экспозицию посетило 35 тысяч горожан. Такого рейтинга в практике ярмарки, основанной еще в 1992 году, никогда не было. Прошло чуть более года для осуществления сложной, финансово рискованной и очень благородной задачи, хотя «вторая столица» Кузбасса не является культурной и туристической «Меккой».
Причем под СЦИИ один павильон был реконструирован, а второй отстроен и оборудован специально под художественные проекты (площади павильонов – 2500 и 3060 м2). В результате многих усилий в индустриальной среде павильонов с открытыми конструкциями балок и выставочных модулей разместилось 1200 произведений живописи, графики и скульптуры современных художников. Средовой промдизайн пространства подчеркивал уникальность и разнообразие их творений. В одном павильоне была развернута экспозиция произведений признанных мастеров современного искусства, работающих на протяженной территории страны – от Урала до Магадана, во втором – выставка работ молодых авторов. На средства президентского гранта, выигранного новокузнецкими кураторами во Всероссийском конкурсе художественных проектов, был издан альбом в триста страниц и иллюстрированные материалы научно-практической конференции.
Оценки этому событию были высокими и восторженными, приведем лишь несколько, чтобы передать атмосферу подъема, которую пережили как сами участники программы, так и те, кто издалека: из Якутска, Владивостока, Нижнего Тагила, Ханты-Мансийска, Екатеринбурга и так далее, включая
всю Сибирь, следил за событиями в Новокузнецке онлайн.
Почетные гости – народные и заслуженные художники, академики РАХ, представители Союза художников России – искренне произносили восторженные слова по поводу открытой в Новокузнецке выставочной площадки и благодарили организаторов выставки.
Секретарь СХР, академик РАХ А. М. Муравьёв отметил амбициозность новокузнецкого проекта, собравшего вместе работы художников буквально со всей страны, начиная от Калининграда и заканчивая Магаданом. По его словам, раньше все самое интересное в искусстве происходило только в Москве, а за Уралом в лучшем случае проводились региональные выставки. Сейчас же идет обратный процесс: в Москве сокращаются выставочные площади, а интерес к изобразительному искусству всё больше смещается за Уральские горы. И с горечью добавил: «Недавно мы потеряли нашу старейшую, любимую площадку – Центральный дом художника, который отошел Третьяковке. А тому, что я вижу здесь, можно только позавидовать. Выставочная площадка в Новокузнецке построена с настоящим сибирским размахом».
Секретарь СХР по Дальневосточному федеральному округу, академик РАХ К. Б. Кузьминых (Магадан) также подчеркнул всероссийский масштаб новокузнецкого проекта, являющегося самым красноречивым доказательством, что сегодня нет такого понятия, как «провинциальное, периферийное искусство».
«О таком мечтают все регионы, такой удивительной выставочной площадки нет ни у кого; вот увидите, вам еще придется выбирать из огромного числа желающих здесь выставляться», – произнес руководитель регионального отделения «Урал, Сибирь, Дальний Восток» РАХ в Красноярске, секретарь Союза художников России по Сибирскому федеральному округу, академик РАХ С. Е. Ануфриев.
«Выставка потрясающая, пространство потрясающее, многие художники стремились сюда попасть, – высказал свое мнение секретарь СХР по Уральскому федеральному округу из Тюмени А. С. Новик. А секретарь СХР по Сибирскому федеральному округу из Новосибирска В. В. Иванкин полушутливо признался: «Когда Александр Суслов рассказывал нам о готовящемся открытии выставки ФОРМА и специально строящемся для Сибирского центра современного искусства выставочном павильоне, честно говоря, мы думали, что он привирает. А оказалось, что все им рассказанное – не просто мечта, а чистая правда. Теперь всем нам придётся сильно постараться, чтобы догнать Новокузнецк».
А. В. Суслов, председатель Новокузнецкого отделения СХР, так определил предназначение центра: «Наша главная задача – консолидировать художественные силы Урала, Сибири и Дальнего Востока. Но мы не собираемся замыкаться на одной этой территории, какой бы огромной она ни была. Уже сейчас речь идет об обмене выставками, например, с Германией. В будущем в Сибирском центре современного искусства в Новокузнецке станут проходить крупные международные симпозиумы, которые соберут вместе художников Европы, Азии и Нового света. Все, с кем мы общались по этому поводу, уже дали стопроцентное согласие на своё участие. Мы строим амбициозные планы, и у нас есть силы для их реализации, а за нами стоит талантливая и активная молодежь».
Уже ведется строительство мастерских и гостиницы для художников, закупается оборудование для международного симпозиума по стеклу, на участие в котором дали согласие известные зарубежные мастера. Этот проект будет реализован уже в следующем, 2020 году. Как сказал Александр Суслов: «Есть такая проблема в отечественном искусстве, как «художественное стекло», для развития которого нужны специально оборудованные площадки. На арт-рынке мировой художественной практики существует запрос на уникальность экспоната, который никогда нельзя скопировать или повторить, и это – стекло».
Конференция, проведенная в формате «круглого стола», продолжалась три часа. В ней приняли участие известные искусствоведы, кураторы выставочных проектов и галерей, председатели региональных отделений Союза художников трех федеральных округов. «Свободный микрофон», предложенный участникам, позволил делиться проблемами на местах, впечатлениями о выставке, слушать и давать советы.
Так, например, обсуждалась тема кураторских проектов. Рассматривался в качестве образца опыт присутствующего на форуме В. О. Назанского, основателя биеннале графики в 1999 году при Новосибирском художественном музее. Ныне он является куратором галереи современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге, получившей мировую известность. Задачами галереи является не только организация выставок известных российских художников и зарубежных мастеров, но и привлечение концептуально сформулированных искусствоведами готовых выставочных проектов.
Думается, что принцип «проект в проекте» составляет основную интригу такого подхода к формату художественной выставки, нацеливает художника на «проектирование» собственного творчества в соответствии с концепцией, более осознанное создание произведений. Пример тому выставка молодых художников Новокузнецка «Нижний уровень» (куратор Т. М. Высоцкая), состоявшаяся в рамках межрегионального проекта «Форма».
Известный куратор реализованных на Урале экспериментально острых художественных идей Е. А. Шипицына (Израиль) сказала, что именно опыт работы в формате художественного проекта, полученный в «школе Назанского», помог ей работать с самыми современными художественными практиками; и они вызывают острый интерес у зрителей и меценатов искусства. Она также отметила, что необходимо в программу выставки включать различные виды искусства – живопись, фото, новые медиа, инсталляции, арт-объекты, которые позволяют создавать универсальное художественное пространство; что именно работа с брендами Урала помогала ей действовать в поле художественных проектов. Е. А. Шипицына поддержала предложение автора этих строк идею об организации при СЦСИ «школы молодого куратора» и предложила найти свой, кузнецкий бренд и культурный код.
В качестве мягкой критики известный сибирский искусствовед Т. Н. Микуцкая (Томск) пожелала не забывать включать в состав выставкомов искусствоведов, на практике знающих, что такое «музейный экспонат», специалистов, не зависящих от дружеских или партнерских отношений между художниками, чтобы не появлялись в экспозиции работы, вызывающие вопросы.
Слова искусствоведа были поддержаны почетным членом РАХ В. Ф. Чирковым (Омск), известным в сибирском художественном пространстве научными, издательскими и выставочными проектами. Он подчеркнул роль искусствоведа в качестве идеолога, умеющего артикулировать современные проблематики в искусстве. В частности, В. Ф. Чирков предложил в качестве перспективной выставки на площадях СЦСИ, рассмотреть тему: «Война и Мир, или Ад и Рай в современном искусстве. Глобальный контекст», к 75-летию Победы.