на Калке», «Сказание о Мамаевом побоище»). Важно понимать, что при рассмотрении каллиграфии, пространство является одной из ключевых характеристик. Так, в восточной ветви каллиграфии бытует следующее объяснение необходимости трехмерного пространства: «концепция формы не как замкнутого объёма, а как открытого русла, визуализирующего сквозные циркуляции энергии ци, что требовало передачи трехмерности пространства и исключало плоскостность изображения, блокирующую энергетические циркуляции» [5].
Ко второму виду Андрей Машанов относит формальную или абстрактную каллиграфию. В ней буквы укладываются как элементы мозаики в общую структуру, которая не обусловлена смысловым значением надписей (рис. 1). Сюда же можно отнести «нечитаемые» строки (рис. 2), которые переплетаются и складываются в причудливые арабески. Подобные работы нельзя причислить к разряду только станковой графики, потому как первое, что видит зритель – это изящные линии шрифта, и только потом понимает, что не может прочитать текст. Андрей Машанов сам пришел к такому формальному приему, однако, начиная с конца ХХ века подобные «нечитаемые» шрифты встречаются в работах мастеров разных стран, как Востока, так и Запада. Известный пример – проект «Мифы потерянных династий» (сер. 1980-х гг.) китайского художника и каллиграфа Гу Вэньду, который «придумал четыре тысячи несуществующих иероглифов, поместив их на разные листы в пространство пейзажа или абстрактных композиций. Художник, имеющий хорошее образование в традиционной китайской живописи, мог легко запутать зрителя, внешне подделывая иероглифы под стили каллиграфии разных династий» [4, с. 249].
Третий вид каллиграфии Андрея Машанова – это произведения, в которых пространство листа заполняется текстом, словно мозаикой («Песнь царя Соломона») (рис. 3). Художник создает единую графическую композицию, где буквы и росчерки образуют целостную систему. Буквы одновременно складываются в слова и тем самым устанавливают ритмические интервалы, кроме того, они, как отдельные абстрактные элементы (в соответствии с принципом беспредметной композиции), определяют структуру взаимодействия пятна и фона.
Буквы, имея значения и закрепленные формы, одновременно могут восприниматься как абстрактные объекты или понятные символы. В этом случае идет «проработка не читаемости, а шрифтовой композиции, которая воспринимается как образ» [3, с. 20].
«Заметки на манжетах» – название четвертого вида каллиграфических надписей, где короткая фраза, изречение – известное или не очень, хорошо читаются. Этому виду каллиграфии присущ определенный камерный, интимный характер, потому как она предполагает не создание лозунгов, а запись, словно, сделанную мимоходом, для себя, чтобы не забыть; здесь «красивое письмо» имеет значение самостоятельной графической формы. Композиция отличается уравновешенностью, ритмичностью, что, однако, не мешает сохранять и определенную динамику скорописи (рис. 4, 5).
Пятый вид каллиграфических текстов относится к жанру авторской книги, требующей отдельного рассмотрения.
Если пытаться выявить характерные черты, свойственные каллиграфии Андрея Машанова, то самыми очевидными будут порядок и структура.
Мир пребывает в состоянии хаоса, бесконечного движения, изменения, разрушения и творения. Искусство ХХ века было настолько открытым и живым в своем переживании катастрофичности мира, что отказывалось от любых форм и смыслов, чтобы показать этот ужас безысходности. Но человеческой психике сложно пережить бесконечный окружающий хаос и потому всё, начиная от деятельности центральной нервной системы, до создания религиозных культов и моральных принципов, стремится бороться с хаотичностью. В этой связи достаточно логичным становится новая волна интереса к каллиграфии, где существует и возводится в категорию ценности создание структуры, следование определенному порядку. Произведения Андрея Машанова отличаются именно структурностью, они стремятся к порядку и ритмичности. В подтверждение этой мысли, можно привести в качестве примера работу, где каллиграфия сочетается с абстрактными формами (рис. 6). Вертикали и горизонтали шрифтовых композиций задают ритм, им присущи такие характеристики как устойчивость, изящность, легкость. Последнее создается пространствами между букв, играющими ничуть не меньшее значение, чем пробела в древнерусской стенописи. Связь между фреской и каллиграфией в произведениях Андрея Машанова. Буквы, имея общую четкую структуру, сохраняют целостность композиции за счет пластичности.
Коммуникативной особенностью каллиграфии является интенсивное взаимодействие со зрителем: от зрителя требуется прочитать надпись или попробовать это сделать, узнать отдельные буквы как знаки, а также суметь абстрагироваться от смыслов, чтобы воспринять целостность композиции в качестве графического решения. Исходя из этого, смысл слов может быть понят исключительно носителями данного языка, но даже для человека другой языковой среды, очевидность надписи на листе будет требовать расшифровки и восприятие сугубо графической формы не будет самодостаточным. При этом композиционное построение может быть никак не связано со смыслом.
Использование каллиграфии в контексте графического изображения сегодня понимается довольно широко: и как пояснение к изображению, и как попытка максимально его конкретизировать, подчеркнуть литературность замысла, и наоборот – заставить зрителя осознать, что текст не поддается расшифровке.
Современные формы каллиграфии имеют самые разнообразные черты, однако одним из ключевых вопросов является выделение общих критериев. На примере творчества Андрея Машанова подчеркиваются такие важные критерии, как пространственные решения, упорядоченность, ритмичность, пластичность и целостность композиционного строя. Способы взаимодействия со зрителем: читабельность или нет, нахождение смысла надписи или его полное разрушение, все это также определяет особые черты каллиграфии в современном мире.