ПЕРСОНАЛИИ

Материалы рубрики посвящены творчеству художников, включают статьи и иллюстрации
DOI 10.24412/cl-35763-2021-4-63-66
УДК 75.03

Зотова Ольга Ивановна – кандидат искусствоведения, главный специалист филиала Российской академии художеств «Региональное отделение Урала, Сибири и ДальнегоВостока в г. Красноярске», ст. научный сотрудник Музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева.

E-mail: zotova-o@yandex.ru
ВАДИМ ИВАНКИН: АВТОПОРТРЕТ В МАСТЕРСКОЙ
Статья посвящена творчеству новосибирского художника, академика Российской академии художеств Вадима Викторовича Иванкина. Исследуются тематический диапазон,специфика образного языка, стилистические и жанровые характеристики произведений. Анализируется автопортрет как один из основных жанров для художника, дающий понимание диалогической природы творчества. Рассматриваются экспериментальные приемы живописи.

Ключевые слова: Вадим Иванкин; акварель; новосибирская графика; автопортрет; экспериментальная живопись.
Имя Вадима Иванкина известно далеко за пределами Новосибирска, в котором живет и работает художник. Участник серьезных коллективных выставок, в том числе всероссийских, с 1980-х годов автор персональных выставок («Иванкин» (Новосибирск, 2011; Барнаул, 2021), «Апокриф» (Томск, 2019), «Золотые струны» (Владивосток, 2021), «Эскизы утраченных фресок» (Барнаул, 2021) и др.), В. Иванкин является одним из самых интересных современных художников, творчество которого уместно рассматривать в аспекте диалогической природы изобразительного искусства. Проблема, сформулированная А.Л. Немчиновой как «диалог – это процесс, в котором Я раскрывает себя Другому и тем самым только и осуществляет себя в подлинном смысле – творит. […] диалог является […]механизмом самотворения и саморазвития» [6], побуждает предпринять попытку поиска внутренних оснований и мотивов художника.

Вадим Иванкин вырос в Рубцовске, небольшом городе в Алтайском крае. Выбор профессии для него во многом был определен общением с художниками Альфредом Фризеном и Владиславом Тихоновым, студию которого Вадим посещал в школьные годы. Об этом Вадим вспоминал в одной из бесед со зрителем «Люди как книги», записанной в 2017 году в Новосибирской областной научной библиотеке. А. Фризен, признанный авангардист, и В. Тихонов, пейзажист, создавший и долгие годы руководивший знаменитой изостудией при Доме культуры Алтайского тракторного завода и внесший большой вклад в культурную жизнь региона, были удивительными личностями. Их эрудиция, творческая свобода, неуемная энергия влияли на окружающих.

Художественно-графический факультет Новосибирского педагогического института В. Иванкин окончил в 1983 году и довольно скоро начал участвовать в заездах в Домах творчества «Байкал» (1986), «Сенеж» (1990, 1991). Здесь царила особая атмосфера свободы и эксперимента, которая резонировала в первую очередь с теми, кто внутренне был готов к этому.

В. В. Иванкин. Автопортрет. 2018. Картон, синтетическая темпера, уголь, пастель. 82,2×69,7
Собственность автора
Своего рода экспериментом можно назвать участие В. Иванкина в первой масштабной для него всероссийской выставке «Голубые дороги Родины» (1983), на которую он представил акварели. Эту технику, по признанию художника, он не очень любил и работы не считал удачными, вместе с тем материал на долгие годы определил круг творческих поисков и способствовал сложению системы приемов работы именно в акварели. Прозрачность и мягкие цветовые и тональные переходы оказались за рамками предпочтений того периода. Акварели Иванкина конца 1980-х – начала 1990-х годов были больше похожи на темперу: плотно написанные, они напоминали живопись с аскетичным мазком. Техника работы сухой кистью позволяла передать фактурные особенности разных поверхностей, придавала особую экспрессию изображению.

От натурных пейзажей, в которых отражался не столько поиск содержательного мотива, сколько наработка технического опыта, В. Иванкин довольно скоро перешел к теме, ставшей одной из магистральных в его творчестве. В Доме творчества «Сенеж» в качестве эскизов к живописным холстам он создал акварели так называемого библейского цикла: сам Иванкин не считал этот цикл имеющим отношение к религиозной тематике. В них он искал композиционные, пластические и цветовые решения, используя акварель как наиболее адекватный материал. Вместе с тем акварели того периода, которые задумывались как эскизы к масляной живописи и по сути являлись подготовительным материалом, оказались отправным пунктом к большому и длительному этапу, в который родились несколько циклов. Один из них – «Эскизы утраченных фресок» – был назван художником как отклик на мнение искусствоведов, увидевших на «Сенеже» листы Иванкина: в них есть ощущение старой фресковой живописи.

Надо отметить, что этот период был временем поиска точек опоры в стране в целом. Историческая и культурная ситуация, сложившаяся к 1990-м годам, привела к возврату религиозной тематики в искусство. И не просто в художественную жизнь в целом, но даже в «авангард художественной мысли» [10], в том числе в практику художников актуального направления, таких как Александр Косолапов, Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Александр Сигутин и др. Но если в их творчестве через религиозные сюжеты происходило переосмысление идеологических концепций, то в более широком смысле шло (и это было принципиально важным) личное переживание смыслов религиозной тематики, претворение в произведениях идей и ценностей христианской веры, их экстраполирование на обстоятельства современной действительности. Для поколения, чье рождение пришлось на середину 1950-х (В. Иванкин из этого поколения), формирование – на эпоху советских установок, взрослая жизнь – на систему новых, часто противоположных прежним, это было особенно актуальным.

В этой ситуации обращение к теме явилось не данью моде, возникшей в начале перестройки, а способом исследования духов - ной составляющей человеческого бытия (если говорить о содержательной стороне), всегда волновавшей художника. Иванкин идет не по пути революций, отвержения художественных достижений советской эпохи, а по пути поиска своего языка, своего высказывания. Хотя, отметим, попытки создавать политизированные работы были, когда В. Иванкин участвовал во 2-й выставке одного из самых знаменитых арт-проектов новосибирских художников «Выставка восьми» (1987–1992), организованного Татьяной Владовой и Владимиром Мандриченко. В аннотации к проекту в 1991 году П. Д. Муратов писал: «Всё течет, всё изменяется. Всё требует внимательного взгляда от тех, кто хочет жить с открытыми глазами, с открытым сердцем. Ведь это наша жизнь течет, это мы меняемся. Того, быть может, и не замечая. А выставка предоставляет нам случай заметить…» [3].
Библейский цикл, начатый В. Иванкиным в начале 1990-х, включает несколько серий: «Откровение», «Полуночный мир», «Эскизы утраченных фресок», «Лицевая книга». С работами этих циклов он участвует в серьезных выставках, в том числе во 2-й выставке современного христианского искусства «Вера без дел мертва» (Красноярск, 2002, 3-я премия).

Что касается формальной стороны – это интерес к форме, цвету, пластическим возможностям, композиционным построениям, обусловленным спецификой темы. Отчасти импульсом к поиску выразительных средств, к композиционным вариациям послужил республиканский акварельный пленэр по маршруту Курган – Шадринск – Катайск в 2002 году, в ходе которого довелось посетить старые храмы, и родилась одна из серий «Шадринский пленэр» (в числе работ – «Никольская церковь в Шадринске» (2006), «Остатки рая. Воспоминание о церкви в Батурино» (2006)). В этой серии отражена драматическая история храмовых комплексов России после революции 1917 года. Остатки рая, воспоминание… – эти формулировки отсылают к трансформациям, постигшим не только физическое тело храма, но ментальные модели общественного сознания. Возрождение после 1990-х происходило в ситуации восстановления прерванной советским периодом религиозной традиции и религиозного мировоззрения. Художник становился проводником духовного обновления общества.
В циклах акварелей В. Иванкина воплотились фантазия и творческая интерпретация отношений между персонажами человеческой истории. Искусство русской иконописи, основные иконографические сюжеты стали тем зеркалом, в котором В. Иванкин увидел и свое искусство, о котором искусствовед Т. А. Кубанова пишет: «Божественная благодать в работах новосибирского художника Вадима Иванкина является в виде длиннополых фигур с нимбами над головами. Эти одинокие образы святых в непривычных позах наполнены великой скорбью и предчувствием драматического исхода. Художник создает икону ХХI века, наполненную философскими рассуждениями о судьбе человека, который нарушает законы мироздания и смиренно принимает за это справедливую кару» [4, с. 2].

В. Иванкин переосмысляет канонический строй храмовых росписей, отказываясь от симметрии в композиции, создает движение за счет диагональных построений, использует неуравновешенные формы. Миндалевидные мандорлы лишены четкой линии, контур фигуры – завершенности. Весь этот мир как бы переукладывается на глазах у зрителя, пробуждая особое эмоциональное взаимодействие. В акварельной живописи автор применяет активные, чистые цвета, пишет свободно, используя эффекты стекающей краски, мазка кисти, сходящего к зыбкой границе.

О технике хотелось бы сказать отдельно. Одни работы религиозных циклов выполнены акварелью, другие – синтетической темперой. Балансирование в рамках акварельной и темперной живописи дает автору неограниченную свободу, обусловленную знанием свойств материала. И эта свобода особенно убедительна в акварели, которая, как известно, не терпит ошибок и о которой искусствовед А. И. Морозов пишет: «Вадим Иванкин […] обладает ценным даром живописного мышления. Его акварели – совсем не графика, в ней нет этого "хищного" расползания акварельного пятна, все заключено в ритмы, в идею свечения, драму жизни. Акварель Иванкина несет в себе потенциал фресковой живописи» [4, с. 2].

В ряду акварелистов Новосибирска – «не будем сбрасывать со счетов и систему новосибирского образования: архитекторы – в акварель, худграф – в акварель» [1] – В. Иванкину удалось занять свое индивидуальное место: он доказал состоятельность и в качестве рисовальщика, и в качестве живописца. Заняв пост председателя Новосибирского регионального отделения Союза художников России и выступив инициатором целого ряда художественных и просветительских проектов, В. Иванкин сделал акварель предметом исследования и собирательской работы. В 2015 году вышел альбом, посвященный аспектам развития новосибирской акварельной живописи с середины ХХ века до 2015 года [1]. Дискуссия с участием В. Бухарова, М. Омбыш-Кузнецова, А. Беляева и других мастеров акварели, отраженная в текстовой части альбома, и обширный перечень работ художников Новосибирска, данный в ретроспективе, говорят о спектре творческих исканий. Как составитель В. Иванкин использовал фрагменты своих ранних работ, дающих понимание фактуры акварельного листа, красочного слоя и представивших его как художника большого жанрового диапазона: пейзажные листы из серий «Пятигорск» (1987), «Байкал» (1987) с включением индустриальных и архитектурныхвидов, с причалами, постройками, зданиями, здесь же «Пепел» (1988), «Царские игры» (1988), «Свечение воздуха» (1996), «За столом» (1995) как предтеча библейского цикла, окончательно оформившегося в 2000-х годах.
Самостоятельным циклом работ в творчестве Вадима Иванкина можно рассматривать автопортреты. Искусствовед В.Ф. Чирков, внимательно исследуя творчество и размышляя о поисках художника, пишет: «…как и ряд других авторов, [Иванкин] обращается к темам, имеющим фундаментальное значение для жизни человека в чрезвычайно противоречивом и конфликтном современном мире. Размышления художника в этом проблемном поле осуществляются в двух направлениях. Одно реализуется в основном в жанре портрета-картины и чистого портрета… Первую заявку на образ современника Вадим Иванкин сделал в композициях 90-х годов ("Сон", "У зеркала", "Фаэтон", все 1995), в которых образ человека решался средствами экспрессивной живописи. Композиции тяготели к типизации и обобщениям, оставляя за скобками индивидуальное прочтение образа отдельного человека. Движимый потребностью понимания конкретного человека, художник явно пошел ва-банк, сделав предметом исследования автопортрет. Прошедшая в 2012 году персональная выставка, на которой было представлено более двух десятков автопортретов, в определенной степени оправдала ожидания самого художника и зрителя, особенно, подчеркну, профессионального. Лишенный даже намека на самолюбование, художник на автопортретах предстает трезвым до самоистязания исследователем. Погрудное или лицевое, фронтальное или в четвертном развороте изображение максимально приближено к зрителю, который при внимательном рассматривании не может не заметить тончайшие градации состояний, которые интересуют самого автора» [9].
Здесь также хотелось бы подробнее сказать о контексте, в котором бытовал жанр автопортрета на рубеже ХХ–ХХI вв. Современное гуманитарное знание большое внимание уделяет логике творчества, анализу художественного опыта, самопознанию и самоидентификации творческой личности, которая является невольным медиумом в отношениях материального и духовного. А.В. Ляшко пишет о ценности, которую в последнее время «приобрели комплексные исследования многообразных практик творческой самоидентификации и самоинтерпретации личности, процедуры авторской саморефлексии. Отсюда наблюдаемая в последние годы активность исследовательского интереса к эпистолярным, дневниковым, автобиографическим литературным формам, исповедальному слову. В русле этого интереса свое целостное осмысление должен получить и автопортрет в изобразительном искусстве» [5]. Истоки такого углубленного самоисследования следует искать в 1980-х, когда рождаются исповедальные портреты в творчестве таких художников, как Т. Назаренко, К. Нечитайло, О. Булгакова. Неслучайно их авторы – женщины, готовые открыто говорить с миром и показать анатомию творчества, воплощенную в аллегориях. Колорит, пластика, ситуация, в которую помещает себя художник, рождают особую связь изображенного и зрителя.

В автопортретах персональной выставки «Иванкин», организованной в 2012 году в Государственном художественном музее Алтайского края, акцент сделан на пластических поисках, автор экспериментирует с цветом, с самой структурой живописи, создавая многочисленные вариации собственного образа. По большому счету, происходит смещение акцентов с произведения как предмета искусства на собственно процесс творения, который приобретает форму длящегося высказывания в вариантах собственного изображения. Искусство становится одной из форм поведения художника, дает право на утверждение в рамках профессионального цеха. Автор дает возможность зайти в пространство своей творческой лаборатории как в переносном, так и в прямом смысле.

Один из автопортретов так и называется – «Автопортрет в мастерской». Закрытое для рядового зрителя пространство студии воссоздается не буквально, но через образ художника, для которого творческий процесс подчас мучителен. Иванкин презентует именно эту часть своего Я: его автопортреты не репрезентативны в классическом понимании, в них нет парадного антуража, напротив, художник предельно обнажен – внутренне, а порой и внешне, телесно. В автопортретах он выглядит старше, обострены черты лица, передано эмоциональное состояние («Отражение усталого человека с птицей»). Порой он обращается к импровизации и прибегает к интерпретации поп-артовского приема множественного изображения («Автопортрет в черной шапке», «Автопортрет с зеленой бородой», «Автопортрет с одним глазом», «Автопортрет 9 мая», «Шут»). Ни в одном из них нет попытки понравиться зрителю.

В 2019 году В. Иванкин и эту тему приводит в формат исследования, создав выставку-проект совместно с Новосибирским художественным музеем, посвященную автопортрету новосибирских художников ХХ–ХХI вв., с выпуском альбома.

В нем о современном состоянии жанра искусствовед В. М. Горбачева пишет: «Нельзя не отметить еще одну грань жанра автопортрета – игровую. Это своего рода театр одного актера, который зачастую даже не нуждается в зрителях. Художник примеряет на себя разные образы, ищет свое амплуа, занимается фактически самоанализом на уровне чувственного восприятия». И непосредственно об автопортретах В. Иванкина: «Галерея образов Вадима Иванкина пронизана иконописными мотивами, […] автопортреты рубежа веков – не лица вовсе – лики. Поиск ли это смыслов или личное видение своего пути, все сводится к глубинному психологизму восприятия художником собственного Я. […] Глядя на его автопортреты, испытываешь чувство сродни тому, что рождают стихи Бродского. Ни те, ни другие нельзя назвать легкими для восприятия, но сколько силы в них скрыто, сколько пластов познания себя и мира, насколько глубоко проникновение в природу человека с его страстями и рефлексиями» [7, с. 35].

Таким образом, состоялось пересечение двух основных тем художника. Говоря о композиционных особенностях автопортретов В. Иванкина, уместно обратиться к материалу масштабной выставки «Портрет в России. ХХ век», прошедшей в Государственном Русском музее в 2001 году. Погрудное и лицевое изображение, ставшее основой для Иванкина, В. А. Леняшин охарактеризовал в связи с событиями начала ХХ века так: «Возникновение портретов-голов было естественным в глобальный переломный период, когда мир в глазах человека терял свое величие, когда один поэт призывал "кастетом кроиться миру в черепе", другой –"Мой череп – путестан, где сложены слова"– готов был стать Председателем земного шара, когда человек – «зыбкий ум природы» – хотел утвердить свое господство над ней» [8, с. 30]. Следующий рубеж веков – ХХ– XXI – принес едва ли менее разрушительные трансформации, драматичные тем, что связаны они прежде всего с сознанием человека.
В 2020 году Вадим Иванкин обратился к новой теме и к новой технике, синтезировав и развив то, к чему пришел ранее. Тема навеяна размышлениями о поиске идеала, за которым художник обращается к буддистской культуре, пришедшими после путешествий по странам Азии. Образы Будды отсылают к религиозной скульптуре и храмовым росписям. Их он исследует и интерпретирует с не меньшим интересом, чем христианские образы, стремясь проникнуть в систему ценностных ориентиров буддизма. Образы Золотого, Серебряного, Небесного Будд, стражей, хранителей учения, запечатленные эмоции (застенчивость, гнев, отвращение) отсылают нас к восточной духовной традиции, к идее гармонии и красоты, к мифу о Золотом веке, сближающем Восток и Запад.

В стремлении подчеркнуть пластику образа В. Иванкин использует оригинальную технику, синтезировав графические и живописные приемы: цветные лаки по мелованной бумаге, поталь, рельефные пасты, гофрокартон, аппликацию. Посредством соединения в одном художественном поле сложно сочетаемых материалов он продолжает реализовывать творческую задачу, поставленную ранее, – соединить различные стили, интерпретировать тему памятников религиозного искусства и выразить настроение ожидания наступления нового Золотого века, к которому идут в поисках идеалов и смыслов.
Литература
1. Акварель. Традиции и современность: Межрегиональная художественная выставка-конференция : альбом / авт.-сост. В. Иванкин ; авт. ст. В. Иванкин, М. Омбыш-Кузнецов, С. Петренко. – Новосибирск, 2015. – 183 с. : ил.
2. Ануфриев, Иванкин, Машанов. – Омск, 2013. – 28 с. : ил.
3. Выставка «восьми». – URL: https: //www.nro-shr.ru/node/464 (дата обращения 21.11.2021).
4. Иванкин : буклет выставки. – Новосибирск, 2021. – 24 с. : ил.
5. Ляшко, А.В. Автопортрет как феномен самосознания культуры. – URL: https: //www.dissercat.com/content/avtoportret-kak-fenomen-samosoznaniya-kultury (дата обращения 21.11.2021).
6. Немчинова, А.Л. Творчество как диалог. – URL: https://www.dissercat.com/content/tvorchestvo-kak-... (дата обращения 21.11.2021).
7. Отражения. Автопортрет в творчестве новосибирских художников. Новосибирская региональная выставка-исследование : альбом-каталог / Новосибирское региональное отделение ВТОО «Союз художников России». – Новосибирск, 2019. – 128 с. : ил.
8. Портрет в России. ХХ век. Государственный Русский музей. – Санкт-Петербург, 2001. – 408 с. : ил.
9. Чирков, В.Ф. Иванкин Вадим Викторович. – URL: http://rahusdv.ru/ivankin (дата обращения 21.11.2021).
10. Шендарев, Н.А. Религиозная тематика в творчестве художников 1990-х годов // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – Санкт-Петербург, 2018. – № 3 (36). – С. 184–188.
VADIM IVANKIN: SELF-PORTRAIT IN THE WORKSHOP

Zotova Olga Ivanovna Candidate of Arts, Chief specialist of the Regional Branch of the Russian Academy of Arts in Krasnoyarsk "Urals, Siberia and the Far East", senior researcher at the Museum of the History of the Far East named after V.K.Arsenyev
Abstract: The article is devoted to the work of the Novosibirsk artist, academician of the Russian Academy of Arts Vadim ViktorovichIvankin. The thematic range, the specificity of figurative language, stylistic and genre characteristics of the works are investigated. The self-portrait is analyzed as one of the main genres for the artist, which gives an understanding of the dialogical nature of creativity. Experimental techniques of painting are considered.

Keywords: Vadim Ivankin; watercolor; Novosibirsk graphics; self-portrait; experimental painting.
Библиографическое описание для цитирования:
Зотова О.И. Вадим Иванкин: автопортрет в мастерской
. // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2021. – № 4 (9). – С. 124-131.
[Электронный ресурс] URL: http://usdvart.ru/personalitiessection9#rec408628868

Статья поступила в редакцию 15.11.2020
Received: November 15, 2020.
Оцените статью