ПЕРСОНАЛИИ

Материалы рубрики посвящены творчеству художников, включают статьи и иллюстрации
DOI 10.24412/cl-35763-2021-3-168-173
УДК 75.04

Алиева Ольга Олеговна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры рисунка Уральского государственного архитектурно-художественного университета (Екатеринбург).

E-mail: olg.alieva2012@yandex.ru
ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВ: СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ
В статье рассматривается живопись современного художника Дмитрия Васильева, дается целостная картина творчества мастера, раскрываются основные этапы развития его художественной деятельности. Исследуются концепция автора, основанная на реалистическом методе, тематическое и жанровое разнообразие: художник свободно работает в жанре пейзажа, портрета, натюрморта и тематической картины, обращается как к отечественной тематике, так и к восточным национальным мотивам. Предпринятое исследование определяет значение творчества Дмитрия Васильева
в сохранении и развитии отечественной реалистической школы живописи.

Ключевые слова: Дмитрий Васильев; живопись; реализм; пейзаж; портрет; натюрморт; жанровая картина.
Реализм – это вечный корень искусства, который берет свои соки
из жирного чернозема жизни.
Максимилиан Волошин

После запретов, ограничений и тотального контроля советской идеологии российская живопись современного периода оказалась в ситуации свободы самовыражения: падение железного занавеса дало художникам возможность обратиться к западным течениям в искусстве. Возникла опасность утраты традиций уникальной русской школы реалистической живописи, сформированной на протяжении длительного времени на основе академических принципов, у многих художников проявилось желание эпатировать зрителя, создать зрелищное по форме, но не наполненное внутренним содержанием произведение. Вместе с тем именно реализм, развитый русскими и советскими художниками, представляет национальное достояние, существенно обогатившее мировое искусство.

Говоря о сохранении отечественной живописной традиции, стоит обратиться к творчеству современного художника Дмитрия Юрьевича Васильева, отстаивающего принципы реалистического искусства. Он выделяется академическим подходом, попыткой глубокого осмысления действительности, ее характерных особенностей, правдоподобием трактовки образов.

Будучи выпускником детской художественной школы № 1 города Каменска-Уральского, а затем Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра, Д. Васильев успешно окончил Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им.
И.Е. Репина: факультет станковой живописи, мастерская народного художника РФ В.В. Соколова (1915–2013), который в свое время был учеником одного из известнейших советских художников и педагогов Б.В. Иогансона (1893–1973). Здесь уместно провести линию преемственности с такими представителями русской школы, как К.А. Коровин (1861–1939) (ученик А.К. Саврасова и современник И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.Н. Крамского). Эта преемственность нашла продолжение в живописи Васильева.

Д. Ю. Васильев. Рыбак Сергей Астахов. 2004. Холст, масло. 120×110. Собственность автора
Несмотря на привязанность к Уральскому региону, художник известен далеко за его пределами: он сочетает преподавание на художественных специальностях в институтах КНР, творческие экспедиции в различные города России и за рубеж, увлеченную работу в мастерской, выставочную деятельность (сделал более 50 выставок). В настоящее время Дмитрий является приглашенным профессором живописи на факультете изобразительного искусства Цзянсийского педагогического университета (КНР), его произведения находятся в музейных и частных собраниях Германии, Франции, США, Китая, Новой Зеландии, в частной коллекции герцога Саксонии принца Михаэля.

Академическая подготовка позволяет Д. Васильеву свободно работать в разных жанрах, но он тяготеет к пейзажу, что объяснимо. Красота уральского ландшафта пробудила искреннюю увлеченность пейзажным жанром. Много путешествуя и наблюдая разные места, он неизменно возвращается к уральским мотивам.

Пейзажный жанр в искусстве региона занимает особое место: гордость уральской живописи составляют пейзажи основоположника региональной художественной школы, художника-реалиста А.К. Денисова-Уральского, работавшего на рубеже ХIХ–ХХ в. Урал прославили в пейзажах Л.В. Туржанский и И.К. Слюсарев, в советский период А.Ф. Бурак, Н.Г. Чесноков, В.В. Трясцин и др. Следуя за ними, Д. Васильев показывает своеобразие уральской природы, выявляет приметы местности: характерные скальные выступы по берегам рек, причудливые каменные останцы на горных хребтах, храмовую архитектуру старинных уральских городов.

Он часто работает на пленэре, создавая этюды под непосредственным впечатлением от натуры: после сбора материала будет создан емкий образ природы, и в этом он видит основную задачу, о чем говорит его педагог по институту [2].

Художнику близки принципы сурового стиля, которые он использует в работах с изображением каменного ландшафта. Эпический характер природы горного Урала отражен в пейзаже «Горные стражи Урала. Каменный город». Через выразительный силуэт каменных останцов художник показывает панораму бескрайних горных хребтов. Автор использует декоративное цветовое решение, прибегает к стилизации в изображении камней и гор. В монументально-величественном образе предстает река Чусовая. В пейзаже «Утро на Чусовой» внимание акцентировано на водной глади, на выразительных скальных останцах. Камни, словно поседевшие мудрецы-исполины, созерцают вольную, величественную реку.

Сложным, многоликим выглядит Урал в творчестве Васильева. Он суров и прекрасен, но не безлюден. При всей своей сдержанности уральская земля не лишена радостных оттенков осенней листвы, первой зелени и буйного майского цветения. Мощь и широта уральских просторов смягчается в произведениях ощущением родства природы и человека. Зрелище идущего с водопоя табуна лошадей вовлекает зрителя в атмосферу раскинувшейся вдоль быстрой каменистой речки деревни. Лучи вечернего солнца уже коснулись долины, с гор повеяло свежестью и прохладой, а от деревянных домиков на косогорах, – уютом и теплом. Обыденный сюжет возвращения лошадей с водопоя оживает, приобретает жизненность в окружении выразительного уральского ландшафта. Дмитрий увязывает жизнь с характерными силуэтами гор, среди которых вырос сам, среди которых теперь живут и его герои. На грани бытового и бытийного строит художник свои произведения, добиваясь художественного образа.
В пейзажных композициях художник отражает не только природные особенности Урала, но и его богатую историю, обращаясь к храмовому архитектурному наследию. Красота и гармоничность древних форм становятся объектом творческого осмысления. Так появляются серии живописных работ, посвященные храмовой архитектуре старинных уральских и сибирских городов, когда-то сложившихся как форпосты для защиты территориальных границ Российской империи или центры горно-металлургической промышленности: это Верхотурье, Тобольск, Чердынь, Невьянск. Как ни прекрасны старинные ансамбли сами по себе, их выразительности в художественном произведении способствует изображение в характерной пространственной среде. Чаще храмовые ансамбли доминируют, возвышаясь на высоких скалистых берегах уральских рек, над горной долиной, среди вековых деревянных построек. На фоне темно-свинцового грозового неба
Д. Васильев пишет Верхотурский кремль с Троицким собором, за которым открывается Николаевский монастырь. Контраст завораживает, становясь центром живописного произведения «После грозы. Верхотурье».

Большое место в творчестве Д. Васильева занимают портретные композиции. Далекий от модных течений в искусстве и от коммерческой успешности, он пишет современную судьбу России со слов человека труда – главной движущей силы страны. Дмитрий черпает вдохновение в трудовых буднях российского народа. Человеческие характеры и судьбы людей труда волнуют мастера: в поле зрения попадают рядовые российские труженики – наши современники. Художнику, добившемуся всего своим трудом и талантом, они близки и понятны по духу: своими внутренними качествами, нелегкими судьбами они вызывают искренний интерес и располагают к созданию по-настоящему интересного художественного образа.

Прославляя человека труда без какой-либо помпезности и официоза, Васильев, скорее, опирается на традиции советского искусства периода оттепели, относясь к портрету с неформальной точки зрения, пытаясь раскрыть характер, содержание личности со всеми внутренними конфликтами и переживаниями.

Не один месяц провел художник в обществе рыбака с Ладожского озера, который привлек его внимание сильным характером. Персонаж изображен в момент неспешного перекура, погруженным в раздумья. Живописное полотно «Рыбак Сергей Астахов» наполнено правдой жизни, не вызывающей сомнений в подлинности изображенного сюжета. Обращают внимание выражение лица рыбака, его руки: в них передана усталость.

Одним из интересных направлений в современной российской живописи является восточное. Быт, поэзия, музыка, изобразительное и прикладное искусство привлекали внимание многих русских художников конца ХIХ–ХХ веков, по-разному претворявших его богатое эстетическое наследие. Интереснейшие произведения, связанные с театром, оставил Л.С. Бакст, М.В. Добужинский, З.Е. Серебрякова, М.А. Врубель, В.А. Серов, П.В. Кузнецов. Весьма своеобразным было понимание традиций восточного искусства у художников круга «Бубнового валета» [1, с. 343–362].

С начала ХХI века Д. Васильев предпринимает творческие поездки в различные уголки КНР, работая в жанре пейзажа, портрета, тематической композиции.
В качестве сюжетов художник не выбирает урбанистическую среду, нивелирующую национальную идентичность, а обращается к истокам, к подлинности человеческих взаимоотношений. Он пишет характерные китайские мотивы северной провинции Шэньси, извилистую и бурную реку Хуанхэ и бескрайние горные пейзажи с примостившимися крестьянскими жилищами. Колорит нетронутого цивилизацией мотива на лёссовых землях вдохновил российского художника: из-под его кисти вышла серия замечательных работ, посвященных этой местности. Он показал характерные особенности жизни крестьян в горах Шамбэя, создал выразительные произведения. Художник изобразил своих персонажей в момент ожидания встречи. Нехитрый быт крестьянского хозяйства затерянной в горах деревни заполняет пространство картинной плоскости, акцент сделан на главных героях произведения. Крестьянская жизнь обитателей китайских деревень наполнена простотой и непосредственностью по отношению к труду, семье, хозяйству. Художник передает естественность поз и искренность эмоций.
Среди работ китайской серии обращают внимание живописные впечатления от поездки в Тибет – отдельную область КНР со своей историей. Эта территория загадочна и непостижима. Художник не случайно обращается к детским образам. Это будущее Тибета, в котором актуальна надежда на сохранение своих национальных традиций. Простота и непосредственность детских взаимоотношений подчеркиваются в картине «Братья». На фоне повсеместного увлечения детей компьютерными технологиями и дефицита живого общения запечатленная сцена относит зрителя в другую реальность, в которой тибетский народ ревностно оберегает свою культуру от мирового прогресса.

Холст «Рисующий танка» изображает тибетского монаха, создающего танка. Из-за кочевого образа жизни тибетский народ создавал иконографичные образы на ткани, которая сворачивалась в свиток, удобный при перемещении. Процесс создания танка отражен художником как глубоко личное таинство, которое приоткрывается лишь избранным. Народ Тибета видит свое будущее в неразрывной связи с многовековыми традициями предков, которые бережно хранит от чужеродного вмешательства. Замкнутый, обособленный, своеобразный мир постарался передать художник.

Жанр натюрморта занимает в творчестве Дмитрия Васильева не основное место, но вместе с тем заслуживает упоминания. Эстетику предметного мира художник находит в формах старых вещей, практически вышедших из употребления. Они привлекают его энергетикой ручной работы, в которой чувствуется душа мастера. Изображая их в натюрмортах, Д. Васильев словно рассматривает каждый предмет, пытаясь донести до зрителя атмосферу старины. В натюрмортах чувствуется внимательное отношение автора к форме, к графике национальных тканевых узоров, к конфигурации плетения.

Д. Ю. Васильев. Ожидание. 2008. Холст, масло. 100×70. Собственность автора
В «Натюрморте с крынкой» на расшитом полотенце расположена деревянная кадка, которая раньше использовалась в крестьянском хозяйстве для замешивания теста или для соления овощей, грибов. Рядом стоит стеклянная бутылка с маслом. В глиняный кувшин наливали молоко. А в крынке, накрытой светлой тканью, обычно хранилась сметана. На столе разложены яблоки из своего сада и деревянные ложки с традиционной русской росписью. На стене висит связка сушек. Их пекли в печке и подавали к чаю. Металлический чайничек для горячей воды подвешен за ручку. Эти вещи уже вышли из обычного применения, но хранят старинное обаяние русского народного быта и запечатлены как напоминание об ушедшем бытовом укладе.

Наряду с жанровой и тематической широтой творчества необходимо подчеркнуть высокий уровень профессионального мастерства. Искусство – одна из важнейших форм общественного сознания, и характер решения его профессиональных проблем очень важен для общего состояния духовной жизни общества. Сегодня, когда ставятся под сомнение или подменяются мелочно-протокольной фиксацией принципы реалистического искусства, есть соблазн уйти в модные увлечения. И очень важно сберечь в чистоте верность великим традициям и развивать их, создавая большое современное искусство.

Своим творчеством Дмитрий Васильев наглядно показывает ценность и жизнеспособность реалистического метода изображения в современном искусстве. Опираясь на традиции отечественной реалистической школы, он обращается к современной действительности в соответствии со своими творческими предпочтениями. Своим восприятием Урала он продолжил развитие пейзажной живописи как создания серьезной живописной композиции. В портретных полотнах Дмитрий изображает наших современников с интересными судьбами и выразительными характерами, сформированными нелегкими условиями жизни. Обращается он к теме Востока, дополняя русский ориентализм современным развитием. Многогранный талант Дмитрия Васильева каждому жанровому и тематическому направлению находит свое изобразительное решение, сопоставляя с отечественным художественным опытом. При этом следование традиции не делает живопись Васильева искусством прошлых веков, она наполнена впечатлениями художника, глубиной осознания современной действительности.
Литература
1. Неклюдова, М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – начала XX века. – Москва : Искусство, 1991. – 395 с.
2. Соколов, В.В. Васильев Дмитрий // ArtSpb. - URL: https://www.art-spb.ru/artist/122 (дата обращения 20.09.2021).
DMITRY VASILIEV: PRESERVING THE TRADITIONS

Alieva Olga Olegovna Candidate of Arts, Associate Professor at the Department of drawing of the Ural State University of Architecture and Art, Yekaterinburg.
Abstract: The article examines the painting of the contemporary artist Dmitry Vasiliev and provides an opportunity for a holistic perception of the master's work, revealing the main stages of the development of artistic activity. The author defends the realistic method of image in his works, his painting is distinguished by thematic and genre diversity. The artist works freely in genres of landscape, portrait, still life and thematic painting, addressing both domestic themes and Eastern national motifs. The undertaken research determines the significant role of Dmitry Vasiliev's creative work in the preservation and development of the Russian realistic school of painting.

Keywords: Dmitry Vasiliev; painting; realism; landscape; portrait; still life; genre painting.
Библиографическое описание для цитирования:
Алиева О.О. Дмитрий Васильев: сохраняя традиции
. // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2021. – № 3 (8). – С. 168-173.
[Электронный ресурс] URL: http://usdvart.ru/personalitiessection8#rec383447522

Статья поступила в редакцию 17.07.2020
Received: July 17, 2020.
Оцените статью
Творчество Евгения Кузнецова в аспекте пейзажной живописи Сибири
В настоящее время внимание исследователей регионального искусства всё больше привлекает тема своеобразия искусства регионов России. Особое место занимает Сибирь, отличающаяся географической широтой, многонациональностью и самобытной культурой, в которой сплавлены европейские черты и черты местных этносов.

Эти характеристики отражались в творчестве русских художников, видевших уникальность Сибири и отводивших определенную роль именно пейзажу: он являлся и фоном, и средой, в которой формировался человек, выявлялись его качества.

Истоки сибирского пейзажа относятся к XVII веку, когда создавались первые этнографические рисунки. Но расцвет этого жанра приходится на XIX век. Известные русские художники, среди которых были A.M. Васнецов, В.И. Суриков и другие, оказали непосредственное влияние на формирование местных школ и способствовали сплоченности сибирских мастеров пейзажной живописи.

Особое место в ней занимает лирический пейзаж. Почти всю свою жизнь посвятил ему Е. Мейер, в этом жанре работали С. Гвоздев, А. Лекаренко, В. Тетенькин, Д.И. Каратанов и другие известные авторы. Исследователи называли это направление «пейзаж настроения». Будучи обозначенным в отечественном искусстве в связи с творчеством Алексея Саврасова, в Сибири лирический пейзаж занял особое место.

Одним из мастеров, внесших большой вклад в развитие лирического пейзажа, является Евгений Николаевич Кузнецов.

Он родился 7 ноября 1964 года в Барнауле. Е.Н. Кузнецов относится к поколению алтайских художников-живописцев, чье творчество формировалось в русле традиций русской реалистической школы. Он окончил Новоалтайское художественное училище. Организованное в 1971 году, это учебное заведение с самого начала отличалось крепким педагогическим коллективом, обладающим высоким профессионализмом. Определяющую роль в формировании методической базы училища, высокого профессионального уровня в преподавании специальных дисциплин сыграли В.А. Раменский, Б.Г. Босько, И.С. Хайрулинов. Благодаря их усилиям в учебном процессе училища сохранились лучшие традиции русской школы изобразительного искусства.
И.С. Хайрулинов – живописец, педагог, благодаря которому в Новоалтайском училище были укоренены традиции Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (И.С. Хайрулинов окончил институт по мастерской народного художника СССР В.М. Орешникова). Он сумел сформировать в учениках серьезное отношение к профессии, владение арсеналом технических средств, позволяющих выполнить художественное произведение на высоком уровне.

Именно у И.С. Хайрулинова учился Евгений Николаевич Кузнецов. Основным направлением в творчестве он выбрал пейзаж. Уже первая персональная выставка «Образы Горного Алтая» в 2005 году в Барнауле явила зрителю художника, тонко чувствующего природу, способного найти в пейзаже неповторимые нюансы алтайской земли, которая отличается уникальной природой. Здесь сочетаются горы и долины, изрезанные реками. Алтай насчитывает сотни озер и рек, в том числе горных, отличающихся бурным течением, крутыми порогами и большими перепадами. Местность славится знаменитыми ленточными сосновыми борами. Горный Алтай считается краем нетронутой природы, первозданность которой дает ощущение первоосновы бытия.

Неслучайно в творчестве алтайских художников жанр пейзажа стал основным. Начало этой традиции положил первый профессиональный художник Алтая Григорий Иванович Гуркин (1870–1937), ученик И.И. Шишкина и А.А. Киселева в Российской академии художеств, воспитанный на традициях русского реалистического искусства. Заложенные им основы развиваются на протяжении всех последующих лет. Об этом говорилось в связи с выставкой «Классика алтайского искусства», посвященной 70-летию Алтайской краевой организации Союза художников России, в Государственном художественном музее Алтайского края: «Алтайский пейзаж и алтайский пейзажный этюд – все семьдесят лет главные жанры в алтайской живописи».

Достойным продолжателем традиций алтайского пейзажа является и Е.Н. Кузнецов. В его произведениях отражены эпическая мощь природы Алтая и в то же время лирическое настроение, рождающееся от пленэрных поездок, от непосредственного взаимодействия с природой. Е.Н. Кузнецов создает произведения, в которых звучат эмоции творца, которые являются по сути зеркалом его души, визуальным образом философских размышлений художника о красоте первозданной природы.

В свое время И.И. Шишкин, которого современники называли «верстовым столбом в развитии русского пейзажа», считал пейзаж вершиной живописи. Эта мысль возникает и в связи с творчеством Е.Н. Кузнецова. Обладая наблюдательностью и внутренним чувством гармонии, он пишет горные вершины, реки, массивы сосен, облака, небо с тончайшими градациями цвета атмосферы. Художника отличает удивительное чувство цвета: с помощью цвета он передает состояние неба и воды. Контрасты первого плана гармонично сочетаются с мягким решением заднего, в котором обозначена линия горизонта. Художнику свойственно особое ощущение этой линии: горизонт он часто пишет низко, чтобы подчеркнуть масштаб дерева на фоне розовеющего неба, горной гряды, высокого берега.
Если говорить об эмоциональной наполненности пейзажей Кузнецова, интересно узнать о переживаниях из уст самого автора: «Река Обь занимает особое место в творчестве. Ее образ связан со спящими облаками, спящей рекой. Луна выглядывает из-за спящего облака, будто поет колыбельную. Царит состояние покоя и умиротворенности… В пейзаже "Полдень. Обь" изображена противоположность ночи, буйство неба, контраст света и тени, контраст рисунка берегов – крутого левого и низкого правого… В основу полотна "Утро. Аскат. Алтай горный" легли впечатления от утреннего созерцания природы, когда тени очень выразительны… Катунь – еще один значительный образ. Изумрудный цвет, который река приобретает осенью, говорит о спокойствии в ожидании близких холодов…».

Эти переживания придают особое звучание полотнам художника. Его живопись отличается высокой исполнительской культурой, также сложившейся в русле классической русской школы. Лирический пейзаж получает в творчестве Е. Кузнецова новое наполнение.

Профессиональный уровень художника вызвал в свое время большой интерес коллекционеров. В 2007 году Сергей Хачатурян, меценат и коллекционер, президент организации «Фонд культуры Алтая», организовал выставку произведений алтайских художников в Германии, которая экспонировалась в нескольких городах. Эксперт по современном искусству, профессор Еylert E. Acher предложил представить пейзажи Е. Н. Кузнецова в разделе современного искусства аукционного дома Christie's.

В целом творчество Е.Н. Кузнецова красноречиво говорит о художественном мировоззрении: его картина мира – это картина природы, восхищающей и величественной.

Ольга Зотова, кандидат искусствоведения


Оцените статью