НАСЛЕДИЕ УРАЛА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Материалы рубрики посвящены истории художественной культуры и искусства регионов
DOI 10.24412/cl-35763-2020-5-6-15
УДК 7.036.1

Айнутдинов Антон Сергеевич – историк искусства, кандидат филологических наук

Е-mail: ant-one@yandex.ru
СВЕРДЛОВСКИЕ ХУДОЖНИКИ И ИСКУССТВОВЕДЫ В 1960 ГОДУ
Статья посвящена трем ключевым событиям художественной жизни Свердловска в области изобразительного искусства в 1960 году – выставке «Советская Россия», в которой принимали участие свердловские живописцы, графики, скульпторы; большой областной экспозиции «Урал» в Свердловске, открывшейся накануне республиканской выставки зимой 1959–1960 гг.; учредительному Съезду художников РСФСР в июне 1960 года, на котором не только участвовали в качестве делегатов, но и выступили перед коллегами отдельные свердловские мастера изобразительного искусства и искусствоведы. Эти события позволяют говорить об уровне и особенностях регионального искусства того времени.

Ключевые слова: выставка «Урал»; выставка «Советская Россия»; учредительный Съезд художников РСФСР; изобразительное искусство Свердловска; искусствоведы Свердловска.
Шестьдесят лет назад в 1960 году открылась крупнейшая выставка «Советская Россия», положившая начало регулярному смотру художественных произведений живописцев, графиков, скульпторов, художников-монументалистов, художников кино и театра, декоративно-прикладного искусства из разных областей, автономных краев, республик и городов РСФСР на три десятилетия вперед.

Около двух с половиной тысяч живописных полотен, скульптур, графических работ в разных техниках было представлено в выставочном зале «Манежа» зрителям на первой выставке «Советская Россия». Художники и скульпторы долго готовились к столь масштабной экспозиции, которая в итоге воочию явила всю мощь таланта мастеров изобразительного искусства. На этапах подготовки они делились со зрителями промежуточными результатами работы – этюдами, эскизами, набросками, станковыми картинами, скульптурами. Это происходило на периодических небольших местных выставках. В Свердловске финальную черту им подвела крупная выставка «Урал», которая открылась 27 декабря 1959 года. Она стала знаковым событием в художественной жизни города за несколько лет, представившим наиболее удачные творческие работы свердловских живописцев, графиков, скульпторов, художников в области театрального и прикладного искусств.

А.Ф. Бурак. Проглядели. Фрагмент. 1959. Холст, масло. 108×135 Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Областная художественная выставка «Урал»

Экспозиция была развернута в городской картинной галерее, где демонстрировались около семисот картин, рисунков, графических работ, скульптур ста двадцати свердловских, нижнетагильских и карпинских авторов. «Такого, пожалуй, никогда раньше не бывало», – писала о масштабе выставки для всего города газета «Уральский рабочий» [5, с. 4]. Предыдущая крупная отчетная областная художественная выставка, состоявшаяся в 1957 году в Свердловске, предлагала посмотреть почти в два раза меньше произведений.

Помимо горожан, которые смогли посетить и познакомиться с экспозицией выставки «Урал» в течение нескольких месяцев ее показа, приехали специально посмотреть на произведения уральцев 8 и 9 февраля председатель Оргкомитета Союза художников РСФСР, вице-президент Академии художеств СССР, живописец Владимир Серов и заместитель председателя Оргкомитета Союза художников РСФСР, скульптор Николай Томский из Москвы, а также гости из Тюмени, Нижнего Тагила и других городов Свердловской области. В рамках выставки проводилось обсуждение экспозиции во Дворце культуры металлургов на ВИЗе.

Вот каким запомнился тот день встречи художников с жителями города, когда они собрались вместе в одном зале, чтобы поделиться мнениями об увиденном на выставке «Урал»: «Воскресный день выдался непогодистый, вьюжный, но трамваи с маршрутом "ВИЗ" шли переполненными. К 11 часам во Дворце культуры металлургов собралось несколько сот человек. Люди съехались сюда, чтобы поговорить о волнующем событии – художественной выставке "Урал". Каждый из участников обсуждения отмечал несомненный успех выставки»
[9, с. 3].

Перед собравшимися рабочими, служащими, студентами выступили не только официальные лица из обкома партии, но и также известный уральский искусствовед Борис Павловский, философ Лев Коган. Слово держал художник В. Серов; его высказывание о новых подходах к отражению действительности средствами изобразительного искусства на следующий день приводила на своих страницах местная пресса: «В нашей жизни возникают новые отношения людей к труду, друг к другу. <…> И эти новые процессы требуют новых средств выражения. Важно не только изображать труд, но и подумать, какой труд, не только человека в труде, но и – какое отношение к этому труду» [5, с. 4].

На самой же выставке были показаны такие работы, как «Литейщики» Игоря Симонова, «Проглядели» Александра Бурака, «Сплавщики» Евгения Гудина, «В праздничный день» и «Портрет оленевода В.П. Хотанзеева» Владимира Игошева, «Похороны жертв революции» Геннадия Мосина, «Каменный Пояс (Сказ об Урале)» Николая Чеснокова.

Выделялись среди остальных и другие «крепкие» в живописном отношении картины, хотя, может быть, несколько уступающие в завершенности названным выше: «Весной повеяло» («Геологи») Ивана Нестерова, «Нетронутый Урал» Алексея Заусаева, «Сорок первый год» Бориса Волкова, «Уральские партизаны» Петра Бортнова, «Рапорт» Бориса Кондрашина, «Бригадир» Аркадия Крапивина, «В райкоме» Виктора Ладейщикова.

Из графики высокими по уровню исполнения были признаны графические листы Бориса Семенова «В жизнь», «На высотах», Спартака Киприна «Воткинская ГЭС», Ивана Ильина «Лесовозы», «На Байкале», Екатерины Гилевой «Летний вечер», книжные иллюстрации Виталия Воловича и Бориса Перебатова, театральные эскизы Николая Ситникова к спектаклю «Борис Годунов».

Широко обсуждалась аллегорическая живописная картина Леопольда Венкербеца и Доната Лепихина «Урал». Последнюю работу детально разобрал искусствовед Я. Шаповалов, который в связи с поднятой в произведении темой заметил следующее: «Радует, что некоторые свердловские художники, наконец, обратились к аллегории, как средству создания глубокоидейных, основанных на больших обобщениях художественных образов. Молодые художники, воспитанники Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной Л. Венкербец и Д. Лепихин представили на областную выставку свое коллективное произведение – аллегорию "Урал"» [11, с. 4].

Среди станковых сюжетных картин отмечалась в прессе искусствоведами работа молодого художника И. Симонова «Литейщики», она производила ошеломляющее впечатление : «"Литейщики" – лучшее по живописи полотно выставки» [12, с. 4].

«Пейзажные работы на выставке "Урал" не занимают ведущего места, так как многие жанровые полотна глубже раскрывают важнейшие этапы жизни и труда уральцев», – писал художник А. Бурак о пейзажном жанре на выставке [1, с. 3]. Однако все-таки большой творческой удачей он назвал такие показанные пейзажные произведения свердловчан, как «Новое море» А. Охлупина и «Утро на транспорте» М. Вдовкина [10, с. 5–40].

В группе скульптур в экспозиции выделялось гипсовое произведение «За Волгой земли нет» Владимира Друзина о Великой Отечественной войне. Автор правдиво показал в мужской фигуре величие поступка простого солдата. Это, с одной стороны, посвящение подвигу конкретного бесстрашного человека, закрывшего своим телом наступление врага, а с другой стороны – типический образ. «Скульптор выбрал момент, когда с последней гранатой советский солдат приготовился преградить путь фашистским танкам. Очень сложное движение фигуры найдено с исключительной жизненной убедительностью» [13, с. 4]. Со всех трех сторон фигура бойца производит яркое впечатление своей верно найденной динамикой, стремительностью, страстностью и драматизмом схваченного художником переломного момента в душе человека и в то же время его физического рывка и героического поступка в целом. Когда смотришь на солдата, кажется, что через мгновение он поднимется во весь исполинский рост, чтобы преградить собой дорогу танку. Этого зрительного эффекта и добивался В. Друзин. «Не сразу молодой скульптор пришел к окончательному решению. Работать над темой он начал в 1957 году, будучи студентом художественного института им. В.И. Сурикова в Москве. Один из вариантов скульптуры – дипломная работа Друзина – назывался "Не пройдешь". Лишь после длительных поисков скульптор нашел верные средства для более полного выражения основной мысли произведения» [13, с. 4]. Существует авторское повторение скульптуры в бронзе, которое, конечно, не передает всю мощь более крупного первоначального варианта произведения из гипса, скорее всего, не сохранившегося до наших дней.
Выставка «Урал», несмотря на то, что проводилась в условиях идеологической пропаганды социалистического реализма как единственно возможного стиля изобразительного искусства в стране, познакомила своих посетителей с богатыми творческими возможностями свердловских живописцев и графиков. В экспозиции участвовали не только станковые крупные реалистические произведения на историческую и бытовую тему, но камерные пейзажные этюды, исполненные в импрессионистической манере, портреты уральцев, написанные с любовью к академической традиции передвижников, графика, дававшая представление о городских художниках, владеющих техникой акварели, линогравюры, монотипии, авто-литографии, гуаши, языком плакатного искусства.

Один из посетителей выставки работник совнархоза Д. Кочкин оставил свою запись в книге отзывов. В ней он сообщал, что остался доволен уровнем работ, их тематической направленностью, а также выступил с предложением, не утратившим своей актуальности и поныне: «Выставка хороша! Понравилось мне много картин, и в связи с этим я хочу спросить, почему бы нам в Свердловске не расширить нашу галерею за счет лучших работ и создать отдел "Урал" или "Работы уральских художников"» [12, с. 4].
Выставка «Советская Россия»

Экспозиция этой республиканской выставки для просмотра открылась 15 апреля 1960 года в Центральном выставочном зале «Манеж» и закрылась три месяца спустя 17 июля. Зрителям было показано две с половиной тысячи произведений живописи, скульптуры, графики, а также около трех тысяч работ в области декоративно-прикладного искусства.

Свердловское искусство предстало перед глазами публики избранными авторами, но слабой на общем уровне оказалась и графика, и скульптура: ни одна из вошедших на выставку работ этих видов не получила упоминания в центральной прессе, в статьях искусствоведов, каких-то запоминающихся, положительных оценок специалистов и зрителей. Живопись, напротив, стала прорывом, на выставке было открыто новое имя молодого и талантливого художника Игоря Симонова.

Следует отметить, что графика свердловчан в сравнении с коллегами из других городов и регионов не уступала в прилежности исполнения, скорее наоборот, она продемонстрировала достаточное умение использовать весь арсенал техник. Это обстоятельство – широкий диапазон приемов, средств и техник, отход от «картинности» в построении композиций, исключительной иллюстративности рисунков – применительно ко всей графике на выставке было тотчас замечено искусствоведами. Александр Каменский писал в связи с этим, что, «как показала и доказала выставка "Советская Россия", ныне наша графика решительно покончила с обедненной имитацией живописи и развивается как сугубо специфический вид искусства, обладающий огромным арсеналом своих неповторимых средств и приемов» [6, c. 128].

Однако монотипии свердловчан И. Ильина, линогравюры Г. Перебатова, Бориса Прокопьева, рисунки темперой Алексея Казанцева, сангиной Валентина Васильева, к сожалению, имели только одну сильную сторону – безупречное владение техникой. В сравнении с остальными участниками экспозиции они проигрывали в отсутствии глубокой содержательности, эмоциональности, стилистической однородности. Как самостоятельные авторские станковые произведения они не смотрелись, явно не дотягивая до того, чтобы стать запоминающимися художественными высказываниями. Лучшими на выставке 1960 года были признаны работы других авторов, ставшие классикой советской графики, – цикл «Это не должно повториться» Бориса Пророкова, «Дагестан» Виктора Цигаля, «Жизнь в колхозе» Алексея Пахомова, «Люди труда» Моисея Фейгина, портреты Георгия Верейского и другие.

Скульптура из Свердловска и вовсе подверглась серьезным критическим нападкам. Если свердловский искусствовед Степан Ярков увидел в произведении В. Друзина «За Волгой земли нет» на выставке «Урал» честную фронтовую историю и сталинградский подвиг человека, то его московская коллега Сарра Валериус на выставке «Советская Россия» в этой же работе ничего, кроме «подмены эмоциональной содержательности внешним "драматизмом", ложного пафоса, позы», не почувствовала [2, c. 66]. Впрочем, за Друзина заступился искусствовед Юрий Колпинский, который отметил, что скульптор по-своему продолжает сюжетно-конкретные, полного острого действия традиции в пластике Ивана Шадра: «Пусть Друзин еще не совершенно владеет пластическим языком скульптуры, но с какой силой и энергией он передает страстный и гневный порыв бойца – советского воина, обороняющего последний рубеж» [7, с. 10].

Работу Юрия Клещевникова «Высотник» и вовсе записали в устаревшую по форме и идейному содержанию, отражающую вчерашней день советской скульптуры, а не современность: «Рабочий сегодня отнюдь не тот, каким он был в тридцатые годы» [2, с. 57].

«Портрет китаянки» Алексея Клюева не критиковался, но и не получил никаких благодушных отзывов. Хотя после выставки за эту работу скульптор был принят в Союз художников СССР и получил мастерскую и квартиру в Доме художника в Свердловске, куда переехал вместе с супругой и маленьким ребенком. С этого момента начался свердловский этап скульптора А. Клюева, в целом получившийся удачным. Заметим, что в качестве прототипа для портрета выступила студентка искусствоведческого факультета из Китая, учившаяся тогда в ленинградской Академии художеств. Именно с нее и создавал голову китаянки из мрамора А. Клюев. Сам автор в то же самое время заканчивал учебу в этом же академическом институте.

В секторе живописи на выставке впервые широкому зрителю были показаны такие картины, ставшие впоследствии очень известными, как «Любочка-почтальон» Василия Нечитайло, «Жена приехала» Ливия Щипачева, «Тынзе» Дмитрия Свешникова (ее сравнивали с портретами манси и оленеводов свердловчанина В. Игошева на этой же выставке), «Три поколения» Петра Оссовского, триптих Гелия Коржева «Коммунисты», «Над Волгой» Юрия Боско, триптих Семена Чуйкова «О простых людях Индии», «Детвора» и «Между боями» братьев Алексея и Сергея Ткачевых, «В новые края» Анатолия Левитина, «Они начинали Братскую ГЭС» Юрия Подляского, «Гроза прошла» Валентина Сидорова.

На выставке своей картиной «Литейщики» заявил о себе Игорь Симонов как о хорошем живописце. Ее обсуждали посетители экспозиции, подолгу останавливаясь возле полотна, анализировали искусствоведы, выявляя ее новый язык набравших в то время ход «суровых», репродукции этого живописного произведения в процессе выставки и после нее еще не единожды перепечатывались журналами и газетами. Картину Симонова помнят и поныне за пределами Свердловска в других городах и регионах страны: Москве, Санкт-Петербурге, в Сибири и на Дальнем Востоке. Работа «не похожа на привычные картины на "производственные сюжеты". Момент, когда пошел металл, озаряя своим ослепительным блеском огромный цех, блуждающие по полу и стенам густые холодные тени, – не самоцель для эффекта, а среда для людей, которые находятся в типичном для них мире труда. И этот мир не заслонил человека, не сделал его придатком к могучему индустриальному процессу» [8, c. 16].

По итогам состоявшейся выставки «в результате значительного роста мастерства <…> творческой молодежи президиум Орг - комитета утвердил большую группу – 17 человек свердловских художников – членами и кандидатами в члены Союза художников СССР. Среди них художник Г. Мосин – автор картины "Похороны жертв революции", М. Вдовкин – автор картины "Утро на транспорте", Б. Прокопьев – автор линогравюры "Индустриальный Свердловск", Б. Кондрашин - автор картины "Рапорт"» [3, c. 3]. В. Игошев принял участие в телевизионной программе «Вечерние известия» по центральному телевидению, посвященной выставке, в которой рассказал о своих экспонировавшихся работах. Вместе с ним в ней участвовали министр культуры РСФСР А. Попов, председатель Оргкомитета Союза художников РСФСР В. Серов, художники Ю. Подляский и О. Карташев [4, с. 62].
Учредительный съезд Союза художников РСФСР

Cъезд проходил в Большом Кремлевском дворце с 21 по 24 июня 1960 года, в нем участвовали делегаты из шестьдесят одного местного отделения, гости и представители из других творческих объединений и организаций. Всего более одной тысячи человек. Главным его итогом стало создание новой общественной профессиональной организации – Союза художников РСФСР, правопреемника Оргкомитета Союза художников РСФСР. Первым секретарем правления Союза был избран народный художник СССР В. Серов. В состав правления вошли в том числе и свердловские члены: искусствовед
Б. Павловский, графики и живописцы А. Вязников, И. Симонов, Б. Смирнов.

Учредительный съезд заседал на фоне сразу нескольких скандалов, произошедших как в культурной, так и во внешнеполитической жизни страны. На выставку «Советская Россия» не была допущена картина «Наши будни» Павла Никонова, которую называли буржуазной. Это решение выставочного комитета раскололо и художников, и критиков на две разных группы, объединенные прямо противоположными взглядами. Одна из них считала произведение Никонова примером новой и современной живописи.
Сюда, например, входили искусствоведы Д. Сарабьянов, А. Каменский, Г. Недошивин, графики Д. Шмаринов, Ю. Коровин, живописец Ф. Малаев. Им оппонировали, в частности, такие ученые-философы и искусствоведы, как М. Каган, Б. Вишняков, свердловчанин-график Александр Вязников. Последний с трибуны съезда прямо спросил у старшего поколения, почему не слышно голоса уважаемых ученых, критиков: «В свете той острой идеологической борьбы, которая происходит сейчас, уместно спросить, почему молчат наши крупные искусствоведы-критики, т.т. Колпинский, Алпатов, Недошивин, Лебедев, Федоров-Давыдов и другие? Видимо, они почивают на лаврах, считая, что уже вполне достаточно высказывались по общим вопросам критики и искусствознания на бесспорно хорошем и важном пленуме Союза художников СССР» [8, с. 98]. Сглаживал возникшие острые мировоззренческие, художественные противоречия президент Академии художеств СССР Борис Иогансон, защитивший работу Никонова, поскольку имел опыт педагогической деятельности и общения с молодыми начинающими творцами: «Я убежден, что Никонов стремился создать произведение очень выразительное, искал какие-то особые острые моменты, но боязнь лакировки привела его к огрублению образа <…> Никонов – человек бесспорно способный, готовый творчески расти дальше и искать себя, вырабатывая свои все более совершенные средства изобразительности», – подчеркнул Иогансон [8, с. 127].

Еще одним происшествием до съезда в 1960 году стала наделавшая много шума публикация в американском журнале Life заметки А. Маршака «Искусство России, которое никто не видел» с репродукциями андеграундного художника А. Зверева и некоторых других нонконформистских авторов (их имена: Н. Егоршина,
Ю. Васильев, Д. Краснопевцев). Случившееся график Дмитрий Шмаринов назвал на съезде «неприкрытой идейной экспансией», сами работы художников, ставших предметом интереса американцев, «смесью безответственного озорства» [8, с. 67], но прозвучали мнения от коллег по художественному сообществу об инциденте и пожестче. Московский художник Владимир Буланкин заметил: «Не приходится говорить о том, что статья в "Лайфе" – не что иное, как наглая провокация и попытка идеологической диверсии, но нельзя не осудить самым решительным образом и непатриотическое поведение тех художников, которые принимали Маршака у себя в мастерской и продавали или дарили ему свои работы» [8, с. 146].

Крупным международным скандалом обернулось нарушение воздушных границ американским самолетом-разведчиком, сбитым системой противовоздушной обороны над Свердловском 1 мая 1960 года. Событие стало ярким свидетельством продолжающейся холодной войны между СССР и США. Отголоски этого чрезвычайного происшествия в небе над Свердловском, взбудоражившего весь город, а после выступления Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева – и остальной мир, можно проследить в летних съездовских выступлениях нескольких художников.

Самое главное обличение «буржуазных врагов», вторгшихся как в культурное пространство страны, так и военное, воздушное поле, содержалось в докладе В. Серова, явно подменившего в связи с политической конъюнктурой тему развития искусства идеологическими поисками «врагов» в стане деятелей изобразительного искусства. Он заявил с трибуны Большого Кремлевского дворца прямо: «Усилиями американских империалистов сорвано совещание глав правительств, мирных решений которого ждало все человечество. Нарушая суверенитет нашего государства беспрецедентными шпионскими полетами своих самолетов, американские империалисты хотели запугать нас, навязать нам свои условия, разговаривая с позиции силы. Обломки пиратского самолета, сбитого первой направленной в цель ракетой, – наглядное свидетельство тщетности попыток запугать наш великий народ» [8, с. 9]. К сожалению, в рамках этой статьи нет возможности детально остановиться на некоторых аспектах его небезынтересного доклада, не утративших и сегодня, спустя шестьдесят лет, своей актуальности, имея в виду существующие различные подходы к процессам современного культурного развития страны.

Свердловчанин Б. Павловский, выступая на съезде, обратил внимание на два вопроса: на проблему невысокого уровня художественной критики и искусствознания на периферии страны, в небольших городах, а также на неверное отображение советского рабочего в искусстве. Искусствовед подчеркнул, что получила распространение совершенно вредная тенденция неправильного изображения человека труда. «Иногда эта неверная тенденция проистекает из субъективно очень благородного желания художника создать величественный, обобщенный образ современного человека-рабочего, но образ при этом огрубляется, лишается тонкой духовной характеристики, индивидуальных качеств. Некоторые авторы сознательно заостряют и преувеличивают физические свойства, силу и мощь мускулов. Об этом свидетельствует ряд произведений на выставке "Советская Россия", подчеркивающих физическую силу рабочего, его огромные руки, способные чуть ли не заменить уралмашевский шагающий экскаватор. С этим, конечно, нельзя согласиться», – сказал он [8, с. 186]. В 1960 году при организованном творческом Союзе начал выходить журнал «Художник» и было создано издательство «Художник РСФСР».

В том же году вышла в свет и первая серьезная монография искусствоведа Б. Павловского с названием «Художники Свердловска», которая и поныне является почти единственным серьезным трудом, обобщившим с исторической точки зрения основные этапы художественной жизни и развития изобразительного искусства города до 1960 года.
Стоит обратить внимание и на иные замечания, ремарки, предложения, которые были публично озвучены делегатами на этом съезде. Многие из тех проблем в художественной среде представляются до сих пор актуальными.

Например, Сергей Герасимов говорил о необходимости тесного взаимодействия художника и архитектора при разработке генеральных планов населенных пунктов страны, просил учредить должности главных художников повсеместно во всех городах РСФСР так же, как это было сделано к 1960 году в Москве, Вильнюсе, Ереване, Тбилиси [8, с. 58].

Борис Неменский осудил систему среднего образования, которая нивелировала роль учителя рисования в школе фактически до нуля. С его точки зрения, развитие и становление гармоничной личности, воспитание эстетического вкуса у молодежи начинается именно в средней школе, а «школьный учитель рисования вообще поставлен в крайне унизительные условия и потому, что его труд оплачивается ниже, чем труд преподавателей всех других предметов, а также и потому, что даже полная неуспеваемость по его предмету совершенно безразлична и школе, и родителям» [8, с. 163].
Оба этих вопроса – воспитание эстетического уровня молодежи, преподавание рисования в школе, способствующее развитию гармоничной личности, равно как и проблемы благоустройства современных городов, планировки, застройки их общественных пространств – не утратили своей остроты в наши дни.

Таким образом, в 1960 году произошло сразу несколько важных событий в художественной жизни СССР.

Во-первых, художники РСФСР объединились в один профессиональный творческий союз. В состав правления новой организации вошли свердловские живописцы, графики, искусствоведы.

Во-вторых, за несколько лет до зональных выставок (начиная с 1964 года) в Свердловске состоялась крупная выставка «Урал», ставшая значительным смотром произведений изобразительного искусства, созданных в течение нескольких лет уральскими авторами. Незадолго до своего избрания председателем Союза художников РСФСР на учредительном Съезде уральскую экспозицию посетил Владимир Серов, который пообщался и с членами местного творческого профессионального объединения, и с горожанами, заручившись их поддержкой.

В-третьих, в 1960 году к Свердловску было приковано внимание всего мира после инцидента со шпионским американским самолетом. В ситуации непримиримого противостояния «социалистического и буржуазного» искусства, в условиях холодной войны двух крупнейших на тот момент держав, гонки вооружений, развития науки, техники и культуры особую роль приобрело, начиная с этого момента, творчество художников Свердловска, которое вплоть до сегодняшнего дня выполняет важнейшие социальные, воспитательные, эстетические, образовательные, коммуникативные функции.
Литература
1. Бурак, А. Облик преображенного Урала // Вечерний Свердловск. – Свердловск, 1960. –1 февраля. – С. 3.
2. Валериус, С. Прекрасные образы нашего времени // Выставка «Советская Россия» : сборник статей. – Ленинград, 1961. – С. 46–87.
3. Вязников, А. Летопись великих свершений // Ве - черний Свердловск. – Свердловск, 1960. – 16 мая. – С. 3. 4. Епишева, Е. «Советская Россия» на экранах телевизоров // Художник. – Москва, 1960. – № 7. – С. 62.
5. Зарецкий, Р. В ногу со временем. Обсуждение художественной выставки «Урал» // Уральский рабочий. – Свердловск, 1960. – 9 февраля. – С. 4.
6. Каменский, А. Пути к образам современности // Выставка «Советская Россия» : сборник статей. – Ленинград, 1961. – С. 88–130.
7. Колпинский, Ю. Образ прекрасного человека // Художник. – Москва, 1960. – № 9. – С. 4–13.
8. Первый учредительный Съезд Союза художников РСФСР. 21-24 июня 1960 года. Сокращенная стенограмма. – Ленинград, 1961.
9. Пусть будет больше настоящих уральских самоцветов. С обсуждения художественной выставки «Урал» // На смену! – Свердловск, 1960. – 10 февраля. – С. 3.
10. Свердловская областная художественная выставка, 1959 г. : каталог : живопись, скульптура, графика, театральное и прикладное искусство / Свердл. отд. Союза художников СССР, Свердл. отд. Худ. фонда РСФСР, Свердл. обл. упр. культуры. – Свердловск, 1960. – 57 с.
11. Шаповалов, Я. Аллегория «Урал» // Вечерний Свердловск. – Свердловск, 1960. – 6 февраля. – С. 4.
12. Шаповалов, Я. Молодо – о молодых. Заметки о художественной выставке «Урал» // На смену! – Свердловск, 1960. – 24 января. – С. 4.
13. Ярков, С. «За Волгой земли нет» // На смену! – Свердловск, 1960. – 7 февраля. – С. 4.
SVERDLOVSK ARTISTS AND ART CRITICS IN 1960

Ainutdinov Anton Sergeevich Art historian, candidate of philology
Abstract: The article is devoted to the three key events in the artistic life of Sverdlovsk in the field of fine arts in 1960: the exhibition "Soviet Russia"» in which Sverdlovsk painters, graphic artists, sculptors took part; the large regional exhibition "Ural" in Sverdlovsk which opened on the eve of the Republican exhibition in the winter of 1959- 1960; the Founding Congress of Artists of the RSFSR in June 1960, in which some Sverdlovsk masters of fine arts and art historians participated as delegates. These events let us talk about the professional level and features of the regional art at those times.

Keywords: exhibition "Ural"; exhibition "Soviet Russia"; the Founding Congress of Artists of the RSFSR; fine art of Sverdlovsk; art critics of Sverdlovsk.
Библиографическое описание для цитирования:
Айнутдинов А.С. Свердловские художники и искусствоведы в 1960 году. // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2020. – № 4 (5). – С. 6 - 15. [Электронный ресурс] URL: http://usdvart.ru/legacysection5#rec275064004

Статья поступила в редакцию 17.10.2020
Received: October 17, 2020.
Оцените статью
DOI 10.24412/cl-35763-2020-5-16-23
УДК 7.071.1

Олещенко Людмила Михайловна – кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Омского музея Кондратия Белова.

Е-mail: Ludmila4848@bk.ru
«ПАТРИАРХ СИБИРСКОЙ ЖИВОПИСИ». К 120-ЛЕТИЮ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА РОССИИ КОНДРАТИЯ БЕЛОВА
В статье описывается жизненный путь Кондратия Петровича Белова, полный трудных испытаний и событий, приведших его в искусство, о котором он мечтал с самого детства. Его эпические полотна, исторические картины стали поистине национальным достоянием. В них раскрывается глубина его таланта и богатство внутреннего мира человека, всю жизнь устремленного к творчеству. В основу статьи положены воспоминания К. Белова «О моей жизни», изданные в 2005 году. Также рассказывается о работе музея с творческим наследием художника.

Ключевые слова: Кондратий Петрович Белов; живопись; графика; сибирский пейзаж; историческая картина; реализм; музей; художественное образование.
Патриарх сибирской живописи» – неформальное звание, которым наградили коллеги Кондратия Петровича Белова, чье искусство было им близко по художественным принципам и творческому методу. Но и те, кто следовал новым направлениям в искусстве, признавали за ним способность к масштабному мышлению, выражению своих чувств через постижение природы, умение дать в своих картинах почти документальное описание исторических событий, которым он был свидетель и в которых принимал участие. Обстоятельства жизни все время препятствовали его желанию стать художником, но К. Белов сделал свой выбор, хотя порой кажется, что этот выбор был предопределен свыше.

Будущий художник родился 23 марта 1900 года в деревне Верхняя Уса Пермской губернии. Его отец Петр Николаевич Белов и мать Агафья Карповна, безземельные крестьяне, в 1905 году переехали в село Пача Томской губернии. Это старинное село стало для Кондрата родным – ведь там прошли его детство и юность. В семь лет он начал рисовать, за что регулярно был наказуем отцом, считавшим рисование пустым занятием. Однако сельчанам нравились его картинки, и они часто просили мальчика нарисовать что-нибудь.
На способности юного художника обратил внимание ссыльный волостной писарь Пазилов, получивший разрешение принять Белова в рисовальные классы Томского Общества поощрения художников. Но этому воспротивился отец: «Если бы я был богатым, все равно не пустил бы… Научили писать, читать, для нашего брата и ладно» [1, с. 16]. Кондрата определили прислужником к местному священнику, который предложил отцу готовить сына в иподиаконы, тем более что юноша, обладая прекрасным баритоном, мог петь в церкви. Однако отец, зная, что иподиакон не может жениться после рукоположения, воспротивился и решил женить сына. Нашлась и невеста.

Семнадцатилетний Кондрат сбежал от женитьбы в Томск, где открыл новый для себя мир. Ведь кроме своего села и окрестных деревень он нигде не был. Впечатления от Томска художник описал в своих воспоминаниях: «Было страшно и в то же время радостно. Множество магазинов на Почтамтской, гостиница Ветрова с окнами в три человеческих роста из толстого зеркального стекла, а за окнами-то какие чудеса! Я смотрел и все не мог насмотреться... На площади митинг, люди кричат, ругаются на трибуне, ругаются в толпе. Одни кричат: "Долой войну!", другие еще громче: "До победного конца!"…Все перемешалось» [1, с. 25].

Шел 1917 год. Стоит только удивляться тому, как сельский парень, оказавшись в водовороте событий, не испугался неизвестности, которая вошла в его жизнь с революцией и Гражданской войной, последующими труднейшими испытаниями. Кондрат завербовался на строительство Мурманской железной дороги. Там он зарабатывал себе на хлеб: писал надписи на вагонах, цистернах, паровозах, получая 12 рублей в день. Это был хороший заработок, позволявший существовать относительно безбедно. Но в октябре 1917 года работа на дороге прекратилась, в городе началась неразбериха: из Петрограда бежали в Мурманский порт англичане, французы, американцы. Надо было возвращаться домой.

В мае 1919 года судьба делает очередной поворот. Белов попадает под последнюю колчаковскую мобилизацию. Жизнь меняется стремительно: Омск, 43-й строевой полк, казарменный режим, муштра, неудавшийся поход против алтайских партизан. Волею случая он оказывается в Красной Армии. Затем – Иркутск, опять казармы, но уже 48-го Сибирского стрелкового полка 5-й Армии.

Здесь-то и начинается биография Белова как художника. Ему опять помогает случай. По просьбе товарищей он рисует химическим карандашом на стене казармы обнаженную женщину. Но это, к недоумению Кондрата, вместо ожидаемой «губы» приводит его в художественную студию полка, которой руководил Георгий Мануйлов, бывший пачинский волостной писарь. После трехмесячных курсов Белова направляют в годичную художественную студию при Политуправлении 5-й Армии (ПУАРМе).

Учеба проходила трудно. В Иркутске – неспокойно. Банды всех мастей терроризировали город. Кисти лежали рядом с винтовками. Но повезло с преподавателями Белов с благодарностью вспоминает иркутских художников: К. И. Померанцева, С. Н. Соколова, графика С. Д. Бигоса, читинского скульптора И. Жукова, болгарина Мунзо.

Первый и последний выпуск студийцев состоялся в феврале 1922 года. Белов получил право преподавать рисование в красноармейских клубах полков и дивизий. После возвращения в Пачу он работает в сельсовете, откуда в 1924 году его направляют на учебу в Омский художественно-промышленный техникум им. М.А. Врубеля.

Белов мечтал о живописи, но, по совету преподавателей, поступил на полиграфическое отделение, дававшее возможность найти работу по профессии. Последний год обучения завершился защитой диплома. Плакат Кондратия Белова «Нефть», выполненный на камне в четыре краски, прошел по первой категории.

В 1929, через год после окончания Худпрома, он некоторое время работает литографом на геокартографической фабрике. В этом же году его принимают в члены Омского филиала «Ассоциации художников революции» (АХР), которую организовал москвич Н.Г. Котов. Декларация ассоциации призывала художников дать народу понятное, идеологически активное искусство, что соответствовало генеральной линии партии.

В 1932 году Кондратий Петрович становится членом только что созданного Союза художников СССР. К несчастью, в этом же году он заболел туберкулезом легких, и работа в литографской мастерской стала невозможной. Он переходит в Дом Красной Армии, где получает работу художника. Там увлекается театром: оформляет спектакли, играет в них. В 1934 году, когда освободилось место режиссера в клубе им. Ворошилова мелькомбината, переходит туда, совмещая профессии актера, художника и режиссера.

В жизни Белова было много неприятных сюрпризов. В 1937 году по чьему-то доносу его, «как активного белогвардейца», исключают из рядов ВКП(б). Под предлогом сокращения штатов увольняют из клуба, снимают с воинского учета. Это было непростое время. В 1937 году многие омские художники были репрессированы. Кондратию Петровичу и на этот раз повезло. Дмитрий Степанович Суслов, председатель товарищества «Омхудожник» и организатор Омского отделения Союза художников, принял Белова в товарищество. К 20-летию Октября он дал ему ответственный заказ: барельеф (3×5 м) для краеведческого музея. До приемной комиссии оставались только двое суток, но художник успел, хотя впервые писал маслом. Работа удалась и была принята без единого замечания.

Для 2-й областной выставки 1938 года К. Белов пишет большую картину «Освобождение политзаключенных из Омской тюрьмы». Произведение экспонировалось на всесоюзной выставке 1939 года в Москве, ее репродукция была опубликована в журнале «Творчество». Но в жизни художника опять началась черная полоса. В 1937 году ему снова напомнили о белогвардейском прошлом, исключили из Союза художников с формулировкой «творческая пассивность». Это было несправедливо: несмотря на ослабленное здоровье, он постоянно работал, принимал участие в областных, зональных, республиканских выставках, общественной жизни.
В годы Великой Отечественной войны Белов не только пишет картины, но и выступает с беседами об изобразительном искусстве в школах, госпиталях. В это время он обращается к патриотической тематике, пишет картины: «Возвращение партизан в родное село» (1942); «Пленные немцы» (1944); «Хлеб фронту» (1944); «Расстрел Лизы Чайкиной» (1945). И справедливость торжествует: в 1944 году его восстанавливают в ВКП(б). В 1945 году награждают медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». В 1946 году возвращают членство в Союзе художников.

В конце 1940-х годов омские художники активно включаются в художественную жизнь страны, о них пишет центральная пресса, их произведения экспонируются на республиканских, всесоюзных выставках. Совместно с К. Н. Щекотовым, Е. П. Соловьевым, Н. Ф. Кликушиным, А. М. Дубровским К. П. Белов принимает участие в оформлении вводного зала павильона «Сибирь» на ВДНХ в Москве.

Известность К.П. Белову принесла картина «Лесосплав на Иртыше», написанная в 1948 году и побывавшая в составе передвижной выставки советского искусства в странах народной демократии, в Индии и Финляндии. В 1949 году Комитет по делам искусства присуждает К.П. Белову диплом за лучшее произведение. В 1950 году картину выдвинули на Сталинскую премию. Однако работа была отклонена из-за характеристики, в которой вновь напомнили о его службе в армии Колчака.
В этом произведении живописец открыл для себя жанр, давший возможность проявить те грани своего дарования, которые в полной мере отразили его мировосприятие. На первый план в картине отчетливо выступают качества художника-пейзажиста, причем пейзажиста эпического склада. Высокая точка зрения позволяла передать бесконечность просторов, уводя взгляд туда, где небо сливается с землей. Это движение от переднего плана к горизонту совпадало с течением реки, бегущими вдаль облаками. В большинстве картин, написанных позже, подобный мотив будет повторяться. И это не было случайностью, а явилось результатом стремления выразить суть уникальной природы Сибири. Она для К. Белова – живой, одушевленный, свободный мир, частью которого является он сам, принимающий ее такой, какой она существует изначально.

Личностное мировосприятие и данные композиционные принципы будут присущи многим его работам: «Над Иртышскими просторами» (1966), «Село моей юности» (1987) и другим. В картине «Над Иртышскими просторами» художник смог передать огромность сибирской реки, масштаб которой подчеркивают идущие по ней пароходы, баржи, плот. Дымок от костра, разведенного на плоту, сливается с облаками, заполняющими большую часть пространства, в которое вторглись люди со своей деятельностью, пока еще не разрушающей их единства с природой. Не случайно именно эта картина привлекла внимание президента России В. Путина и президента Казахстана К.-Ж. Токаева, посетивших в 2019 г. центр «Эрмитаж – Сибирь» по завершении международного форума. «Река, которая нас объединяет!» — прокомментировал полотно омский губернатор А. Бурков [4].

Кондратию Петровичу было не чуждо и лирическое, и романтически-драматическое восприятие натуры, которое проявилось в картинах: «Бывшая Еловка» (1968), «Прииртышье» (1973), «Салехард» (1978), «Памятник Ермаку» (1982).

Многие работы художника посвящены событиям революции и Гражданской войны в Сибири. Темы, которые он выбирал, чаще всего малоизвестны. К. Белов в одном из интервью говорил: «Нам нельзя не помнить истории нашей... Если ты неравнодушен к прошлому, значит, неравнодушен к настоящему и будущему»
[2, с. 27]. Большинство из картин исторической серии выполнены гуашью, реже маслом. И, хотя гуашь относят к графическим техникам, К. Белов вносит в свои работы живописные приемы, размывающие видовые границы искусства.

Произведения на исторические темы отличают не только почти документальная точность в передаче изображаемых событий, но и мастерство в создании многофигурных композиций. Художника привлекают личности руководителей революции, командармов, лидеров партизанского и белого движения. Герои исторических картин К.П. Белова – это те, кто творил историю вне зависимости от оценок их роли в судьбе России: В. Ленин, Ф. Дзержинский, М. Тухачевский,
К. Лигети, Н. Каландаришвили, И. Строд, А. Колчак, Р. Унгерн… К чести автора, К. Белов не дает никаких политических оценок своим персонажам. Ведь они все сражались за Россию, за ее будущее, за то, каким они его себе представляли. Имена многих связаны с Омском. Их судьбы в большинстве трагичны.

На картине «Интернациональный отряд. 1918 г.» (1968) художник изобразил идущих по омской улице на борьбу с белочехами интернационалистов во главе с венгерским революционером и поэтом Кароем Лигети, поддержавшим советскую власть, ставшим большевиком [5].

…Омытая дождем улица, грозовые облака, развевающееся на ветру красное знамя, свето-теневые и цветовые контрасты создают в картине напряженную атмосферу. Фигура Лигети несколько отдалена от идущих за ним бойцов, и только поэтому можно судить, что ведет их командир. Черты лица слабо прописаны, но в данном формате это не столь важно. Отряд был разгромлен колчаковцами, раненый Лигети захвачен в плен и расстрелян в омской тюрьме. Но на картине
К. Белова он живет: молодой, 28-летний, ведет за собой отряд, верит в светлое будущее Красной Венгрии и Советской России.

Несколько работ Кондратий Петрович посвятил А.В. Колчаку. В картине «Предварительный арест Колчака» (1966) он открыл одну из трагических страниц жизни Верховного правителя России: момент, когда генерал Анатолий Пепеляев [3] на станции Тайга предъявляет Колчаку ультиматум, за неисполнение которого угрожает арестом. Колчак понимает свое поражение, но держится с достоинством. На фоне белого снега, серых облаков фигуры действующих персонажей четко прочитываются. К. Белов сумел передать массу эмоций: любопытство, растерянность, сочувствие окружающих Колчака офицеров, солдат, нервную напряженность А. Пепеляева, презрение во взгляде Колчака.

В книге почетных гостей музея в 1994 году А.И. Солженицын сделал запись: «Кондратий Петрович Белов сумел передать в своих картинах с глубоким чувством и любовь к Сибири, и – что почти невероятно в советских условиях – отразил с благородством и память о А.В. Колчаке…».
К сожалению, современная молодежь плохо знает историю. Не говоря уже об истории Сибири. В музее прошли две студенческие конференции на тему: «Лики революции и Гражданской войны в произведениях К. Белова». Участники конференций отметили, что исторические работы К. Белова могут стать хорошей базой для образовательной и научной работы со школьниками, студентами, тематических экскурсий, курсовых и дипломных работ.

Творчество Кондратия Петровича Белова многогранно: несомненно, он выдающийся живописец. Но он и график с тонким чувством юмора, с глубоким пониманием текстов проиллюстрированных им литературных произведений, мастер набросков, демонстрирующий умение передать первое впечатление от увиденного, зафиксировать то, что остановило взгляд, показалось важным.

В 1963 году К. Белов стал заслуженным деятелем искусств РСФСР, а в 1977 году – народным художником РСФСР. И сейчас его творчество продолжает жить и формировать в сердцах людей любовь к родному краю, истории, искусству.
Музей К. Белова открылся уже после смерти художника в 1991 г. в старинном деревянном особняке, принадлежавшем до революции известному предпринимателю Ф. Штумпфу. Его первым директором стала дочь художника Вера Кондратьевна. Именно она приложила много усилий, чтобы восстановить полуразрушенный дом, собрать произведения отца, создать коллектив преданных искусству работников и заложить традиции просветительской деятельности, свойственные русской интеллигенции.

Влияние богатого наследия Кондратия Белова на тех, кто знакомится с его работами, происходит по-разному. Многие художники учатся постигать своеобразные, присущие только ему технические приемы живописи, способные открыть тайны гармоничного колористического решения картины. Так, в художественной среде закрепился термин «Кондратовское небо». В его сибирских пейзажах оно особенное: изменчивое, передающее неуловимые движения, происходящие в природе и вызывающие эмоциональный отклик в душе каждого, кто способен пережить единство с огромным миром, живущим по своим законам. Внук К. Белова художник Вячеслав Некрасов вспоминает слова деда: «Ну, кто так небо напишет?.. А? Искусствовед один мне в Москве говорил: "Небо могут писать только Тинторетто и Белов!"» [1, с. 143]. Вячеслава он спрашивал: «Какого цвета вода под мостом?... Не знаешь!.. Капут-моортум, кобальт зеленый темный с белилами. Учись, мальчик…» [1, с. 142].

Начиная с 1960-х годов в художественной среде обозначился постепенный отход от принципов реалистического искусства с попыткой его деидеологизации, что, несомненно, привело к большей свободе творчества, дало художникам новые стимулы. Возникли новые направления и темы, художники стали искать способы самовыражения через демонстрацию своего самоощущения вне времени и пространства. Казалось, реализм умер. Но, как показала жизнь, – «не случилось». И это закономерно, ведь в этом методе заложены основы художественного образования, он создает прочный фундамент, позволяя выйти за пределы собственного «Я» через познание окружающего мира, общества, истории.

В музее Кондратия Белова реализм живет не только в произведениях мастера. Регулярно в музее проходят выставки профессиональных и самодеятельных художников-реалистов. Это принципиальная позиция директора В. Белова – внука художника. Музей не теряет связей с творческой молодежью. Ежегодно свои работы в музее показывают студенты факультета искусств Омского государственного педагогического университета. В 2020 году факультет празднует 60-летний юбилей. Кстати, одним из основателей факультета был сын К. Белова – художник С. Белов.

Для детей по мотивам произведений К. Белова разработаны «Живые уроки», реализован проект «Рисуем с Кондратом». Учиться у природы призывают пленэры, которые организуются музеем для художников в селе Пача, где прошли детские и юношеские годы Кондратия Петровича и куда он часто приезжал, делал там выставки, дарил свои произведения школе искусств, друзьям.

По итогам пленэров 2017 и 2019 гг. в Паче прошли выставки, на которых жители села смогли не только увидеть этюды и картины, созданные в их родных местах, но и больше узнать о творчестве их знаменитого земляка. Для учащихся школы искусств были проведены мастер-классы, по две картины участники пленэра передали в дар сельским учреждениям культуры. В дни пленэра в г. Кемерово между Кузбасским центром искусств и Омским музеем Кондратия Белова было подписано соглашение о сотрудничестве. Выставки пленэрных работ художников прошли в музее К. Белова в дни празднования 120-летия со дня его рождения. В 2020 году Дому культуры в селе Пача решением Совета народных депутатов Яшкинского муниципального округа Кемеровской области было присвоено имя Кондратия Белова. Чистый родник, впадающий в речку Пача, тоже носит его имя. Кондратий Белов мог бы стать певцом, актером, писателем. Все эти таланты у него были. Но он стал художником.
Литература
1. Белов, К. П. О моей жизни. – Омск : ЛЕО, 2005. – 158 с.
2. Елфимов, Л.П. Кондратий Белов: народный художник России : альбом-монография / сост. В. К. Белова. – Омск, 1996. – 174 с.
3. Пепеляев, Анатолий Николаевич. – URL: https://nkvd.tomsk.ru/researches/passional/ pepelyaev--anatolij--nikolaevich/ (дата обращения 31.10.2020).
4. Путин и Токаев в омском «Эрмитаже» засмотрелись «Иртышскими просторами» (фото). – URL: https://1omsk.ru/2019/11/08/putin-i-tokaevv-omskom... (дата обращения 19.10.2020).
5. Цвейцлих, А.В. К. Лигети и его время по воспоминаниям З. Венцкович-Лигети // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. – Омск, 1999. – С. 59–64.
«PATRIARCH OF SIBERIAN PAINTING». TO THE 120TH ANNIVERSARY OF KONDRATY BELOV, THE PEOPLE'S ARTIST OF RUSSIA

Oleshchenko Lyudmila Mikhailovna Candidate of historical sciences, associate professor, senior researcher at the Omsk Museum of Kondraty Belov, Omsk, Russia.
Abstract: The article describes the life path of Kondraty Petrovich Belov, which was full of difficult trials and events that led him to the art he dreamed of since childhood. His epic canvases and historical paintings have become a truly national treasure. They reveal the depth of his talent and the richness of the inner world of a person who had been striving for creativity all his life. The article is based on the memoirs of K. Belov "About my life", published in 2005 and also on the museum's work with the artist's creative heritage.

Keywords: Kondraty Petrovich Belov; painting; drawing; Siberian landscape; historical painting; realism; the museum; art education.
Библиографическое описание для цитирования:
Олещенко Л. М. "Патриарх Сибирской живописи". К 120-летию Народного художника России Кондратия Белова. // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2020. – № 4 (5). – С. 16-23.
[Электронный ресурс] URL: http://usdvart.ru/legacysection5#rec275064018

Статья поступила в редакцию 24.10.2020
Received: October 24, 2020.
Оцените статью