ПЕРСОНАЛИИ

Материалы рубрики посвящены творчеству художников, включают статьи и иллюстрации
DOI: 10.17516/2713-2714-0033
УДК 7.03
Tsyrennimaeva Lyudmila Ilyinichna
Buryat Republican Branch of the Union of Artists of Russia Ulan-Ude, Russian Federation

VALENTIN ARKHIPOV: THE HIGHWAY OF CREATIVITY
Abstract: The article is devoted to the creative path of the Honored Artist of the Russian Federation, People's Artist of the Republic of Buryatia Valentin Fedorovich Arkhipov. After graduating from the Far Eastern State Institute of Arts, V. F. Arkhipov came to Buryatia that inspired him with its history and culture. The themes in which the artist worked are investigated: the constructions in Siberia, the Great Patriotic War, Decembrists in Buryatia. The emphasis is placed on the topic of the Baikal-Amur Mainline that became the main one for V. F. Arkhipov and made him a pioneer of these places along with the builders.
The significance of the artist for the art of Buryatia is determined.

Keywords: V. F. Arkhipov; art of Buryatia; Baikal-Amur Mainline; socialist realism.
Цыреннимаева Людмила Ильинична
кандидат искусствоведения, Бурятское республиканское отделение ВТОО «Союз художников России» (Улан-Удэ)

E-mail: tsyrennimaeva@mail.ru
ВАЛЕНТИН АРХИПОВ: МАГИСТРАЛЬ ТВОРЧЕСТВА
Статья посвящена творческому пути заслуженного художника Российской Федерации, народного художника Республики Бурятия Валентина Федоровича Архипова. После окончания Дальневосточного государственного института искусств В.Ф. Архипов приехал в Бурятию, которая вдохновила его историей и культурой. Исследуются темы, в которых работал художник: стройки Сибири, Великая Отечественная война, декабристы в Бурятии. Акцент сделан на теме Байкало-Амурской магистрали, ставшей одной из главных для В.Ф. Архипова и сделавшей его наравне со строителями первопроходцем этих мест.
Определяется значение художника для искусства Бурятии.

Ключевые слова: В.Ф. Архипов; искусство Бурятии; Байкало-Амурская магистраль; социалистический реализм.
У каждого художника своя неповторимая дорога в большом мире искусства. Валентин Федорович Архипов, уроженец срединной России, а именно прославленной народной поговоркой «лапотной» Рязани, не предполагал, что творческая судьба накрепко свяжет его с Бурятией, поначалу непонятной и чуждой территорией. Молодой художник, выпускник Дальневосточного государственного института искусств, оказавшись в неизвестной ему этнокультурной среде, с трудом приживался в суровом во всех отношениях краю. Но именно такой путь творческих поисков «не себя в искусстве, а искусства в себе» и преодоления личных амбиций суждено было пройти В.Ф. Архипову, чтобы стать художником на бурятской земле. Теперь с Бурятией неразрывно связывают его не только семейные узы – сыновья, дочь, внуки, родившиеся в Улан-Удэ, – но прежде всего творчество, полностью посвященное этой земле – «таежной, озерной, степной», а еще декабристской, купеческой, бамовской, архитектурно-исторической.

В.Ф. Архипов родился в семье железнодорожника: «Архиповы были прекрасными часовщиками, мотористами, электриками, машинистами. Вот и сыновья стали кто шахтер, кто строитель. Ну а я – художником, ибо с детства все время рисовал» [2, с. 67]. Детство выпало на полные лишений голодные военные и послевоенные годы. Но, несмотря на это, детство художника было счастливым, наполненным любовью родных, радостью познаний и открытий, как у всей любознательной детворы, а главное – жизнеутверждающим оптимистическим настроением победившей в великой войне великой страны. Об этом времени художник пишет в своих новеллах-воспоминаниях, в которых с литературным вкусом, вполне профессионально и художественно убедительно создает образ своего «прекрасного далёка». Читается захватывающе: «Помню, как родители брали нас на сенокос. Окская пойма огромная… Воздух напоен ароматом нескошенной травы, а она такая, что лошадь еле видна в ней» [2, с. 66].

В. Ф. Архипов. Поселок на БАМе. Свадьба. Фрагмент.1986. Холст, масло. 99×120 Национальный музей Республики Бурятия (Улан-Удэ).
V. F. Arkhipov. The village at the BAM. Wedding. Fragment.1986. Canvas, oil. 99×120 National Museum of the Republic of Buryatia (Ulan-Ude)
Рождение Валентина Архипова как художника началось с того момента, когда сестра, журналистка, увидев рисунки брата, «определила меня в детскую художественную школу. Она была наиболее образованной в нашей большой родове, сумела разглядеть во мне задатки будущего художника» [2, с. 67]. Но разностороннее, в том числе и эстетическое воспитание Валентин получил от отца, человека одаренного и технически, и музыкально, чуткого к прекрасному во всех его проявлениях, который и направил юного отрока по той жизненной стезе, которая с годами стала большой дорогой. По ней художнику суждено было идти всю жизнь, испытывая глубокие духовные борения, сомнения, разочарования вперемешку с радостями, что в целом и составляет счастье творчества.

В. Архипов поступил в Рязанское художественное училище, откуда был призван в армию: участвовал в ежегодных парадах на Красной площади, демонстрируя ракетную мощь страны за рулем огромных автопоездов. В культурную программу участников парада входило обязательное посещение Большого и Малого театров, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Московского цирка и многих интересных мест. Для тонкой, художественно одаренной натуры солдата Архипова такое прохождение срочной службы стало настоящим подарком судьбы.

После окончания службы перед солдатом даже не стояло выбора – кем быть? В художественный институт Архипов поехал на Дальний Восток: помогла всесоюзная газета «Комсомольская правда», в которой был объявлен набор в Дальневосточный государственный институт искусств. В него он прибыл с опозданием, но о пути назад через всю страну не могло быть и речи. Пришлось проявить настойчивость, и педагоги, оценив упорство молодого человека, приняли его. Так началось обучение Архипова у дальневосточных мэтров: профессора, легенды Приморского края Кирилла Ивановича Шебеко, большого мастера, чрезвычайно интересного и многостороннего, яркого и тонкого Василия Иннокентьевича Бочанцева. В 1968 году после окончания института молодой художник Валентин Архипов по распределению приезжает в Улан-Удэ.

После достаточно долгих творческих метаний в поисках самостоятельной темы В.Ф. Архипов обращается к теме строительства Байкало-Амурской магистрали. Легендарная стройка началась в 1974 году. Художник с головой окунулся в совершенно новую жизнь не только для себя, но и для всей страны – Советского Союза. БАМ стал символом самоотверженного труда, героического преодоления производственных тягот, многочисленных просчетов и недоработок, бытовой неустроенности и в то же время истинного братства, взаимопомощи, открытых дружеских человеческих отношений.

Родился БАМ, как мощная волна
Проснувшихся надежд и устремлений.
БАМ стал необходим, как кислород,
Высокой правдой замыслов и целей.
Он нес с собой дыханье прошлых лет,
Романтику борьбы и жажду славы,
И радость неизведанных побед,
И подвиги во благо всей державы.
Л. Махитаров
Валентин Архипов стал ездить на БАМ не на день-другой, а на долгие недели и месяцы – чтобы погрузиться в фактуру стройки, чтобы дышать в унисон с ней, чтобы как можно полнее познать ее людей. Художник сразу ощутил высокий смысл великого строительства. По многообразию задач строительство Байкало-Амурской магистрали было очень сложным проектом. От каждого требовалась внутренняя убежденность в необходимости дела государственного масштаба, которое останется на века. Только так можно было вынести суровые бытовые условия. Как вспоминает художник, «рисовал на сильном морозе, когда пальцы почти не слушаются, выручал порой какой-нибудь рядом костерок. Рисовал в кабине "Магируса", "Урала", в кабине вертолета, самолета, в шоферской заежке, даже в кабине башенного крана на высоте 200 метров над рекой, когда кран от клокочущей воды и ветра ходуном ходит…» [3, с. 174].

В. Архипова потрясли невозмутимая величественность, необузданная сила, необъятность раздольного пейзажа, на фоне которых отвага и мужество деятельного человека, пришедшего в это первозданное пространство, выглядели особенно убедительно.
В этих обстоятельствах очень пригодились уроки академических мастеров, потребовалось методическое следование масштабному видению перспективы К.И. Шебеко, его эпическому панорамному охвату необозримого пространства, его умению верно найти общий тон, чтобы традиционная реалистическая живопись позволила создать образ масштаба строительства. Так родилась хроникально-документальная летопись Валентина Архипова, напитанная романтическим оптимизмом 1970-х годов, состоящая из десятков зарисовок.

Результатом художественного осмысления темы, итогом пережитых впечатлений явилась целая живописная галерея как в прямом, так и в переносном смысле. В Северобайкальской картинной галерее (в столице БАМа) основная коллекция состоит из работ В.Ф. Архипова.

Так, в работе «Вертолет» (1978) перед зрителем разворачивается завораживающая панорамная перспектива, где небо, горы и земля сливаются в единое целое золотисто-бирюзового тона: люди и техника воспринимаются как неразрывное целое, солнечный свет окаймляет воздушные кольца от крутящегося пропеллера вертолета.

Панорамный подход характерен и в изображении двоих влюбленных в работе «Романтики БАМа» (1987):

Дорога, вдаль идущая,
Наш первый шаг в грядущее.
И звезд, и земли целина:
Мечты края безбрежные,
Твоя улыбка нежная
В душе, что отвагой полна, –
Любовь, Комсомол и Весна.
Н. Добронравов


Невозможно не вспомнить песни о БАМе, звучавшие на всю страну. Их ритм, выразительный пафос, емкий смысл сделали их символами эпохи большого строительства. Не менее символично смотрелись и полотна Архипова, ровесника молодых строителей, созвучные песням, в которых был слышен «колокол наших сердец молодых».

С большим теплом художник показывает, как рождаются и растут новые семьи: «Свадьба в Курлах» (1985), «Молодожены» (1984); как возводятся новые поселки: «На новые участки БАМа» (1978), «Орбита» (1985), «Переезд в Северобайкальске» (1980). Мощная красота и величественность индустриального пейзажа предстают перед зрителем в картинах «Клюевка» (1988), «Плотина на Зее» (1979), «Мостовики» (1980), в которых художник фиксирует этап строительства Зейской ГЭС и дает прочувствовать, насколько силен человек, чьим интеллектом, большим духовным и физическим напряжением, мастерством и умением возводятся такие объекты. Художника покоряет – и это передано в работах – красота трудового характера, «когда ребята привязывают себя канатами и идут в стремительную холодную реку Тыя, чтобы зацепить опоры моста, которые унесло быстрым течением. Удивительное ощущение новизны и какого-то неизведанного чувства охватывает все мое существо» [3, с. 167]. Эта «особая жизнь особых людей, знающих, зачем они здесь», на которых держится магистраль, нашла отражение в обширной графической портретной галерее художника, запечатлевшей сильных молодых людей без фальшивого пафоса, но с проникновенной теплотой и простотой. Долговолосые прически у большинства молодых людей с достоверностью фиксируют моду тех лет.
Строительство БАМа стало яркой страницей не только в истории страны, но в изобразительном искусстве, а для В.Ф. Архипова «бамовская незабываемая страничка явилась как бы мотором, который двигает мною все остальные годы» [3, с. 167]. Бамовская душа живет в каждом, кто пережил это время, в каждой картине Архипова оживает молодость строителей магистрали. Сегодня пафос тех лет заново оценивается с точки зрения современных реалий.

С городом Улан-Удэ у В. Архипова сложились непростые отношения. Художника не увлек поначалу несколько однообразный облик. Но в этом городе ему предстояло жить и творить, а значит и перебороть свое первое неприятие. Особенная роль в жизни В. Архипова принадлежит его жене – Нине Владимировне Комиссаровой, уроженке бурятской земли, искренне любившей свою малую родину. Будучи истинным патриотом и убежденным краеведом, она сумела не просто заинтересовать художника богатой историей города и края, но и заронить ту исследовательскую искру, которая вдохновила художника на создание обширного исторического цикла картин, а также большой «городской» темы в творчестве, продолжающейся по нынешнее время.
Так, в 1980–1990-е годы была создана серия картин «Декабристы в Бурятии» [5, с. 51], включающая живописные полотна: «Декабристы в Кяхте. Н. Бестужев и Д. Банзаров» (1988), «Встреча братьев Кюхельбекеров в Баргузине» (1989), «Салон в доме Старцева в Новоселенгинске» (1989), «Памяти Н. А. Бестужева» (1990), «Великий чайный торговый путь» (1994), «Кяхтинский салон» (1996) и др. После многочисленных поездок по местам пребывания декабристов в ссылке на территории Бурятии, в Иркутске, а также в Читинской области художника до глубины души взволновали огромное влияние этих людей на культурную жизнь Сибири, неоценимый духовный след, оставленный во всей последующей общественной жизни края. Как пишет художник, «декабристы привлекают мое внимание прежде всего как носители передовой русской культуры, сохраняющие верность идеалам высокой духовности и распространяющие свет знания в условиях Забайкалья. Своей активной подвижнической деятельностью они являют пример стойкости и гуманизма» [3, с. 175]. Эта тема для художника еще не закрыта и ждет дальнейшего творческого осмысления.

Интересна история создания картины «Встреча братьев Кюхельбекеров в Баргузине». Художника всегда восхищала красота окружающего ландшафта. «Это ощущение вечности природы и человека, населяющего ее, я почувствовал в Баргузине. Особенно поражала зима с ее огромными снегами и горами, нависающими прямо над домами. Я представил Кюхельбекера, отбывающего ссылку в этих краях. Когда эту картину (а я ее не мог не создать) увидел один из гостей из Америки, она его покорила вот этой самой зимой и огромным снегом около домов, и заснеженными горами, дикостью и суровостью природы. Он ее приобрел и увез в США» [3, с. 175].

Живой зрительский интерес вызывает картина «Сцена у Одигитриевского собора» из цикла «Декабристы в Бурятии» (2001). Художник включил в костюмно-исторический сюжет небольшой фрагмент известного каждому горожанину Одигитриевского собора – памятника архитектуры XIX века – на фоне разворачивающейся пустынной заснеженной перспективы, и лишь на дальнем плане неожиданный для зрителя ракурс – узнаваемый крутой каменистый откос на берегу реки Уды. Небольшая историческая зарисовка с точной топографической привязкой заставляет нас сначала удивиться, а затем мысленно заполнить-дорисовать пустынное пространство так, как оно выглядит в наше время. Происходит в некотором роде интерактивное общение художника со зрителем.

В. Ф. Архипов. Лес Байкала. 1988. Холст, масло. 150×173 Собственность автора. V. F. Arkhipov. Baikal forest. 1988. Canvas, oil. 150×173 Author's property
В. Ф. Архипов. Встреча братьев Кюхельбекеров в Баргузине. Из цикла «Декабристы в Бурятии». 1989. Холст, масло. 86×104 Собственность автора. V. F. Arkhipov. Meeting of the Küchelbecker brothers in Barguzin. From the cycle "Decembrists in Buryatia". 1989. Canvas, oil. 86×104 Author's property
В. Ф. Архипов. Плотина на Зее. 1979. Холст, масло. 92×106 Национальный музей Республики Бурятия (Улан-Удэ).V. F. Arkhipov. The dam on the Zeya. 1979. Canvas, oil. 92×106 National Museum of the Republic of Buryatia (Ulan-Ude)
Современный обновляющийся Улан-Удэ вдохновил Валентина Архипова на создание нового цикла урбанистических пейзажей. Художнику удалось увидеть среди суеты переполненного города нечто большее, чем толпы пешеходов, потоки машин и рекламы. Городские пейзажи Архипова таят в себе много интересного: романтику, энергию, неповторимую красоту. Они пропитаны особой атмосферой, увлекают за собой. Так, в картинах «Дацаны» (2006), «Сцена у Одигитриевского собора» (2001), «Микрорайон» (2010), «Осень в городе» (2010) мы видим сложную композицию, обусловленную множеством планов, подвижную за счет длинного мазка живопись, когда узнаваемые архитектурные объекты не имеют пресловутой топографической точности, и тем самым реальный облик города приобретает внутреннюю динамику.

Активно работает В. Архипов и в портретном жанре: портретная галерея начинается с образов строителей БАМа. Но особо остановимся на «Портрете ветерана Великой Отечественной войны Комиссаренко Е.И.» (1973–1975). Казалось бы, вполне обычный портрет ветерана войны. Но на оборотной стороне холста уточнение: «Комиссаренко – узник концлагерей Маутхаузена, Майданека, Треблинки». Из разговора с художником уз - наем, что после освобождения их, советских пленных, погрузили в эшелоны и привезли в казахстанскую степь, опять за колючую про - волоку. Заключение с такими же страшны - ми испытаниями, только без газовых камер и крематориев, продлилось уже в советском лагере еще на десять лет. А к этим испытаниям добавились душевные муки от пожизненного клейма предателя Родины. В этих обстоятельствах человеку надо было найти силы жить дальше. В этом, пожалуй, не меньший, если не больший, подвиг. Ведь «подвиг» от слова «движение», а движение – это жизнь. Сильный человек, пройдя все круги ада, сохранил правильные ориентиры, сохранил надежду. «Ибо мы спасены в надежде», а значит есть и будущность. Об этом «Портрет ветерана Великой Отечественной войны Комиссаренко Е.И.» Валентина Архипова.

Представление художника В.Ф. Архипова было бы неполным, если не упомянуть еще одну блестящую грань его таланта – это дар слова, его ярко выраженные литературные способности. В публицистичных статьях и очерках всегда отражается личность – нестандартная, эрудированная, художественно одаренная.

Как пронзительно в очерке «Малая родина» автор вспоминает свое военное детство, когда властвовали голод, нищета и разруха, а они с братом сидели на крылечке дома и «смотрели, как летели по улице сентябрьские паутины и цеплялись за провода», а еще проказничали, играли в войну, «тарзанили с деревьев прямо в воду. Жутко здорово было» [2, с. 65].

В многочисленных статьях республиканской прессы Валентин Архипов как неравнодушный публицист, взывая к совести каждого, пишет об экологической и социальной катастрофе. Это неравнодушие говорит о высокой личностной ответственности, о цельности натуры, без которой не был бы создан яркий художественный мир.

В. Ф. Архипов. Портрет ветерана Великой Отечественной войны Комиссаренко Е.И. 1973–1975. Холст, масло. 84×101. Собственность автора
V. F. Arkhipov. Portrait of a veteran of the Great Patriotic War Komissarenko E.I. 1973-1975. Canvas, oil. 84×101. Author's property
Литература
1. Архипов, В.Ф. БАМ в палитре молодого художника // Вершины. – Улан-Удэ, 2004. – № 3-4. – С. 204.
2. Архипов, В.Ф. Малая родина // Рязанский следопыт. – Рязань, 2011. – № 15. – С. 128.
3. Архипов, В.Ф. Палитра творчества // Байкал. – Улан-Удэ, 2012. – № 2. – С. 192.
4. Пазников, О.И. Диалектика поиска успеха. О художнике Валентине Архипове // Байкал. – Улан-Удэ, 2012. – № 2. – С. 192.
5. Пазников, О.И. Бурятское изобразительное искусство: история и современность. – Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2003. – 93 с. : ил.
References
1. Arxipov V. F. BAM v palitre molodogo xudozhnika [Baikal-Amur Mainline in the young artist's palette]. Vershiny`. Ulan-Ude, 2004, no. 3-4, p. 204.
2. Arxipov V. F. Malaya rodina [A small homeland]. Ryazanskij sledopy`t. Ryazan, 2011, no. 15, p. 128.
3. Arxipov V. F. Palitra tvorchestva [A palette of a creative work]. Baikal. Ulan-Ude, 2012, no. 2, p. 192.
4. Paznikov O. I. Dialektika poiska uspexa. O xudozhnike Valentine Arxipove [Dialectics of a success research. About the artist Valentin Arkhipov]. Baikal. Ulan-Ude, 2012, no. 2, p. 192.
5. Paznikov O. I. Buryatskoe izobrazitel`noe iskusstvo: istoriya i sovremennost` [Buryat visual arts: history and modernity]. Ulan-Ude, Buryat State University, 2003, 93 p.
Библиографическое описание для цитирования:
Цыреннимаева Л. И. Валентин Архипов: магистраль творчества. // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2022. – № 2 (11). – С. 102-109.
[Электронный ресурс] URL: http://usdvart.ru/
personalitiessection11#rec501304804

Citation:
Tsyrennimaeva, L.I. (2022). Valentin Arkhipov: the highway of creativity. Izobrazitel`noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal`nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 2 (11), p. 102-109.

Статья поступила в редакцию 23.07.2022
Received: July 23, 20
22.
Оцените статью