ХРОНИКА

Материалы рубрики посвящены наиболее значительным состоявшимся и готовящимся художественным проектам, выставкам, научным конференциям в регионах
УДК 7.079
Высоцкая Татьяна Михайловна – искусствовед, заслуженный работник культуры Российской Федерации, Новокузнецкое отделение ВТОО «Союз художников России».
Новокузнецк, Россия

E-mail: vysotskayatm@mail.ru
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: УРАЛ, СИБИРЬ, ДАЛЬНИЙ ВОСТОК.
СИБИРСКИЙ ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. НОВОКУЗНЕЦК, 21-23 АВГУСТА 2019
Статья содержит информацию об открытии межрегионального художественного проекта ФОРМА и Сибирского центра современного искусства в г. Новокузнецке. Ключевые слова: межрегиональный художественный проект; региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока; Новокузнецкое отделение Союза художников России; «Кузбасская ярмарка»; Сибирский центр современного искусства.
ФОРМА – межрегиональный художественный проект, проходивший под патронатом УСДВ РАХ и секретариата СХ России, был задуман и осуществлен по инициативе городского отделения ВТОО «Союз художников России» в Кузбасском городе Новокузнецке; проект собрал художников с территории, которая занимает четыре пятых площади всей России. Столь масштабный проект был разработан в деталях художником и культурологом Екатериной Чепис, председателем и идейным вдохновителем художественной жизни Новокузнецка Александром Сусловым, при участии искусствоведа Татьяны Высоцкой.

Его реализация была посвящена открытию Сибирского центра современного искусства (СЦСИ), созданного по решению генерального директора и владельца выставочной компании «Кузбасская яр
марка» Владимира Васильевича Табачникова, на его площадках и на его средства. Столь патриотичной, можно сказать, альтруистской идей создания центра, не лишенной, впрочем, рационализма, известный российский бизнесмен «зарядился» после блистательно проведенной весной 2018 года выставки «Сибирь‒12»; она была развернута на его площадях, и ее
экспозицию посетило 35 тысяч горожан. Такого рейтинга в практике ярмарки, основанной еще в 1992 году, никогда не было. Прошло чуть более года для осуществления сложной, финансово рискованной и очень благородной задачи, хотя «вторая столица» Кузбасса не является культурной и туристической «Меккой».

Причем под СЦИИ один павильон был реконструирован, а второй отстроен и оборудован специально под художественные проекты (площади павильонов – 2500 и 3060 м2). В результате многих усилий в индустриальной среде павильонов с открытыми конструкциями балок и выставочных модулей разместилось 1200 произведений живописи, графики и скульптуры современных художников. Средовой промдизайн пространства подчеркивал уникальность и разнообразие их творений. В одном павильоне была развернута экспозиция произведений признанных мастеров современного искусства, работающих на протяженной территории страны – от Урала до Магадана, во втором – выставка работ молодых авторов. На средства президентского гранта, выигранного новокузнецкими кураторами во Всероссийском конкурсе художественных проектов, был издан альбом в триста страниц и иллюстрированные материалы научно-практической конференции.

Оценки этому событию были высокими и восторженными, приведем лишь несколько, чтобы передать атмосферу подъема, которую пережили как сами участники программы, так и те, кто издалека: из Якутска, Владивостока, Нижнего Тагила, Ханты-Мансийска, Екатеринбурга и так далее, включая
всю Сибирь, следил за событиями в Новокузнецке онлайн.

Почетные гости – народные и заслуженные художники, академики РАХ, представители Союза художников России – искренне произносили восторженные слова по поводу открытой в Новокузнецке выставочной площадки и благодарили организаторов выставки.

Секретарь СХР, академик РАХ А. М. Муравьёв отметил амбициозность новокузнецкого проекта, собравшего вместе работы художников буквально со всей страны, начиная от Калининграда и заканчивая Магаданом. По его словам, раньше все самое интересное в искусстве происходило только в Москве, а за Уралом в лучшем случае проводились региональные выставки. Сейчас же идет обратный процесс: в Москве сокращаются выставочные площади, а интерес к изобразительному искусству всё больше смещается за Уральские горы. И с горечью добавил: «Недавно мы потеряли нашу старейшую, любимую площадку – Центральный дом художника, который отошел Третьяковке. А тому, что я вижу здесь, можно только позавидовать. Выставочная площадка в Новокузнецке построена с настоящим сибирским размахом».

Секретарь СХР по Дальневосточному федеральному округу, академик РАХ К. Б. Кузьминых (Магадан) также подчеркнул всероссийский масштаб новокузнецкого проекта, являющегося самым красноречивым доказательством, что сегодня нет такого понятия, как «провинциальное, периферийное искусство».

«О таком мечтают все регионы, такой удивительной выставочной площадки нет ни у кого; вот увидите, вам еще придется выбирать из огромного числа желающих здесь выставляться», – произнес руководитель регионального отделения «Урал, Сибирь, Дальний Восток» РАХ в Красноярске, секретарь Союза художников России по Сибирскому федеральному округу, академик РАХ С. Е. Ануфриев.

«Выставка потрясающая, пространство потрясающее, многие художники стремились сюда попасть, – высказал свое мнение секретарь СХР по Уральскому федеральному округу из Тюмени А. С. Новик. А секретарь СХР по Сибирскому федеральному округу из Новосибирска В. В. Иванкин полушутливо признался: «Когда Александр Суслов рассказывал нам о готовящемся открытии выставки ФОРМА и специально строящемся для Сибирского центра современного искусства выставочном павильоне, честно говоря, мы думали, что он привирает. А оказалось, что все им рассказанное – не просто мечта, а чистая правда. Теперь всем нам придётся сильно постараться, чтобы догнать Новокузнецк».

А. В. Суслов, председатель Новокузнецкого отделения СХР, так определил предназначение центра: «Наша главная задача – консолидировать художественные силы Урала, Сибири и Дальнего Востока. Но мы не собираемся замыкаться на одной этой территории, какой бы огромной она ни была. Уже сейчас речь идет об обмене выставками, например, с Германией. В будущем в Сибирском центре современного искусства в Новокузнецке станут проходить крупные международные симпозиумы, которые соберут вместе художников Европы, Азии и Нового света. Все, с кем мы общались по этому поводу, уже дали стопроцентное согласие на своё участие. Мы строим амбициозные планы, и у нас есть силы для их реализации, а за нами стоит талантливая и активная молодежь».

Уже ведется строительство мастерских и гостиницы для художников, закупается оборудование для международного симпозиума по стеклу, на участие в котором дали согласие известные зарубежные мастера. Этот проект будет реализован уже в следующем, 2020 году. Как сказал Александр Суслов: «Есть такая проблема в отечественном искусстве, как «художественное стекло», для развития которого нужны специально оборудованные площадки. На арт-рынке мировой художественной практики существует запрос на уникальность экспоната, который никогда нельзя скопировать или повторить, и это – стекло».

Конференция, проведенная в формате «круглого стола», продолжалась три часа. В ней приняли участие известные искусствоведы, кураторы выставочных проектов и галерей, председатели региональных отделений Союза художников трех федеральных округов. «Свободный микрофон», предложенный участникам, позволил делиться проблемами на местах, впечатлениями о выставке, слушать и давать советы.

Так, например, обсуждалась тема кураторских проектов. Рассматривался в качестве образца опыт присутствующего на форуме В. О. Назанского, основателя биеннале графики в 1999 году при Новосибирском художественном музее. Ныне он является куратором галереи современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге, получившей мировую известность. Задачами галереи является не только организация выставок известных российских художников и зарубежных мастеров, но и привлечение концептуально сформулированных искусствоведами готовых выставочных проектов.

Думается, что принцип «проект в проекте» составляет основную интригу такого подхода к формату художественной выставки, нацеливает художника на «проектирование» собственного творчества в соответствии с концепцией, более осознанное создание произведений. Пример тому выставка молодых художников Новокузнецка «Нижний уровень» (куратор Т. М. Высоцкая), состоявшаяся в рамках межрегионального проекта «Форма».

Известный куратор реализованных на Урале экспериментально острых художественных идей Е. А. Шипицына (Израиль) сказала, что именно опыт работы в формате художественного проекта, полученный в «школе Назанского», помог ей работать с самыми современными художественными практиками; и они вызывают острый интерес у зрителей и меценатов искусства. Она также отметила, что необходимо в программу выставки включать различные виды искусства – живопись, фото, новые медиа, инсталляции, арт-объекты, которые позволяют создавать универсальное художественное пространство; что именно работа с брендами Урала помогала ей действовать в поле художественных проектов. Е. А. Шипицына поддержала предложение автора этих строк идею об организации при СЦСИ «школы молодого куратора» и предложила найти свой, кузнецкий бренд и культурный код.

В качестве мягкой критики известный сибирский искусствовед Т. Н. Микуцкая (Томск) пожелала не забывать включать в состав выставкомов искусствоведов, на практике знающих, что такое «музейный экспонат», специалистов, не зависящих от дружеских или партнерских отношений между художниками, чтобы не появлялись в экспозиции работы, вызывающие вопросы.

Слова искусствоведа были поддержаны почетным членом РАХ В. Ф. Чирковым (Омск), известным в сибирском художественном пространстве научными, издательскими и выставочными проектами. Он подчеркнул роль искусствоведа в качестве идеолога, умеющего артикулировать современные проблематики в искусстве. В частности, В. Ф. Чирков предложил в качестве перспективной выставки на площадях СЦСИ, рассмотреть тему: «Война и Мир, или Ад и Рай в современном искусстве. Глобальный контекст», к 75-летию Победы.
Руководитель отделения УСДВ С. Е. Ануфриев и почетный член РАХ О. И. Зотова (Владивосток) познакомили с концепцией издания журнала «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока» по проблемам современного искусства трех регионов. Внушающие надежды перспективы!

Впрочем, осмыслить все услышанные предложения, собрать «портфель идей» еще предстоит небольшому, но энергичному коллективу Центра и всем нам, авторам проекта и его участникам.

Надеемся, что Сибирский центр современного искусства станет одним из культурных брендов Новокузнецка и будет способствовать формированию образа города, города открытого, обладающего силой притяжения творческих сил.

И как знать, может в отдельно взятом месте вырастет, наконец, новое поколение зрителей, жадных до современных произ
ведений искусства, зрителей, для которых и затрачиваются эти колоссальные усилия, для которых творчески работают художники, представляющие, повторюсь, искусство четырех пятых территории России.
INTERREGIONAL PROJECT «FORMA»: URAL, SIBERIA, FAR EAST. SIBERIAN CENTER OF CONTEMPORARY ART. NOVOKUZNETSK, 21-23.08, 2019.
Vysotskaya Tatyana Mikhailovna Art historian, honored worker of culture of the Russian Federation, member of the Union of artists of Russia
Abstract: the paper contains information about the opening of the interregional art project «FORMA» and the Siberian center of contemporary art in Novokuznetsk.

Keywords: interregional art project; the Regional Branch of the Russian Academy of Arts of Ural, Siberia and Far East; Novokuznetsk branch of the Union of artists of Russia; Kuzbass fair; Siberian center of contemporary art.

Библиографическое описание для цитирования:
Высоцкая Т. М. «Форма» межрегиональный проект: Урал, Сибирь, Дальний Восток. Сибирский центр современного искусства. Новокузнецк, 21-23 августа 2019 . // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2019. – № 1. – С. 158-163.
[Электронный ресурс] URL: http://usdvart.ru/sectionchronicle#rec154611575

Статья поступила в редакцию 14.09.2019
Received: September 14, 2019.
Оцените статью
УДК 792
Зотова Ольга Ивановна ‒ кандидат искусствоведения, доцент Школы искусства и гуманитарных наук ДВФУ, главный специалист Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске.
Владивосток, РОССИЯ

E-mail: zotova-o@yandex.ru
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ТРАНЗИТ
Статья посвящена выставке театрально-декорационного искусства художников Дальнего Востока в рамках Дальневосточного театрального форума в Год театра в России. Кратко характеризуется особенности творчества художников театра.
Ключевые слова: сценография; художники театра Дальнего Востока; дальневосточный театральный форум
Отечественное театрально-декорационное искусство является ярчайшей страницей в общей истории культуры и искусства. Оно тесно связано с этапами развития самого театра, технологиями, тенденциями в области визуальных искусств. В театрально-декорационном искусстве ХХ века продолжались классические традиции, сегодня период новаторских поисков, когда художник театра становится определяющей фигурой, отвечающей не только за декорации о костюмы, но и за концепцию и даже за появление новых театральных форматов.

В этой ситуации выставка театрально-декорационного искусства в рамках театрального форума во Владивостоке, приуроченного к Году театра в России, явление знаковое. Она не только объединла художников театра всего Дальнего Востока, но и дала возможность увидеть их творчество наряду с творчеством талантливых столичных авторов: это и работающие для театров Дальнего Востока Андрей Климов, Владимир Колтунов, Кирилл Пискунов, Алина Алимова, Дарья Каракулова, и приехавшие во Владивосток специально Станислав Бенедиктов (персональная выставка «Бенедиктов-блиц» состоится в галерее современного искусства «Арка») и группа молодых художников с документально-художественным проектом «Москва-Владивосток» (состоится в Музее современного искусства «Артэтаж»).
Таким образом, продолжен опыт проведения выставок, дающих срез дальневосточного театрально-декорационного искусства, начатый в свое время Владимиром Колтуновым и подхваченный художниками из Хабаровска (с 2003 по 2008 год проводился проект «Зеленая кошка», инициированный Павлом Оглуздиным). Спустя годы к этой теме вернулись в период проведения торжеств по поводу 85-летия Приморского академического драматического театра им. М. Горького в 2017 году. Тогда в залах Приморского отделения «Союза художников России» развернулась краевая выставка «Театральная», в которой были представлены станковые произведения разных жанров на тему театра (портрет, натюрморт, сюжетная композиция), эскизы костюмов и декораций (в том числе из фондов Приморской государственной картинной галереи), костюмы, макеты, куклы, афиши, программы, художественные альбомы. На основе синтеза искусств был создан объемный образ театра. На вернисаже говорили о том, что подобные выставки очень редки, сложны по организации, но необходимы, так как дают возможность накопления практически неисследованного материала. Тогда же было решено сделать новый проект, посвященный театрально-декорационному искусству Дальневосточного федерального округа, к которому к настоящему моменту вновь отнесены территории Забайкалья и Бурятии. И то, что он вписался в рамки Года театра, поистине символично.

Представленный материал позволяет говорить о разнообразии поисков и большом энтузиазме художников дальневосточных театров. Так, в театрально-декорационном искусстве Якутии прослеживается синтез новаций и академической традиции. Последнее связано с тем, что в театрах работают художники, большинство которых получили образование в Российском государственном институте сценического искусства (ранее СПбГАТИ, ЛГИТМиК), где есть специализации «художник-постановщик», «художник по костюмам». В апреле 2019 года в Национальном художественном музее Саха открылась выставка «Метафизика театра», представившая пути развития якутской сценографии. Современные решения отличают функциональная и лаконичная организация пространства сцены, обобщенный подход к решению образа, акцентирование цвета в колористических характеристиках спектакля, влияющеена эмоциональную линию постановки. В нынешней выставке представлены работы Николая Попова, ориентирующегося на классическую русскую традицию, Саргыланы Ивановой, демонстрирующей комбинационное мышление и тонкое чувство драматургического материала, Лены Гоголевой, отличающейся конструктивными решениями, Михаила Егорова, склонного к использованию строгих графических средств, Дарьи Дмитриевой, делающей акцент на эстетику костюма. Председатель Союза театральных деятелей Якутии Айаал Аммосов дал такую характеристику: «Благодаря художнику сцена превращается в храмы…»

Эти слова можно отнести и к творчеству молодого и очень перспективного художника из Улан-Удэ Алексея Амбаева. Его спектакль-инсталляция «Шоно Батор» режиссера Олега Юмова, премьера которого состоялась в этно-галерее «Орда» (Улан-Удэ) в 2016 году, вызвал массу откликов в профессиональной среде. Концепция спектакля заключается в том, что по мере развития действия абстрактная скульптура с помощью разных фигур и элементов быта из бурят-монгольской традиционной жизни превращается в целую вселенную.

Разнообразно было представлено творчество художников театра Хабаровска, Владивостока, Уссурийска, Благовещенска, Комсомольска-на-Амуре, Находки. Это плеяда тех авторов, в творчестве которых отразился широкий спектр творческих поисков и решений в создании декораций и костюмов. Их принадлежность театру определена не спецификой образования (на Дальнем Востоке нет возможности получить профессию художника театра, в эту область приходят выпускники живописных и графических факультетов), а способностью вписать свое творчество в систему, где художник является частью большого коллектива, создающего театральное действо.

Умение при минимуме средств создать на сцене объемный образ, внимание к деталям отличают Павла Оглуздина. Художник синтетического плана Андрей Тэн сочетает дизайн, графику, пространственные решения. «Необыкновенная, гениальная, яркая» ‒ так отзываются о Наталье Сыздыковой, в костюмах которой отражены настроение персонажа и эпоха. Сценографию Андрея Непомнящего считают «…скорее исповедью личного умонастроения, чем прагматикой утилитарного оформления сцены» [2]. Трансформация декораций и костюмов – один из принципов Александра Арсененко, решения сценического пространства которого неожиданны и эффектны. Лаконичны, но выразительны образы, созданные и Натальей Стороженко. Оригинальны концептуальные решения Светланы Зарубиной, рассчитывающей на грамотного зрителя и ищущей ключи к сценографии не только в теме спектакля, но и в замысле режиссера. Конструктивный подход использует при создании костюмов Ирины Руденко. Инга Широкова исследует контекст эпохи: так, к историческому спектаклю «Горький хлеб Албазина», посвященному героической защите Албазинского острога, специально созданы десятки костюмов, придавшие действу особый колорит. Эскизы декораций Анастасии Славкиной и Дианы Савельевой говорят о поиске лаконично-условной и в то же время реалистической театральной формы.

Театрально-декорационное искусство Магадана было представлено творчеством Маргариты и Владимира Мягковых, работавших в Магаданском областном музыкально-драматическом театре с 1960-х по 2000-е годы и выполнивших эскизы декораций и костюмов в общей сложности к более чем 150 спектаклям. Их искусство было многогранным и синтетическим, художники работали не только для театра: Маргарита Мягкова занималась декоративно-прикладным искусством, Владимир Мягков был замечательным живописцем и графиком, имел опыт книжной иллюстрации. Так, герои спектакля «Приключения храброго Ейвелькея» по В. Леонтьеву получились особенно выразительными, так как работа над спектаклем шла практически одновременно с иллюстрированием книги. Об особой роли Мягковых в жизни Магаданского театра написал В. Левиновский [1, с. 129].

Отдельным блоком в выставке было представлено творчество художников театров кукол Натальи Павлишиной (Хабаровск), Сэгэс Дондоковой (Улан-Удэ), Елены Пимаховой (Чита), Николая Рыбака (Благовещенск), Людмилы Тимофеевой, Ирины Цыпыловой, Еленой Лихановой (Владивосток). Мир деревянных, тряпочных, картонных персонажей, выразительных и пластичных, связан, с одной стороны, с особыми технологиями, с другой – со способностью художника вдохнуть жизнь в героя, которому верят маленькие зрители.
Вообще говоря, дальневосточное театрально-декорационное искусство напитано особой творческой интуицией, которая позволяет не выглядеть театрам, находящимся далеко от интенсивной и профессиональной состоятельной театральной жизни столиц, провинциально. Награды театральных фестивалей разных рангов ‒ тому подтверждение. Конечно, этому способствует и то, что для дальневосточных театров работают художники, чей опыт складывался в требовательной профессиональной среде (их имена названы выше). Так, творчество Владимира Колтунова на протяжении многих лет тесно связана с театрами именно Дальнего Востока, в частности, с Приморским краевым академическим драматическим театром им. М. Горького. Его изысканные, тонкие решения делают каждый спектакль художественным событием. Для этого же театра создает стильные и эстетичные декорации и костюмы. С Дальневосточным регионом связал свою жизнь и Кирилл Пискунов, с 2017 года он является главным художником Чехов-центра в Южно-Сахалинске.

Вместе с тем коммуникативные и образовательные возможности, которые открыл для художников Дальнего Востока театральный форум, трудно переоценить. Возможность увидеть работы одного из самых ярких театральных художников России Станислава Бенедиктова, организация творческих лабораторий способствовали обмену опытом, идеями, мнениями.



Литература
1. Левиновский В. Десять театральных сезонов на Колыме. Издательство «Кордис», 2014. ‒ 174 с.
2. Решетникова И. Даль вблизи // Журнал «Сцена», 2015. № 2 (94).
THEATRICAL TRANSIT
Zotova Olga Ivanovna Candidate of arts, associate professor of the School of arts and Humanities of Far Eastern federal university, main specialist of Regional branch of the Urals, Siberia and the Far East of the Russian Academy of arts in Krasnoyarsk, Vladivostok
Abstract: The paper is devoted to the exhibition of theatrical and decorative art of artists of the Far East in the framework of the Far Eastern Theatre Forum in the Year of Theatre in Russia. Features of theatre artists' creative work are briefly characterized.

Keywords: scenography, Far East theatre artists, Far Eastern Theatre Forum.
Библиографическое описание для цитирования:
Зотова О. И. Театральный транзит.
// Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2019. – № 1. – С. 164-168.
[Электронный ресурс] URL: http://usdvart.ru/sectionchronicle#rec154611587

Статья поступила в редакцию 10.09.2019
Received: September 10, 2019.
Оцените статью
УДК 7.079
Корникова Людмила Владимировна – кандидат искусствоведения, Государственный художественный музей Алтайского края.
Барнаул, Россия

E-mail: nattsareva@gmail.com


Царева Наталья Степановна – кандидат искусствоведения, Государственный художественный музей Алтайского края.
Барнаул, Россия

E-mail: nattsareva@gmail.com

БОРУНОВСКАЯ ПАЛИТРА
Статья посвящена межрегиональному художественно-искусствоведческому проекту «Боруновская палитра»: Российская академия художеств и горизонты реализма в искусстве», реализованному в сентябре 2019 года в Алтайском крае.
Ключевые слова: Боруновская палитра; Алтайский край; реализм; Российская академия художеств
Проект включил серию масштабных мероприятий, приуроченных к дням памяти одного из выдающихся алтайских художников, заслуженного художника Российской Федерации, лауреата краевой премии, лауреата «Демидовского фонда» Геннадия Федоровича Борунова (1928–2008). В мероприятиях приняли участие искусствоведы и художники Сибирского федерального округа.

Алтайский живописец принадлежит к блистательной плеяде таких известных на российском уровне сибирских мастеров второй половины XX века, как Кондратий Петрович Белов и Алексей Николаевич Либеров (Омск), Борис Яковлевич Ряузов и Юрий Иванович Худоногов (Красноярск), Аркадий Иванович Вычугжанин и Анатолий Иванович Алексеев (Иркутск), Герман Николаевич Завьялов (Томск) и другие, творчество которых сформировано великими традициями русской реалистической школы и является культурным достоянием региона.

Г. Ф. Борунов родился на Алтае, в селе Павловск Павловского района, после окончания художественного института вернулся на родину и на всю жизнь связал себя, свое творчество с малой родиной, посвятив Павловской земле и людям, живущим там, не один десяток картин. Сегодня имя художника носит Павловский историко-художественный музей, имеющий уникальную коллекцию работ художника и выставляющий ее значительную часть в постоянной экспозиции. Государственный художественный музей Алтайского края также регулярно проводит выставки работ художника из своих фондов.

Г. Ф. Борунов является одним из выдающихся мастеров искусства второй половины XX – начала XXI в. Он активно участвовал в художественной жизни края, Сибири и России. Выставка работ художника проходила в Российской академии художеств, в Третьяковсковской картинной галерее находится одна из лучших работ художника «Дом отца». Работы художника хранятся в собраниях Алтая, Сибири и во многих коллекциях за рубежом. Искусство художника представлено в серии статей алтайских искусствоведов, в монографиях и кандидатской диссертации Е. А. Мушниковой. Однако масштаб личности и влияние Г. Ф. Борунова на искусство Алтая и Сибири еще раскрыты не в полной мере, поэтому реализация данного проекта способствует решению данной проблемы.

Г. Ф. Борунов и подобные ему художники, выпускники институтов Российской академии художеств внесли большой вклад в становление профессионального искусства Сибири. Заложенные ими традиции связали искусство обширных сибирских территорий с магистральными линиями развития изобразительного искусства России. Особый вклад был внесен ими в развитие школы реалистического искусства. Впервые на Всероссийской научно-практической конференции по теме «Творческая личность Мастера и его роль в художественной культуре региона» Г. Ф. Борунов, и другие художники были рассмотрены как особого рода феномен сибирского искусства.
В Государственном художественном музее Алтайского края и Павловском историко-художественном музее накоплен значительный опыт (в 2019 г. проведены Восьмые «Боруновские чтения») широкого привлечения к искусству Г. Ф. Борунова школьников и широких слоев общественности. Некоторые школьники осознанно выбрали профессию в художественной сфере под влиянием данных мероприятий. Этот уникальный опыт требует своего обобщения и тиражирования как на территории Алтайского края, так и за его пределами. Мероприятия проекта способствуют росту известности и посещаемости музея на родине художника.

Важной задачей для региона является усиление в его имидже культурной составляющей, чему способствует проведение межрегиональных художественных проектов, включающих пленэры, выставки, конференции, освещение в научной литературе и СМИ подобного рода мероприятий. Кроме краевого уровня, данный проект может положительным образом сказаться на имидже Павловского района, и в целом это способствует развитию познавательного художественного туризма и развитию территории.

Задача проекта – показать обширной зрительской аудитории, что творчество таких мастеров, каким был на Алтае Г. Ф. Борунов, является тем духовным наследием, которое бережно собирается музеями и отдается зрителю, возвышая его над обыденностью, помочь зрителю постичь и понять роль личности художника-творца в современном историческом процессе, разобраться в индивидуальной манере мастера, оценить яркий уникальный язык художественного произведения и его глубокое философское содержание.

Программа проекта предусматривала широкие временные рамки. В феврале 2019 г. прошли традиционные детские «Боруновские чтения», приуроченные ко дню рождения Мастера в Павловском историко-художественном музее им. Г. Ф. Борунова.

С 16 по 28 сентября 2019 года состоялся Второй «Боруновский пленэр» и мастер-классы для художников-любителей Павловского района. Торжественным завершением пленэра будет открытие художественной выставки по его итогам.

26-28 сентября 2019 года в Государственном художественном музее Алтайского края прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Творческая личность Мастера и его роль в художественной культуре региона», участниками которой стали ведущие специалисты-искусствоведы Сибири и Урала.

Организаторами конференции было запланировано посещение мест в селе Павловск Павловского района, связанных с жизнью и творчеством Г. Ф. Борунова: Введенской церкви и бывшего Павловского сереброплавильного завода (XVIII в.), Павловского историко-художественного музея им. Г. Ф. Борунова, встреча с вдовой художника Лентиной Александровной Боруновой и посещение его дома.
BORUNOVSKAYA PALETTE
Kornikova Lyudmila Vladimirovna Candidate of art history, State art Museum of Altai region.
Tsareva Natalya Stepanovna Candidate of art history, State art Museum of Altai region
Abstract: The paper is devoted to the interregional art and art criticism project «Borunovskaya palette: the Russian Academy of Arts and horizons of realism in art», held in September 2019 in the Altai region.

Keywords: Borunovskaya palette; Altai region; realism; Russian Academy of Arts.
Библиографическое описание для цитирования:
Корникова Л. В., Царева Н. С. Боруновская палитра. // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2019. – № 1. – С. 169-171.
[Электронный ресурс] URL: http://usdvart.ru/sectionchronicle#rec154611600

Статья поступила в редакцию 14.09.2019
Received: September 14, 2019.
Оцените статью
УДК 75
Иманакова Елена Георгиевна ‒ кандидат культурологии, искусствовед Забайкальского регионального отделения Союза художников России.
Чита, россия

E-mail: imanakova@yandex.ru
ВДОХНОВЛЯЯСЬ БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДОЙ
Статья посвящена межрегиональному творческому пленэру «Баргуджин Токум–2019», организованному Бурятским региональным отделением Всероссийского творческого общественного объединения «Союз художников России». Рассматриваются особенности пленэрной программы, специализация художников-организаторов мастер-классов, творческие итоги.
Ключевые слова: Баргузинская долина; Бурятское отделение «Союза художников России»; пленэр
Мощным творческим испытанием для почти 40 художников стало участие в Межрегиональном творческом пленэре «Баргуджин Токум‒2019». В этом году он проходил уже в третий раз. Участники вновь вдохновлялись высоким небом, белоснежным песком, необъятными просторами Баргузинской долины, холодной волной Байкала, высокими забайкальскими горами… За десять дней проехали более 2000 километров, повоевали с комарами и холодом, перенесли сотни килограммов художественного груза, но эти испытания были перекрыты фантастическими впечатлениями от байкальских красот и творческим волнением, перелившимся в красочные этюды.

Межрегиональный творческий пленэр «Баргуджин Токум‒2019» был организован Бурятским региональным отделением Всероссийского творческого общественного объединения «Союз художников России» в рамках национальной программы «Культура» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Его творческий итог – сотни этюдов, написанных на бурятской земле, и еще несколько десятков полотен, которые будут создаваться еще по итогам поездки в мастерских художников не только в разных уголках России, но и Монголии и Китая.
При этом многие из написанных картин зрители смогли увидеть на выставках, состоявшихся во время реализации баргуджинского проекта. Еще в ходе пленэра были оформлены две небольшие экспозиции работ участников в селах Баргузин и Курумкан. Каждая выставка была торжественно открыта и работала две недели. А в последний день реализации проекта в Улан-Удэ состоялась презентация лучших работ художников в выставочном зале Союза художников Бурятии.

В проекте приняли участие художники из разных регионов нашей страны. Имя каждого из них известно в творческой среде. Из Москвы прилетели Бато Дугаржапов и Ирина Митрикова, из Казани – Ильнур Сиразиев, из Хакасии – Александр Кобыльцов и Галина Окунь, из Тывы – Сат Субудай Орлановия и Куулар Айдыс Хеймер-Оолович. Центральную Сибирь представили красноярцы Сергей Форостовский, Валерий Ковин, Евгения Аблязова, Иркутск – Наталья Довнич, Дмитрий Лысаков, Григорий Свердлов и Сергей Писарев. Ближайших соседей – Забайкальский край ‒ представляли Людмила Шаликова, Наталья Корнет и Баирма Тумунова (Агинское). Представительной была группа монгольских художников во главе с председателем Ассоциации художников МНР Цэгмидом Пунцаг.

А самой многочисленной стала команда художников Республики Бурятия: председатель Бурятского отделения Союза художни
ков России Евгений Болсобоев, заслуженный художник РФ Чингис Шенхоров, народный художник Бурятии Баясхалан Лыксоков, заслуженный художник Бурятии Александр Батуров, художники Анатолий Цыденов, Баир Сундупов, Амгалан Ринчинов и многие другие.
В этом году проект сопровождали два искусствоведа: Татьяна Алексеева, заведующая сектором хранения изобразительного искусства Национального музея Республики Бурятия, и Елена Иманакова, искусствовед Забайкальского регионального отделения Союза художников России.

Одним из новшеств третьего баргуджинского пленэра стало активное участие в нем молодежи. Во-первых, были широко привлечены молодые художники: Аюна Гарматарова, Григорий Либман, Туяна Дашеева, Цырегма Болотова, Артем Ульянов во главе с руководителем молодежной секции Бурятского отделения Союза художников России Анной Никитиной. Во-вторых, педагоги детских художественных школ республики Любовь Нанзатова, Дарья Смольникова, Юлия Надагурова, Туяна Жанчипова, Анжелика Ульзутуева и студенты колледжей, Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления и Восточно-Сибирского государственного института культуры Олеся Вишневская, Юлия Тимченко, Анастасия Крюкова и др. В-третьих, были привлечены учащиеся Баргузинской детской школы искусств во главе с директором художником Александром Галиным, принявшие активное участие в организованной у них в селе отчетной выставке.
Каждому из молодых участников не только довелось поработать вместе с маститыми творцами, услышать профессиональные советы и, возможно, подсмотреть какие-то секреты, но и принять участие в обсуждении самого творческого процесса и созданных работ. Именно им, молодым, в первую очередь были адресованы мастер-классы, которые проходили каждый день. Их ряд открыл всемирно известный живописец, тонкий колорист и экспериментатор Бато Дугаржапов. Живописными секретами поделился художник Александр Кобыльцов, директор Абаканской детской художественной школы и председатель Союза художников Хакасии. О тайнах акварели рассказала читинка Людмила Шаликова, приемы работы с пастелью продемонстрировала педагог Галина Окунь, директор детской художественной школы из Саяногорска. Любопытным оказался мастер-класс монгольского живописца и педагога Хэшэгэбату. На протяжении всего пленэра участники наблюдали за работой над портретами у Ильнура Сиразиева, председателя Союза художников Татарстана, который провел «акриловый мастер-класс».

Также «баргуджинцы» приняли участие в торжественных церемониях открытия парковых скульптур. Первое состоялось на территории визит-центра Забайкальского национального парка «Заповедное подлеморье», партнера пленэрного проекта. Теперь гостей на контрольно-пропускном пункте парка встречает бронзовая композиция «Эжим» («Моя мама»), выполненная бурятским скульптором Баиром Сундуповым, участником пленэра. В свойственной ему образной манере, художник через синкретичный образ матери с ребенком обращается с призывом сохранить богатства природы для будущих поколений. Осуществление проекта стало возможным при финансовой поддержке АО «Разрез Тугнуйский» СУЭК. Вторым открытием стала презентация двух скульптур из дерева художника Анатолия Цыденова на территории генерального партнера проекта Культурно-туристического центра «Баргуджин Токум» (Баир и Дысыма Будаевы). Главная тема работ скульптора Анатолия Цыденова, лауреата премии Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества (2017) – родная земля, обычаи и традиции бурятского народа. Таким образом, уличная экспозиция галереи центра пополнилась новыми работами экологического характера, которые будут рассказывать любопытным путешественникам не только о бурятском резчике, но и о замечательной семействе Будаевых, меценатах и покровителях наших художников.

Итогом проекта стали несколько сотен этюдов, рассказывающих о неповторимых байкальских красотах, и выставка, организованная в столице Бурятии.
GETTING INSPIRED BY BAYKAL NATURE
Imanakova Elena Georgievna Candidate of culturology, Zabaykalsky branch of Union of artists of Russia
Abstract: The paper is devoted to the interregional creative plein air «Bargujin Tokum-2019» organized by the Buryat regional branch of the all-Russian Creative Public Association «Union of artists of Russia». Features of the plein air program, specialization of artists-organizers of master classes, creative results are considered.

Keywords: Barguzin valley; Buryat branch of the Union of artists of Russia; plein air.
Библиографическое описание для цитирования:
Иманакова Е. Г. Вдохновляясь байкальской природой. // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2019. – № 1. – С. 172-175.
[Электронный ресурс] URL: http://usdvart.ru/sectionchronicle#rec154611615

Статья поступила в редакцию 17.09.2019
Received: September 17, 2019.
Оцените статью