н. Исаева) были отмечены премией губернатора Иркутской области.

В июне 2016 года в Праге была открыта выставка «Иркутск – 355. Больше, чем город», где было представлено около пятидесяти фотографий 10 иркутских фотографов. Каждый снимок сопровождался авторским комментарием, что позволяло лучше понять специфику представленного материала. Выставочные проекты включили мастер-классы и семинары, которые проводили профессиональные художники, имена которых известны в России. Таким образом, галерея вносит свой вклад в эстетическое воспитание массового зрителя.

Художественные альбомы, каталоги, буклеты издаются к наиболее значительным проектам и выставкам, что дает возможность знакомства с новыми именами накопления краеведческого искусствоведческого материала для более полного изучения искусства Сибири в будущем.
В числе благотворительных проектов галереи, реализуемых в течение нескольких лет, можно назвать проект «Наедине с искусством», в рамках которого для заключенных колоний Иркутской области проводятся мастер-классы, лекции по искусству, спортивные мероприятия. Одной из составляющих проекта является социальная адаптация и вторичная социализация лиц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях Иркутской области, посредством культурного и спортивного взаимодействия. Среди проводимых мастер-классов не только традиционные техники рисования, но и уникальные: так, например, у многих заключенных вызвала интерес техника «эбру» – рисование по воде (с последующим переводом изображения на бумагу, либо ткань). Используется форма виртуальных экскурсий, позволяющая составить представление о мировом культурном и историческом наследии, повысить уровень образованности.

Ещё одним благотворительным проектом стал «Музей на улицах города», начавшийся в мае 2016 года. Идея проекта – размещать на стенах домов Иркутска репродукции картин. Первым зданием стала галерея DiaS по ул. Седова, другие адреса – ул. Горького, 5-й Армии. Аудитория проекта составила 620 тыс. человек за 5 месяцев.
Одним из приоритетных направлений деятельности галереи в последние годы стала пленэрная деятельность. Идея «творческих дач», существующая в России уже более 100 лет и чрезвычайно популярная в советский период, получила новый импульс. Пленэрная деятельность галереи началась в 2012 году: первые пленэры прошли в Монголии и в Польше. В последующие годы пленэры проводились на Байкале, в Тункинской долине, в Марокко, Камбодже, Италии, Чечне. К настоящему времени ежегодные творческие поездки по России и за рубеж стали неотъемлемой частью работы галереи. Пленэры превратились в особую форму творческого общения, обмен опытом художников из различных регионов и творческих школ России и мира, получение новых впечатлений, которые становятся основой художественных произведений. В настоящее время, помимо художников, участие в поездках принимают искусствоведы, научные сотрудники музеев, меценаты, коллекционеры и любители арт-туризма. В рамках пленэров проходят выставки, круглые столы, семинары, мастер-классы и творческие встречи.
В планах галереи расширение географии проводимых пленэров и круга их участников.

В целом деятельность галереи можно охарактеризовать как полифункциональную, рассчитанную на взаимодействие с разными художественными институциями.
Литература
1. Милюкова Т. М. Художественная галерея в современной культуре Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka. com / hudozhestvennaya-galereya-v-sovremennoykulture-sankt-peterburga (дата обращения: 30.09.2019).
2. Салимзянова Э. Ш. Частные художественные галереи как новый элемент в культурной жизни Татарстана (на примере казанских галерей «a la prima» и «Orient Best Art») [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru / article / n / chastnye-hudozhestvennye-galerei-kak-novyy-element-v-kulturnoyzhizni-tatarstana-na-primere-kazanskih-galerey-a-laprima-i-orient-best-art (дата обращения: 29.09.2019).
3. Федчина И. Международная художественная выставка «Человек и город» [Электронный ресурс]. URL: http://alexandersheltunov. com / ru / exhibitions / a-man-and-a-city// (дата обращения 29.09.2019).
4. Щетинина Н. А. Частная художественная галерея как явление социокультурной жизни Алтая [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib. net / muzee-vedenie / chastnaja-hudozhestvennajagalereja-kak-javlenie-sovremennoj-socio-kulturnojzhizni. html (дата обращения: 29.09.2019).
INTERNATIONAL ART PLEIN AIRS AS A WAY TO SUPPORT AND PROMOTE THE FINE ARTS
Salatskaya Diana Anatolyevna Art critic, Director of the gallery Dias
Abstract: The paper is devoted to the practice of a private art gallery DiaS. The concepts and activities of the gallery, its place in the structure of the artistic life of Irkutsk have been characterized. The principle of multifunctionality has been investigated. The organization of international plein airs has been considered as one of the main directions.

Keywords: DiaS art gallery; private collection; international plein air; project activity.
Библиографическое описание для цитирования:
Салацкая Д. А. Международные арт-пленэры как способ поддержки и популяризации изобразительного искусства.
// Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2019. – № 1. – С. 152-157.
[Электронный ресурс] URL: http://usdvart.ru/sectionmuseums#rec154595512

Статья поступила в редакцию 04.10.2019
Received: October 04 , 2019.
Оцените статью