ХРОНИКА

Материалы рубрики посвящены наиболее значительным состоявшимся и готовящимся художественным проектам, выставкам, научным конференциям в регионах
УДК 7.036
Краснова Елена Анатольевна – профессор кафедры «Художественная керамика», Сибирский государ­ственный институт искусств имени Дмитрия Хворо­стовского
Красноярск, Россия

Е-mail: el-krasn@yandex.ru

Петунина Юлия Михайловна – главный хранитель музея художника Б.Я. Ряузова, искусствовед
Красноярск, Россия

Е-mail: Julia-petunina@yandex.ru
ТВОРЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ X ВСЕРОССИЙСКОГО КЕРАМИЧЕСКОГО СИМПОЗИУМА «АГИТФАРФОР XXI»)
В статье говорится о практическом опыте проведения X Всероссийского керамического симпозиума «АГИТФАРФОР XXI», посвященного 100-летию агитационного фарфора в России. Основная часть мероприятий симпозиума прошла на базе Сибирского государственного института искусств имени Д. Хворостовского с 27 февраля по 12 марта 2020 года. Результа­ты симпозиума «АГИТФАРФОР XXI» были представлены на одноимённой выставке в музее художника Б.Я. Ряузова с 13 марта 2020 г.
Ключевые слова: агитфарфор; надглазурная роспись; симпозиум; СГИИ имени Д. Хворо­стовского; художественная керамика; фарфор; Сибирь.
Симпозиум! Это слово звучит для художника как сигнал горна, сиг­нал к действию. Преодолевая боль­шие расстояния, отложив на время все важ­ные дела, художники стремятся навстречу новым знаниям, друзьям, общению, экспе­риментам, развитию. Ведь именно это имеет смысл в жизни.

Традиция проведения симпозиумов по различным видам искусств возникла в Ев­ропе в середине XX века, но не утратила своей актуальности и в XXI веке. Препо­давателям кафедры «Художественная ке­рамика» Красноярского государственного художественного института в 2011 году посчастливилось стать участниками Меж­дународного симпозиума по надглазурной росписи TOGETHER в Звартаве (Латвия). Опыт первого симпозиума, проведенного в том же году на базе кафедры, показал ак­туальность этого формата и востребован­ность освоения техники надглазурной ро­списи по фарфору в Сибири.
Проведение мероприятий в данном формате оказалось успешным и привлек­ло внимание большого количества участ­ников – вначале Сибирского региона, а в дальнейшем и всей России. Начиная с 2011 года кафедрой было проведено десять керамических симпозиумов различного уровня – от городского до международ­ного. Темы симпозиумов каждый год объявлялись разными:
«Фарфор без границ» (2011); «НескуЧАЙНЫЕ объекты» (2012); «Календарь счастливых дней» (2012–2016); «Рождественское настроение» (2013); «Фарфоровая СИБИРЬ» (2014); «Фарфоровые страницы» были посвящены Году литера­туры в России (2015); «БУЛГАКОВ» посвя­щен 125-летию со дня рождения писателя (2016); «Красная книга» – к Году экологии в России (2017); «Звонкий. Белый. Цветной» был посвящен 40-летию специально­сти «Художественная керамика» КГИИ (2018); «АГИТФАР­ФОР XXI» – столетию агитационного фарфо­ра в России.

Первые годы симпозиумы про­водились исклю­чительно по над­глазурной росписи. Участникам вы­давались готовые фарфоровые посуд­ные формы («бельё»), приобретенные в ма­газинах Красноярска: тарелки, блюда, чайники, чайные пары. Начиная с 2014 года к надглазурной росписи доба­вились следующие направления: роспись по сырой эмали, подглазурная роспись по фар­фору, а также изготовление малой пластики и небольших объемно-пространственных композиций из фарфора и ка­менной массы. Это было связа­но с поддержкой мероприятия Федеральной целе­вой программой «Культура Рос­сии 2012–2018». Благодаря фи­нансированию Минис терс тва культуры ста­ло возможным п ри г л аше н и е ведущих специ­алистов из Санкт -Пе т ер­бурга и Гжели для проведения творческих встреч и мастер-классов. При участии партнера ООО «Омега» институту удалось при­обрести высокотемпературную печь для об­жига фарфора [1].

Итак, в 2020 году при под­держке администрации СГИИ имени Д. Хворо­стовского и спонсорской помощи ООО «Акцент-керамика» (г. Санкт-Петер­бург) состоялся десятый юбилей­ный Всероссий­ский керамиче­ский симпозиум «Агит ационный фарфор XXI века». Эта тема была выбра­на неслучайно. Чуть бо­лее ста лет назад – в 1918, в первые годы после революци­онного переворота – появился агита­ционный стиль росписи посуды.
Агитфарфор – направление, которое дало старт новому искусству молодой советской республики и стало выражением духа вре­мени новой стра­ны. Уникальное художественное явление, стреми­тельное в своём развитии и не­продолжитель­ное по времени существования, получило широ­кое признание как на родине, так и за рубежом. Агитационный фарфор пользовался заслужен­ной популярно­стью: росписи лучших совре­менных художников, нанесённые на «бе­лье» Императорского фарфорового завода, создавали особый «культурный продукт», востребованный музейными и частными коллекциями. Активная художественная среда 1920-х дала всё необходи­мое для созревания новой эстетики революционных годов.

В XXI веке поиски новых выразитель­ных средств и форм продолжаются с новыми силами. И дух эксперимен­та, свойственный агитационному фарфору ХХ века, по-прежнему актуа­лен для современных художников-керами­стов.

В рамках симпозиума художникам предлагалось по­размышлять на тему современного агита­ционного фарфора и создать работы с при­менением авторских и традиционных приемов в технике надглазур­ной росписи, а также в жанре малой пластики.
Организационная структура симпози­ума «АГИТФАР­ФОР XXI» состоя­ла из следующих основных бло­ков: мастер-клас­сы и практиче­ское освоение новых приёмов и материалов; круглый стол по исто­рии, современным тенденциям и пробле­мам искусства фарфора; творческие встречи и экскурсии в мастерские художников; итоговая вы­ставка-конкурс. Уникальная возможность изучения практического опыта художни­ков-педагогов из разных регионов Россий­ской Федерации позволила провести курсы повышения квалификации в рамках симпозиума. Это, безусловно, подтвердило важность дан­ного события.

Стоит отметить, что целью всех красно­ярских керамиче­ских симпозиумов было создание уникальных ав­торских произве­дений, и каждый из симпозиумов завершался вы­ставкой и вручени­ем дипломов лауре­атов авторам лучших работ. В 2020 году итого­вая выставка приняла статус конкурса по семи номинациям:

• «Спасибо за победу!» (к 75-летию По­беды в Великой Отечественной войне);
• «Современный лозунг» (к 100-летию русского агитацион­ного фарфора);
• «О спорт, ты – мир!» (о здоровом обра­зе жизни и спорте);
• «Природа и че­ловек. Поиски гар­монии» (образы и темы, связанные с экологией и защи­той окружающей среды);
• «Я – моло­дой!» (неформальный взгляд на мир и худо­жественную проблемати­ку);
• «История в лицах и не только» (номинация посвящена важ­ным историческим событиям, персоналиям и явлениям, повлиявшим на нашу страну и искусство);
• «Культурные ценности».

Участники конкурса были представлены в трёх категориях: «Мастер», «Выпускник» и «Студент».

В симпозиуме приняли участие 47 художников из разных городов Рос­сии: Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Калуги, Кургана, Сочи, Екатерин­бурга, Новосибирской области, Дивногорска, Ир­кутска и Краснояр­ска. Это удивитель­но, но за две недели симпозиума участники превратились в одну большую семью! Щедро де­лились друг с другом секретами мастерства, обсуждали детали буду­щих композиций, обрели новых друзей. Это­му способствовали экскурсии в мастерские художников Красноярска, выезды на удивительную сибирскую природу, творческие встречи, ма­стер-клас­сы, органи­зованные и проведенные преподавате­лями кафе­дры «Худо­жественная керамика» и почётными гостями.

Традиционно к участию в симпозиуме организаторы приглашают выдающихся ху­дожников для проведения мастер-классов и творческих встреч. Трудно переоценить вклад почетных гостей в теорию и практи­ку симпозиума. В 2020 году из Москвы и Санкт-Петербурга были приглашены Ната­лия Хлебцевич и Юлия Жукова.
Наталия Хлебцевич, профессор кафедры «Художественная керамика» Московской государственной худо­жественно-промыш­ленной академии им. С. Г. Строганова, член Международной академии керамики IAC (Женева), член Международной федерации художников, посвяща­ет своё творчество созданию объектов и инсталляций с использо­ванием керамики, фарфора и других материалов. Большин­ство произведений художницы объе­динены присутствием в них биологической составляющей. При создании избранных ин­сталляций автор применяет звук, свет и воду в качестве равноправ­ных худо­жественных компонен­тов, олицетворяющих течение вре­мени. Рабо­ты Наталии Хлебцевич находятся в коллекци­ях Всерос­сийского музея деко­ративно-прикладного и народного искус­ства (Москва), Государственного музея керамики «Усадьба Кусково ХVIII века», Елагиноостровском музее русского декора­тивно-прикладного искусства и интерьера (Санкт-Петербург); Музее МГХПА им. С.Г. Строганова (Москва), Музее архитектурного образования Москвы (МАРХИ), а так­же в частных собраниях в Мо­скве, Нью-Йорке, Париже, Женеве.

В ходе симпозиу­ма «АГИTФАРФОР XXI» Наталия Хлеб­цевич приняла ак­тивное участие в круглом столе «Роль художе­ственного фар­фора в XXI веке» с увлекательным докладом «Есть
ли жизнь на глине?». Главное свойство агит­фарфора – выражение актуальных идей современности, поэтому доклад Хлебцевич, посвящённый сайнс-арту, вызвал искрен­ний интерес слушателей. Взаимосвязь науки и искусства, смелые и подчас неожиданные сочетания современной керамики и растений, обогащение ху­дожественных идей на­учными теориями – эти тенденции, представленные Н. Хлебцевич, смогут вопло­тить в своих будущих рабо­тах участники симпозиума. На творческой встре­че автор посвятила участников симпо­зиума в тайны сайнс-ар­та, продемонстрировав уни­кальные работы этого направления. А в рамках мастер-класса Наталия Хлебцевич раскрыла секреты мастерства авторской тех­ники надглазурной росписи фарфора (фото 1).

Юлия Жукова, ведущий художник Им­ператорского фарфорового завода (Санкт- Петербург) с 1987 года, член Союза ху­дожников России. Творческий почерк мастера отличают чистота линий и выве­ренность композиции, тонкий вкус и чув­ство меры. В про­изведениях Юлии Жуковой нет ни­чего лишнего, она всегда искусно находит вырази­тельные сочетания формы и росписи, экспрессии и лири­ки (рис. 1). Работы ху­дожника представлены в собраниях Государствен­ного Эрмитажа (Санкт-Пе­тербург), Государственного музея керамики «Усадьба Кусково XVIII века», Му­зея фарфора (Рига), Музея фарфора и шах­мат (Санкт-Петербург), а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Юлия Жукова подели­лась с гостями и участ­никами симпозиума информацией о становлении со­ветского аги­тационного фарфора, под­готовив лек­цию-презен­тацию «Голос времени. Агитационный фарфор ГФЗ». Замечатель­ный художник, тонко чувствующий фарфор, Юлия познакомила с удивительным, гармо­ничным, сказочным миром своих работ: в рамках мастер-класса было продемонстри­ровано виртуозное владение материалом в классической технике, а также показаны авторские приемы работы с декольной бума­гой, с помощью которых участниками было создано немало ярких композиций (фото 2).
Обмен педагогическим опытом – одна из базовых ценностей симпозиума «АГИТ­ФАРФОР XXI». Было очень познавательно получить опыт в реализации твор­ческих заданий со студентами от коллег из обра­зовательных уч­реждений других регионов. Своими практическими на­работками и педа­гогическими методи­ками поделились Юлия Шабаева – доцент кафедры «Художественная керамика» МГХПА им. С.Г. Строганова и Га­лина Гуслякова – преподава­тель спецдисциплин Ка­лужского областного колледжа культуры и искусства. Ху­дожники-преподаватели кафедры «Художественная керамика» Си­бирского госу­дарственного ин­ститута искусств им. Д. Хворостов­ского также про­вели ряд лекций и мастер-классов для участников симпозиума.

И, конечно, кульминаци­онным моментом явилось откры­тие выставки работ по итогам симпозиума (фото 3). Экспозиция «АГИТФАРФОР XXI» была представлена в музее художника Б.Я. Ряузова и включала в себя около 150 работ, выполненных как в направлении надглазур­ной росписи по фарфору, так и в жанре ма­лой пластики (рис. 2).

Накануне вернисажа состоялось заседа­ние жюри, в ходе которого были выявлены лучшие работы сим­позиума.
Председателем жюри был приглашён С. Е. Ануфриев – худож­ник-керамист, пред­седатель Отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской Акаде­мии художеств в г. Красноярске, пред­седатель Краснояр­ского регионального отделения Союза художников, заслужен­ный художник Россий­ской Федерации. Он отметил высокое качество работ, представленных в экспозиции.

Работу жюри сопровождала интрига от организаторов выставки: в экспозиции временно отсутствовал этикетаж, что лишало возможности уста­новить авторство и поставить высо­кую оценку за ста­тус мастера, а не за идею и воплощение конкурсной работы.

Обилием ярких и звучных работ отли­чилась номинация «Я – молодой!». Начинающие художники чётко следовали традиции агитфарфора – во­площать злободневные темы, поэтому наряду с мажорными образами (например, «Люби широко!», «Лети высоко!» Дарьи Се­ровой (рис. 3), «Моё тело – моё дело!» Анге­лины Антоненко (рис. 4) или «Включи ре­альность на максимум!» Юлии Бурдинской) возникали и темы, посвящённые проблемам современности («Абьюз», «Всё для тебя, лю­бимая!», «Мы – не еда!» Евгении Горской). Жюри с большим интересом и удовольстви­ем рассмотрело все работы в данной номи­нации, щедро выдав рекордное количество дипломов молодым авторам.

Абсолютной победой, залогом кото­рой явилось сольное участие, стала работа Светланы Титовой «1220 – 2020: Александр Невский» в номинации «История в лицах и не только». Традиция обращения к юбилей­ным датам преимущественно отечествен­ной истории (революции, победы, достиже­ния) свойственна агитационному фарфору, поэтому отсутствие интереса авторов к исторической теме обозначило одну из со­держательных проблем.

Бурная полемика об одних работах и уве­ренное единомыслие в отношении других возникли при обсуждении работ в номина­ции, посвящённой 75-летию Победы в Вели­кой Отечественной войне, «Спасибо за по­беду!». Личная история «встречи с дедом», рассказанная Юлией Шабаевой в работе «Я убит подо Ржевом» (рис. 5), была встречена единогласно высокой оценкой всех членов жюри. Созданная на основе подлинного экспоната из фондов музея художника Б.Я. Ряузова работа «Письма памяти» Алек­сандры Бондаренко продемонстрировала интерес автора к историческим источни­кам (рис. 6). Ряд студенческих работ вызвал активное обсуждение, выявив «болевую точку» в восприятии студентами событий отечественной истории и заставив членов жюри – художников, педагогов, искусствоведов, музейщиков – задуматься о причи­не разных эмоциональных оценок Великой Отечественной войны. Возникло предложе­ние об открытой дискуссии в пространстве экспозиции «АГИТФАРФОР XXI» с участи­ем историков и студентов в целях открыто­го диалога между представителями разных поколений.
Номинация «Культурные ценности» была представлена немногочисленными, но эстетично выполненными работами (например, «Вышьем пози­тив» Надежды Стрижнёвой (рис. 7), «Тради­цион­ному ис­кус­ству – жить!» Тамары Криво). Соз­данные образы продемонстрирова­ли и призыв к творче­ству, и любование узнаваемыми элементами национальной и мировой культуры, и включённость в современный кон­текст. В то же время на примере росписи по фарфору в данной номинации была выяв­лена проблема, общая для многих работ как студентов, так и профессионалов: активная роль шрифтов в организации пространства росписи нуждается в переосмыслении ав­торами и в усилении практических навыков в шрифтовой композиции. Несмотря на то, что в программу симпозиума был включен мастер-класс по каллиграфии от профессо­ра кафедры «Дизайн» И.В. Арбатского, оче­видно, что формирование устойчивых про­фессиональных компетенций требует намного большего времени, чем две недели симпо­зиума. Номинация «О спорт, ты – мир!» про­де­мон­стри­ровала яркие и динамичные росписи, в которых шрифт ста­новился частью ком­позиции («Per aspera ad astra» Анны Тупицыной), а сами изображения по­рой восходили к условности символа – минималистичного, но читаемого. Как, напри­мер, в работах
участниц из Екатеринбурга Галины Беловой «Олимпийские кольца. Сочи 2014» и Полины Никифоровой «Бас­сейн» и «Баскетбол». Роспись (апплика­ция декольной бумагой) «Конькобежцы» Галины Беловой была выполнена в лучших исторических традициях агитационного фар­фора, а именно: «бельём» послужило блюдо кузнецовского фаянса – семейная реликвия автора (рис. 8). Пластика малых форм «Йога для всех!» Ольги Фёдоровой из Дивногорска покорила органичным сочетанием контуров и материала как в глазурованном варианте с деколью, так и в матовой мягкости бисквита. Здесь также есть отсылка к традициям агит­фарфора: тема спорта и эстетика тела, пропа­ганда здорового образа жизни.

Творческие работы в номинации «При­рода и человек. Поиски гармонии» вызвали наибольший интерес красноярских СМИ, что неудивительно в городе, где периодически объявляют режим «чёрного неба». Инсталля­ция Алисии Метляевой «Генеральная уборка» продемонстрировала поиск форм и работу с выразительными средствами разных фак­тур и контуров. Ясный образ в диптихе Анны Михайловой «Какой твой выбор?» привлёк внимание удачно найденными пропорциями изображения (рис. 9). Работа Светланы Шле­пановой «Нетронутый уголок» – монохром­ная роспись чайного сервиза – выделилась многодельностью и вдумчивой предваритель­ной проработкой взаимосвязи орнамента во всех предметах набора. В композиции Ирины Рудой «Берегите птиц!» сочетание надглазур­ной росписи и рельефных изображений даёт возможность не только визуального, но и так­тильного восприятия (рис. 10). Триптих «Ле­дяные треугольники» Ксении Климачёвой строится на взаимосвязи линий айсбергов, расселяя по разным плоскостям полярного медведя, моржа и самолёт. Уравновешенность форм, удачно найденное соотношение бело­го фона и цветовых объёмов и подчёркнуто изящные миниатюрные изображения живот­ных и самолёта создают образ уязвимости нерукотворного мира природы.

Завершает наш обзор номинация «Совре­менный лозунг» (к 100-летию русского агита­ционного фарфора). Многие работы в данной номинации решены в стилистике агитфарфо­ра 1920-х годов, однако в сочетании с современными­ лозунгами традиционные пласти­ческие решения дали интересный результат. «Пропаганда – ложь, да в ней намёк» Дарьи Иукканен (рис. 11), «Доверие – не защи­та!» Виктории Дорошевой – эти и многие другие работы подняли ряд современных проблем: здравоохранение, толерантность, интернет-зависимость, экология, влияние социума и СМИ. Живой отклик молодых и опытных художников на болезни современного общества, выразительные образы и новые формы продемонстрировали, что сохранение и развитие традиций агитаци­онного фарфора в России будет обеспечено новыми работами.

Агитационный фарфор невозможно соз­давать с холодным сердцем. Сама его суть – убеждать, вдохновлять, заражать – дала характер новым работам. Дни симпозиума художники прожили в потоке идей и твор­чества, как и их предшественники из двад­цатых годов двадцатого века.

X Всероссийский керамический симпо­зиум прошёл в ценной атмосфере обмена опытом и профессионального общения. Дружеские связи объединили художни­ков-керамистов разных поколений из раз­ных городов Российской Федерации. Сим­позиум «АГИТФАРФОР XXI» завершён, но продолжается переписка участников ново­го сообщества. Ряд уникальных авторских произведений, созданных участниками симпозиума, достоин музейных коллекций, а итоговая выставка в продолжение лучших традиций агитфарфора призвана стать передвижной. В настоящее время СГИИ им. Д. Хворостовского выделены средства и достигнута договорённость об организации выставок «АГИТФАРФОР XXI» в Кемеро­во, Екатеринбурге и Москве. Организато­ры выражают уверенность в том, что деся­тилетний опыт проведения керамических симпозиумов позволит выйти на более вы­сокий профессиональный уровень и следу­ющий симпозиум обретёт статус междуна­родного.
Литература
1. Краснова, Е.А. Симпозиумы по фарфору в Красноярске. История возникновения и перспек­тивы развития // Декоративно-прикладное искус­ство, дизайн и народная художественная культура. Образовательные и творческие аспекты: матери­алы Всероссийской (с международным участием) науч.-практ. конф., КГХИ, 30-31 марта 2017 г. – Красноярск: КЛАСС ПЛЮС, 2017. – С. 44–50.
ARTISTIC MOBILIZATION (FROM THE EXPERIENCE OF CONDUCTING THE 10TH ALL-RUSSIAN CERAMIC SYMPOSIUM «AGITPORCELAIN XXI»)

Krasnova Elena Anatol'evna Professor at the Department of Artistic ceramics in the Siberian State Academy of Arts named after Dmitri Khvorostovsky

Petunina Julia Mikhailovna Art historian, Museum of the artist Boris Ryauzov
Abstract: The paper presents a practical experience of conducting the 10th All-Russian Ceramic Symposium «AGITPORCELAIN XXI», dedicated to the 100-th anniversary of the Soviet agitation porcelain in Russia. The main part of symposium events took place in the Siberian State Academy of Arts named after Dmitri Khvorostovsky from February 27 to March 12, 2020. The results of the «AGITPORCELAIN XXI» symposium were presented at the exhibition of the same name in the Museum of the artist Boris Ryauzov since March 13, 2020

Keywords: agitprop; overglaze painting; ceramic symposium; Soviet agitation porcelain; porcelain; Siberian State Academy of Arts named after Dmitri Khvorostovsky; Siberia.

Библиографическое описание для цитирования:
Краснова Е.А., Петунина Ю.М. Творческая мобилизация (из опыта проведения X всероссийского керамического симпозиума «АГИТФАРФОР XXI»). // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2020. – № 2 (3). – С. 96-105.
[Электронный ресурс] URL: http://usdvart.ru/sectionchronicle3#rec231955469

Статья поступила в редакцию 28.04.2020
Received: April 04, 2020
Оцените статью