ХРОНИКА

Материалы рубрики посвящены наиболее значительным состоявшимся и готовящимся художественным проектам, выставкам, научным конференциям в регионах
DOI 10.24412/cl-35763-2021-1-154-159
УДК 76+069.9

Назанский Владимир Олегович – куратор, Санкт-Петербург

E-mail: nazansky@mail.ru
НОВОСИБИРСКАЯ ТРИЕННАЛЕ ГРАФИКИ 2021
Статья посвящена новосибирскому графическому форуму – III Новосибирской международной триеннале современной графики,
состоявшейся осенью 2021 года в Новосибирске. Говорится о разделах, структуре, конкурсе, победителях триеннале.

Ключевые слова: Новосибирск; триеннале; международная; графика; акварель; гуашь; ксилография; офорт;
акватинта; меццо-тинто; сухая игла; цифровая печать.

Марсель Хансалаар (Нидерланды). Читая между строк 1. 2018. Офорт. 50×50. Специальный диплом жюри в номинации «Традиционные печатные технологии»
Новосибирская международная триеннале графики – крупнейший в России графический форум, работающий с конца прошлого века сначала как биеннале, затем в существующем формате. За прошедшие годы уже сложилась ее команда, она имеет определенные традиции и репутацию, а география участников расширяется: кроме российских художников, здесь традиционно экспонируют свои работы графики из Европы, Северной и Латинской Америки, развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Австралии. Россия как большая страна представлена несколькими региональными проектами. Обычно это столицы, Сибирь и Урал. В этот раз число российских проектов увеличилось.

Своеобразный палиндромический 22-летний юбилей дает повод говорить о триеннале как о едином, длящемся во времени проекте. Для Новосибирска он важен как инструмент интеграции в международную художественную жизнь, как форма обретения субъектности в современном культурном процессе. Выставка всегда ставила художественные, коммуникативные, образовательные задачи. Поначалу значительное место в ней занимала обширная внеконкурсная программа, включавшая работы известных художников, дающие представление о современном графическом искусстве. В последующие годы приоритет был отдан конкурсной программе.

Структура триеннале традиционно включает разделы кураторских проектов и свободного конкурса, а также небольшую внеконкурсную часть – выставку Гран-при предыдущей триеннале и иногда специальные проекты. Для кураторских проектов, формируемых по географическому или тематическому принципу, работы подбирают кураторы; для свободного конкурса, в котором могут участвовать любые художники, независимо от места проживания, произведения отбирает экспертный совет. Такая практика позволяет сочетать личностное кураторское видение с общим потоком графического творчества, давая более широкую картину развития графики, и формировать выразительный визуальный ряд.
Если на первых биеннале доминировала абстрактная стилистика и преобладала оригинальная графика, то потом проявился интерес к большей визуальности, к технологичности, к различным видам печатной графики – и традиционным, и новым. Расширилось стилевое многообразие, а печатная графика стала играть более заметную роль. Эта стилевая эволюция и структурная коррекция не имели преднамеренного характера и стали проявлением общих тенденций и естественного хода вещей.

Особенностью триеннале-2021 стала попытка отказаться от эстетического шовинизма, от доминирующего высокого стиля в пользу расширения диапазона художественных высказываний, большей демократичности. В основе принципов отбора – только профессиональные качества работ, их выразительность и оригинальность. В экспозиции на равных представлены выходцы из самых разных «интерпретативных сообществ» – от абстракционистов до гиперреалистов, известные и начинающие художники, мужчины и женщины из богатых и бедных стран, молодые и возрастные. Самым молодым слегка за двадцать, старейшему – легендарному Гюнтеру Юккеру – девяносто, но все они живут и работают сегодня, создавая яркую мозаику современного графического искусства.

Как и прежде, на триеннале продемонстрировано значительное разнообразие графических техник: рисунок, акварель, гуашь, фломастер, пастель, коллаж, монотипия, ксилография, линогравюра, офорт, шин-колле, сухая игла, меццо-тинто, акватинта, литография, шелкография, коллаграфия, цифровая печать и др.

В триеннале участвовали 330 художников из 35 стран мира – почти из всех, где сохраняется и развивается графика. Были экспонированы около 900 графических работ на площади более 2000 кв. м. в Новосибирском художественном музее и арт-центре «Красный».

В программе были представлены свободный конкурс и 25 кураторских проектов. Шесть из них – российские: «Желтая вода на втором этаже. Петербургская графика», «Советский Союз. Будни и праздники», «Параллельные миры», «ТРАНСтерритория», «Молодая сибирская графика. Красноярск», «Прозрачность и Тень», «Очнувшийся гипс», а среди них три – полностью сибирские. Но отдельные сибирские художники также приняли участие еще в нескольких кураторских проектах, включая международные, и в свободном конкурсе. Можно отметить, что в Сибири выросло новое молодое поколение современных художников.

Еще одной особенностью этой триеннале можно назвать значительное обновление состава участников и увеличение доли сибирских графиков. Произошла ротация и в команде кураторов: наряду с такими ветеранами, как Елена Шипицына, Михаил Паршиков, Дерек Майкл Бесант, появились новые проекты и новые имена. Среди них – Евгения Егер (Германия), Томаш Винарски (Польша), Игорь Тишин (Бельгия), Нан Малдер (Нидерланды), Катя Левенталь (США), Юлия Ахмадеева (Мексика), Мария Филатова (Москва), Андрей Кузнецов (Новосибирск), Анна Муравьева (Красноярск). Заметную роль в формировании корпуса зарубежных проектов сыграл независимый куратор Андрей Мартынов, а в координации всех рабочих процессов – ведущий сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Новосибирского государственного художественного музея Ольга Шабалина.

Определенную интригу триеннале придает ее конкурсный характер. Конкурс, как и прежде, проводился по трем номинациям: оригинальная графика, традиционные виды печатной графики, новые печатные технологии. Международное независимое жюри включало художников и искусствоведов: доктор искусствоведения Дмитрий Северюхин (Санкт-Петербург), искусствоведы Екатерина Климова (Русский музей, Санкт-Петербург), Сергей Фофанов (Третьяковская галерея, Москва), Лора Кучер (Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург), художники Евгения Егер (Баден-Баден, Германия), Игорь Тишин (Брюссель, Бельгия), замминистра культуры Новосибирской области Григорий Милогулов.
После долгих споров жюри подвело итоги конкурса и определило победителей. Председатель жюри Дмитрий Северюхин посетовал, что на выставке столько хороших работ, что крайне трудно выявить лучшие. В конце концов решение было принято. Возможно, не все поняли выбор жюри, но он таков: лауреатом Гран-при стал Хенрик Ожог (Польша), победителем в номинации «Традиционные технологии печатной графики» – Мария Смольянинова (Россия, Москва), в номинации «Оригинальная графика» – выросшая в Новосибирске Алиса Юфа (Россия, Санкт-Петербург), в номинации «Новые технологии печатной графики» – Глеб Шутов (Германия).

Специальными дипломами жюри в номинации «Традиционные технологии печатной графики» были отмечены Матеуш Oтреба (Польша), Ким Соль (Республика Корея), Ли Вонсук (Республика Корея), Ольга Посух (Россия, Новосибирск), Марсель Ханселаар (Нидерланды), Анна Kaширцева (Россия, Новосибирск), Елена Тарасенко (Россия, Красноярск); в номинации «Оригинальная графика» – Кирилл Аграновский (Россия, Санкт-Петербург), Ильгиз Гимранов (Россия, Казань), Ли Гёнхи (Республика Корея); в номинации «Новые технологии печатной графики» – Герд Вайсманн (Германия).

Хенрик Ожог (Польша). Натюрморт № 1. 2019. Меццо-тинто, сухая игла. 70×100.
Гран-при.
В событийную программу триеннале входили встречи с кураторами и круглый стол по проблемам восприятия современного искусства и его интерпретации в музейных просветительских проектах.

Специальными приглашенными участниками круглого стола, подготовленного Светланой Голиковой – ученым секретарем Новосибирского государственного художественного музея, стали московский арт-кртик, куратор музея современного искусства «Гараж» Павел Дьяконов и и. о. директора красноярского музейного центра «Площадь мира» Сергей Ковалевский. В течение всего времени работы триеннале сотрудники музея читали лекции по искусству графики.

Несмотря на все сложности эпохи COVID-19, вопреки объективным трудностям, триеннале все-таки состоялась и даже несколько в большем объеме, чем прежде. Этот масштабный международный графический форум был подготовлен усилиями многих людей – художников, кураторов, дизайнеров – и реализован коллективом Ново - сибирского государственного художественного музея при поддержке Министерства культуры и Правительства Новосибирской области.

Новосибирская триеннале графики продолжает развиваться как художественный, коммуникативный и образовательный проект. Команда осмысляет опыт, кураторы думают о будущих проектах.
Литература
1. III Новосибирская триеннале графики. III Novosibirsk Grafic Art Triennal 2021 : [каталог / Новосибирский государственный художественный музей и др. ; авт. вступ. ст. В.О. Назанский. – Новосибирск : Вояж, 2021]. – 276 с.
NOVOSIBIRSK TRIENNIAL OF GRAPHICS 2021

Nazansky Vladimir Olegovich Curator, Saint-Petersburg
Abstract: The article is devoted to the Novosibirsk Graphic Forum – the III Novosibirsk International Triennial of Modern Graphics, held in autumn 2021 in Novosibirsk. It says about the sections, the structure, the competition, the winners of the triennial.

Keywords: Novosibirsk; Triennial; international; graphics; watercolor; gouache; woodcut; etching; aquatint; mezzotint; dry needle; digital printing.
Библиографическое описание для цитирования:
Назанский В.О. Новосибирская триеннале графики 2021. // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2021. – № 4 (9). – С. 171-174.
[Электронный ресурс] URL: http://usdvart.ru/sectionchronicle9#rec410476406

Статья поступила в редакцию 9.10.2021
Received: October 9, 2021.
Оцените статью