В этих обстоятельствах очень пригодились уроки академических мастеров, потребовалось методическое следование масштабному видению перспективы К.И. Шебеко, его эпическому панорамному охвату необозримого пространства, его умению верно найти общий тон, чтобы традиционная реалистическая живопись позволила создать образ масштаба строительства. Так родилась хроникально-документальная летопись Валентина Архипова, напитанная романтическим оптимизмом 1970-х годов, состоящая из десятков зарисовок.
Результатом художественного осмысления темы, итогом пережитых впечатлений явилась целая живописная галерея как в прямом, так и в переносном смысле. В Северобайкальской картинной галерее (в столице БАМа) основная коллекция состоит из работ В.Ф. Архипова.
Так, в работе «Вертолет» (1978) перед зрителем разворачивается завораживающая панорамная перспектива, где небо, горы и земля сливаются в единое целое золотисто-бирюзового тона: люди и техника воспринимаются как неразрывное целое, солнечный свет окаймляет воздушные кольца от крутящегося пропеллера вертолета.
Панорамный подход характерен и в изображении двоих влюбленных в работе «Романтики БАМа» (1987):
Дорога, вдаль идущая,
Наш первый шаг в грядущее.
И звезд, и земли целина:
Мечты края безбрежные,
Твоя улыбка нежная
В душе, что отвагой полна, –
Любовь, Комсомол и Весна.
Н. Добронравов
Невозможно не вспомнить песни о БАМе, звучавшие на всю страну. Их ритм, выразительный пафос, емкий смысл сделали их символами эпохи большого строительства. Не менее символично смотрелись и полотна Архипова, ровесника молодых строителей, созвучные песням, в которых был слышен «колокол наших сердец молодых».
С большим теплом художник показывает, как рождаются и растут новые семьи: «Свадьба в Курлах» (1985), «Молодожены» (1984); как возводятся новые поселки: «На новые участки БАМа» (1978), «Орбита» (1985), «Переезд в Северобайкальске» (1980). Мощная красота и величественность индустриального пейзажа предстают перед зрителем в картинах «Клюевка» (1988), «Плотина на Зее» (1979), «Мостовики» (1980), в которых художник фиксирует этап строительства Зейской ГЭС и дает прочувствовать, насколько силен человек, чьим интеллектом, большим духовным и физическим напряжением, мастерством и умением возводятся такие объекты. Художника покоряет – и это передано в работах – красота трудового характера, «когда ребята привязывают себя канатами и идут в стремительную холодную реку Тыя, чтобы зацепить опоры моста, которые унесло быстрым течением. Удивительное ощущение новизны и какого-то неизведанного чувства охватывает все мое существо» [3, с. 167]. Эта «особая жизнь особых людей, знающих, зачем они здесь», на которых держится магистраль, нашла отражение в обширной графической портретной галерее художника, запечатлевшей сильных молодых людей без фальшивого пафоса, но с проникновенной теплотой и простотой. Долговолосые прически у большинства молодых людей с достоверностью фиксируют моду тех лет.