Сергея Горбачёва, Александра Ионченкова, Владимира Погребняка, Александра Селиванова, Сергея Хода (Дробнохода), Валерия Шапранова объединяет то, что рождены они в одно десятилетие от 1950-го года до 1960-го, что учились в одних и тех же учебных заведениях и, практически, у одних и тех же педагогов. На художественной сцене территории они появились в один и тот же, пожалуй, самый интересный момент истории приморского изобразительного искусства – во второй половине 1980-х – начале 1990-х. Именно этих (и ещё десяти-пятнадцати) художников самоотверженными трудами завоёвано тогда право на творчество вне соцреализма. В итоге неомодернистские тенденции, ставшие к началу XXI века ведущими, способствовали сохранению аутентичности изобразительного искусства Приморья, сделали возможным его выход на международную арену. Да и сегодня авторитет искусства территории в России и в странах-соседях по Азиатско-Тихоокеанскому региону поддерживается не без участия этой шестёрки мастеров.
Сергей Дмитриевич Горбачев родился в Котовске Одесской области. Профессиональное образование, тем не менее, получил во Владивостоке. В художественном училище его наставником был В.Н. Старовойтов, в Дальневосточном институте искусств – В.Н. Доронин.
Становление Горбачёва как личности и как художника шло поступательно – через постижение характера природы Дальнего Востока, изучение лучших образцов мирового изобразительного искусства в центральных музеях страны во время обучения в институте искусств в 1980-е, через первые зарубежные поездки во Вьетнам, Японию, Китай в 1990-е.
С течением времени художнику становятся тесными рамки реалистической традиции, появляются картины-поэмы, картины-символы, наполненные лирическим и в то же время умозрительным переживанием красоты бытия. Пожалуй, ближе всего Горбачеву 2010-х эстетика символизма, стилистика известного московского объединения начала ХХ века «Голубая роза». Так же, как и «голуборозовцы», Горбачёв соединяет в своей живописи декоративизм европейского постимпрессионизма с элементами восточного искусства, русской иконописи, народного лубка. Палитру художника составляют нежные разбелённые краски, накладываемые тонкими, полупрозрачными слоями, а формы, несмотря на несомненную фигуративность, не совсем соответствуют нарративу, их смысл кажется зыбким и ускользающим. Метафоричность, свойственная образам С.Д. Горбачёва и ранее, приобретает со временем лирическую, поэтическую окраску [2, с. 281–286].
Как говорит Сергей Васильевич Дробноход, натурой для его первых рисунков послужили бабушкин сервант и добрые лица родственников. Он тоже окончил художественное училище (педагоги Ф.Н. Бабанин, А.К. Жоголева) и институт искусств (мастерские А.С. Литвинова, Н.П. Жоголева) во Владивостоке.
В настоящее время это один из интереснейших приморских художников. Работает в основном сериями. Названия «Секретная пашня», «Скрытые чувства», «Музыка» свидетельствуют о страсти автора исследовать глубины подсознания, об интересе к эзотерике, к тому, чего не объяснить словами. В то же время Дробноход (или, как он теперь себя называет, Сергей Ход) не порывает с фигуративным искусством, правда, попытки зрителя «зацепиться» за предметные формы в надежде разгадать замысел художника могут ни к чему не привести: нет прямой связи между явно изображённым и тем, что хочет сказать автор… Зрителю лучше просто довериться автору, смотреть на картины и плыть по волнам этих сакральных пашен, невыразимых чувств, параллельных миров...
Ф.Н. Бабанин в художественном училище, А.С. Литвинов – в институте искусств были преподавателями Александра Ивановича Ионченкова. Творческую эволюцию этого мастера коротко можно охарактеризовать так: от абстракции цветового пятна – к абстракции пространственной, от декоративности цветовой гаммы – к богатой оттенками монохромности. Абстракции его производят впечатление почти монументальное. Конструктивистские идеи, заложенные в основание всех композиций, обнажают мощное желание автора выплеснуть в мир всю силу переживаемых ощущений. То чередование, то совмещение нескольких планов, пульсация неглубокого пространства, смещение перспективы и взаимопроникновение имеющих чёткие границы плоскостей воспринимаются как попытка автора отразить пространственно-временной срез образа сущего мира в каждой отдельно взятой работе.
Сегодня Ионченкова уже не привлекают экзерсисы на границе фигуративного и абстрактного искусства, как это было на раннем этапе творчества. На первый взгляд, он, как и его старший коллега Александр Пырков¹, заинтересовался изучением и созданием своих версий метаморфоз пространства. Представляется, однако, что метаморфозы Александра Ионченкова рождаются не в космических далях, как у А.А. Пыркова, а здесь, на нашей планете, – это яркие пластические и колористические фантазии по поводу собственных переживаний автора.
Владимир Николаевич Погребняк учился во Владивостокском художественном училище у известных приморских графиков Ф.Н. Бабанина, И.В. Васильева, Л.Я. Яценко, В.С. Чеботарёва, и понятно, что он получил отличную графическую подготовку. В Дальневосточном институте искусств его вели В.А. Гончаренко и Ю.В. Собченко – великолепные живописцы. Полученное образование дало Погребняку, как и другим участникам проекта, широкие возможности для реализации своего таланта.
В начале творческого пути он, как и Сергей Горбачёв, был убеждённым реалистом, писал заказные портреты партийных деятелей, праздничные лозунги. Тем не менее с годами в нём росла неудовлетворённость собственным творчеством, назревал кризис: художник не хотел писать по-старому, а как по-другому – не знал. Казалось бы, один из возможных путей был у него перед глазами – творчество Ю.В. Собченко² (по воспоминаниям В.А. Гончаренко³, Юрий Валентинович выделял Погребняка среди однокурсников). Однако Владимиру Погребняку освоение и поиски своей интерпретации традиций западноевропейского искусства, характерные для его учителя и ряда других приморских авторов, не были близки.