Здесь также хотелось бы подробнее сказать о контексте, в котором бытовал жанр автопортрета на рубеже ХХ–ХХI вв. Современное гуманитарное знание большое внимание уделяет логике творчества, анализу художественного опыта, самопознанию и самоидентификации творческой личности, которая является невольным медиумом в отношениях материального и духовного. А.В. Ляшко пишет о ценности, которую в последнее время «приобрели комплексные исследования многообразных практик творческой самоидентификации и самоинтерпретации личности, процедуры авторской саморефлексии. Отсюда наблюдаемая в последние годы активность исследовательского интереса к эпистолярным, дневниковым, автобиографическим литературным формам, исповедальному слову. В русле этого интереса свое целостное осмысление должен получить и автопортрет в изобразительном искусстве» [5]. Истоки такого углубленного самоисследования следует искать в 1980-х, когда рождаются исповедальные портреты в творчестве таких художников, как Т. Назаренко, К. Нечитайло, О. Булгакова. Неслучайно их авторы – женщины, готовые открыто говорить с миром и показать анатомию творчества, воплощенную в аллегориях. Колорит, пластика, ситуация, в которую помещает себя художник, рождают особую связь изображенного и зрителя.
В автопортретах персональной выставки «Иванкин», организованной в 2012 году в Государственном художественном музее Алтайского края, акцент сделан на пластических поисках, автор экспериментирует с цветом, с самой структурой живописи, создавая многочисленные вариации собственного образа. По большому счету, происходит смещение акцентов с произведения как предмета искусства на собственно процесс творения, который приобретает форму длящегося высказывания в вариантах собственного изображения. Искусство становится одной из форм поведения художника, дает право на утверждение в рамках профессионального цеха. Автор дает возможность зайти в пространство своей творческой лаборатории как в переносном, так и в прямом смысле.
Один из автопортретов так и называется – «Автопортрет в мастерской». Закрытое для рядового зрителя пространство студии воссоздается не буквально, но через образ художника, для которого творческий процесс подчас мучителен. Иванкин презентует именно эту часть своего Я: его автопортреты не репрезентативны в классическом понимании, в них нет парадного антуража, напротив, художник предельно обнажен – внутренне, а порой и внешне, телесно. В автопортретах он выглядит старше, обострены черты лица, передано эмоциональное состояние («Отражение усталого человека с птицей»). Порой он обращается к импровизации и прибегает к интерпретации поп-артовского приема множественного изображения («Автопортрет в черной шапке», «Автопортрет с зеленой бородой», «Автопортрет с одним глазом», «Автопортрет 9 мая», «Шут»). Ни в одном из них нет попытки понравиться зрителю.
В 2019 году В. Иванкин и эту тему приводит в формат исследования, создав выставку-проект совместно с Новосибирским художественным музеем, посвященную автопортрету новосибирских художников ХХ–ХХI вв., с выпуском альбома.
В нем о современном состоянии жанра искусствовед В. М. Горбачева пишет: «Нельзя не отметить еще одну грань жанра автопортрета – игровую. Это своего рода театр одного актера, который зачастую даже не нуждается в зрителях. Художник примеряет на себя разные образы, ищет свое амплуа, занимается фактически самоанализом на уровне чувственного восприятия». И непосредственно об автопортретах В. Иванкина: «Галерея образов Вадима Иванкина пронизана иконописными мотивами, […] автопортреты рубежа веков – не лица вовсе – лики. Поиск ли это смыслов или личное видение своего пути, все сводится к глубинному психологизму восприятия художником собственного Я. […] Глядя на его автопортреты, испытываешь чувство сродни тому, что рождают стихи Бродского. Ни те, ни другие нельзя назвать легкими для восприятия, но сколько силы в них скрыто, сколько пластов познания себя и мира, насколько глубоко проникновение в природу человека с его страстями и рефлексиями» [7, с. 35].
Таким образом, состоялось пересечение двух основных тем художника. Говоря о композиционных особенностях автопортретов В. Иванкина, уместно обратиться к материалу масштабной выставки «Портрет в России. ХХ век», прошедшей в Государственном Русском музее в 2001 году. Погрудное и лицевое изображение, ставшее основой для Иванкина, В. А. Леняшин охарактеризовал в связи с событиями начала ХХ века так: «Возникновение портретов-голов было естественным в глобальный переломный период, когда мир в глазах человека терял свое величие, когда один поэт призывал "кастетом кроиться миру в черепе", другой –"Мой череп – путестан, где сложены слова"– готов был стать Председателем земного шара, когда человек – «зыбкий ум природы» – хотел утвердить свое господство над ней» [8, с. 30]. Следующий рубеж веков – ХХ– XXI – принес едва ли менее разрушительные трансформации, драматичные тем, что связаны они прежде всего с сознанием человека.