В пейзажных композициях художник отражает не только природные особенности Урала, но и его богатую историю, обращаясь к храмовому архитектурному наследию. Красота и гармоничность древних форм становятся объектом творческого осмысления. Так появляются серии живописных работ, посвященные храмовой архитектуре старинных уральских и сибирских городов, когда-то сложившихся как форпосты для защиты территориальных границ Российской империи или центры горно-металлургической промышленности: это Верхотурье, Тобольск, Чердынь, Невьянск. Как ни прекрасны старинные ансамбли сами по себе, их выразительности в художественном произведении способствует изображение в характерной пространственной среде. Чаще храмовые ансамбли доминируют, возвышаясь на высоких скалистых берегах уральских рек, над горной долиной, среди вековых деревянных построек. На фоне темно-свинцового грозового неба
Д. Васильев пишет Верхотурский кремль с Троицким собором, за которым открывается Николаевский монастырь. Контраст завораживает, становясь центром живописного произведения «После грозы. Верхотурье».
Большое место в творчестве Д. Васильева занимают портретные композиции. Далекий от модных течений в искусстве и от коммерческой успешности, он пишет современную судьбу России со слов человека труда – главной движущей силы страны. Дмитрий черпает вдохновение в трудовых буднях российского народа. Человеческие характеры и судьбы людей труда волнуют мастера: в поле зрения попадают рядовые российские труженики – наши современники. Художнику, добившемуся всего своим трудом и талантом, они близки и понятны по духу: своими внутренними качествами, нелегкими судьбами они вызывают искренний интерес и располагают к созданию по-настоящему интересного художественного образа.
Прославляя человека труда без какой-либо помпезности и официоза, Васильев, скорее, опирается на традиции советского искусства периода оттепели, относясь к портрету с неформальной точки зрения, пытаясь раскрыть характер, содержание личности со всеми внутренними конфликтами и переживаниями.
Не один месяц провел художник в обществе рыбака с Ладожского озера, который привлек его внимание сильным характером. Персонаж изображен в момент неспешного перекура, погруженным в раздумья. Живописное полотно «Рыбак Сергей Астахов» наполнено правдой жизни, не вызывающей сомнений в подлинности изображенного сюжета. Обращают внимание выражение лица рыбака, его руки: в них передана усталость.
Одним из интересных направлений в современной российской живописи является восточное. Быт, поэзия, музыка, изобразительное и прикладное искусство привлекали внимание многих русских художников конца ХIХ–ХХ веков, по-разному претворявших его богатое эстетическое наследие. Интереснейшие произведения, связанные с театром, оставил Л.С. Бакст, М.В. Добужинский, З.Е. Серебрякова, М.А. Врубель, В.А. Серов, П.В. Кузнецов. Весьма своеобразным было понимание традиций восточного искусства у художников круга «Бубнового валета» [1, с. 343–362].
С начала ХХI века Д. Васильев предпринимает творческие поездки в различные уголки КНР, работая в жанре пейзажа, портрета, тематической композиции.
В качестве сюжетов художник не выбирает урбанистическую среду, нивелирующую национальную идентичность, а обращается к истокам, к подлинности человеческих взаимоотношений. Он пишет характерные китайские мотивы северной провинции Шэньси, извилистую и бурную реку Хуанхэ и бескрайние горные пейзажи с примостившимися крестьянскими жилищами. Колорит нетронутого цивилизацией мотива на лёссовых землях вдохновил российского художника: из-под его кисти вышла серия замечательных работ, посвященных этой местности. Он показал характерные особенности жизни крестьян в горах Шамбэя, создал выразительные произведения. Художник изобразил своих персонажей в момент ожидания встречи. Нехитрый быт крестьянского хозяйства затерянной в горах деревни заполняет пространство картинной плоскости, акцент сделан на главных героях произведения. Крестьянская жизнь обитателей китайских деревень наполнена простотой и непосредственностью по отношению к труду, семье, хозяйству. Художник передает естественность поз и искренность эмоций.