НАСЛЕДИЕ УРАЛА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Материалы рубрики посвящены истории художественной культуры и искусства регионов
DOI 10.17516/2713-2714-0054
УДК 75.03
Kosenkova Marina Sergeevna
Ural State University of Architecture and Art Yekaterinburg, Russian Federation
THE URAL LANDSCAPE PAINTING MASTERS OF THE SECOND HALF OF THE 20th CENTURY. EVGENY MOSIN
AAbstract: The article, which is the part of the study of landscape painting in Sverdlovsk in the second half of the twentieth century, highlights the creative biography of the famous painter Evgeny Mosin. In addition to the designation of the main events of the artist's life that influenced his formation, the author analyzes the figurative content and architectonics of key landscape works, defines the stylistic features of the creative language of the Ural master, who made a significant contribution to the Russian landscape painting. For the first time an extensive layer of biographical information taken
from the archive of the artist's family is introduced into scientific circulation.

Keywords: Evgeny Mosin; Ural landscape; Sverdlovsk artists; severe style; painting.
Косенкова Марина Сергеевна
доцент кафедры монументально-декоративного искусства Уральского государственного архитектурно-художественного университета, член ВТОО «Союз художников России», аспирант Уральского государственного архитектурно-художественного университета (50.06.01 Искусствоведение, научный руководитель – кандидат искусствоведения, до - цент кафедры рисунка Алиева Ольга Олеговна)
E-mail: mari-kos@mail.ru
УРАЛЬСКИЕ МАСТЕРА ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА. ЕВГЕНИЙ МОСИН
В статье, являющейся частью исследования пейзажной живописи Свердловска второй половины ХХ века, освещается творческая биография известного живописца Евгения Мосина. Помимо обозначения основных событий жизненного пути художника, повлиявших на его становление, анализируются образное содержание и архитектоника ключевых пейзажных произведений, определяются стилистические особенности творческого языка уральского мастера, внёсшего значительный вклад в русскую пейзажную живопись. Впервые вводится в научный оборот обширный пласт биографических сведений, взятых из архива семьи художника.

Ключевые слова: Евгений Мосин; уральский пейзаж; художники Свердловска; суровый стиль; живопись.
Интерес к региональному искусству прошлого века с каждым годом возрастает. Экспонирование живописных полотен Н. Костиной (2018), И. Бурлакова (2019), А. Бурака (2021), Е. Гудина (2021) на разных выставочных площадках города вызвало широкий общественный резонанс. Произведения советского искусства получили отклик не только у старшего поколения, чьё восприятие эстетически и идеологически близко к мировоззрению авторов работ, но и у молодых зрителей: их не оставили равнодушным глубина передаваемых образов и художественное мастерство живописцев прошлого столетия. В 2021 году в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась постоянная экспозиция «Отечественное искусство советского периода», в которой отчасти представлен и пейзаж [4].

Актуальность выбранной темы подтверждает факт издания за последнее десятилетие альбомов о творчестве художников ХХ века: «Нина Кости - на. Живопись. Графика» [6], «Геннадий Мосин. Живопись, графика» [2], «Анатолий Калашников. Живопись» [1], «Михаил Гуменных. Живопись» [5], «Урал…Урал… Александр Бурак. Живопись» [8]. Перечисленные имена лишь небольшая часть из общей картины живописи Свердловска (Екатеринбурга) второй половины ХХ века, в которой значительное место занимает жанр пейзажа. Но несмотря на повышающийся интерес к уральским художникам прошлого века, существующей информации недостаточно для раскрытия уникальности явления пейзажной живописи Свердловска 1970–1990 годов в отечественном искусстве. Смущает ограниченное число авторов при довольно широкой популярности жанра в рассматриваемом периоде. Думается, что в тени всем известных имён остались не менее яркие и выдающиеся в творческом плане художники.

Заслуженный художник России Евгений Николаевич Мосин относится к тем свердловским живописцам, чьё творчество по какой-то странной причине мало освещено в искусствоведении. Это знаковое имя для уральского пейзажного жанра было выпущено из поля зрения биографов, поэтому практически все сведения о художнике были взяты из архива его семьи.

Евгений Мосин родился 7 ноября 1923 года в Екатеринбурге 1. Отец художника Николай Илларионович годом раньше окончил с отличием курсы живописи и рисунка в Тюмени и был направлен во ВХУТЕМАС в Москву, но женитьба и рождение сына не дали осуществиться его планам 2. Семья поселилась в Екатеринбурге в старом купеческом особняке на Златоустовской улице (ныне ул. Розы Люксембург). Одну из двух комнат пришлось переоборудовать под мастерскую, где отец наладил изготовление транспарантов и роспись знамён. Помещение со стойким запахом красок, где постоянно шёл творческий процесс, создавалось своими руками что-то новое, не могло не заинтересовать любопытного мальчика. Так, Евгений Мосин под руководством своего отца получил первые навыки рисования.

В 1938 году, после внезапной смерти Николая Илларионовича, 14-летнему Евгению, как самому старшему мужчине в семье, пришлось начать трудовую жизнь. Его приняли учеником мастера-фотографа в старейшее фотоателье на улице Малышева, где он не только за короткое время прекрасно освоил фотодело, но и овладел композицией портрета, умением работать со светом, находить наиболее выразительные повороты модели 2. Все эти навыки, конечно, в дальнейшем пригодились Евгению Мосину как художнику в его портретной живописи. В скором времени юноша устраивается осветителем в Свердловский театр оперы и балета имени
А. В. Луначарского, где работала художником по костюмам его мать – Анна Петровна 2. Параллельно Евгений находит время для занятий в изостудии Дворца пионеров.

В трагический для страны 1941 год 17-летний юноша уходит добровольцем в Красную Армию. В сентябре его зачисляют курсантом в Луганское авиационное техническое училище. Хотя Евгений мечтал стать лётчиком, он учится на авиационного механика и в 1943 году попадает в 242 боевой авиационный полк, в составе которого участвует в боях на 1 и 4 Украинских фронтах 1. Заканчивает войну Евгений Мосин в 18-ти километрах от Берлина, в Оберлагау. Затем его ждут три года службы в Грузии.
Е. Н. Мосин. Рудник платиновый. 1979. Холст, масло. 130×140 Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера (Екатеринбург). E. N. Mosin. The platinum mine. 1979. Canvas, oil. 130×140 Sverdlovsk Regional Museum of Local Lore named after O. E. Kler (Yekaterinburg)
Е. Н. Мосин. Весна в Сергах. 1980. Холст на ДВП, масло. 85×95 Екатеринбургский музей изобразительных искусств (Екатеринбург). E. N. Mosin. Spring in Sergi. 1980. Canvas on fiberboard, oil. 85×95 Yekaterinburg Museum of Fine Arts (Yekaterinburg)
Е. Н. Мосин. Полярный Урал. Озеро Большое Кузьты. 1981. Холст, масло. 118×140 Екатеринбургский музей изобразительных искусств (Екатеринбург). E. N. Mosin. The Polar Urals. Lake Bolshoe Kuzty. 1981. Canvas, oil. 118×140 Yekaterinburg Museum of Fine Arts (Yekaterinburg)
В 1948 году Евгения Мосина комиссуют по болезни. Его мирная жизнь начинается с прежней довоенной точки: работа осветителем в Свердловском театре оперы и балета и учёба в изостудии Дворца культуры имени А. М. Горького, где в это время преподают такие талантливые живописцы, как В. А. Игошев, Н. Г. Чесноков и
Б. В. Волков, создавшие немало выдающихся произведений. Получить профессиональное художественное образование Евгений не мог. До войны он окончил всего 7 классов, которых было недостаточно для поступления в учебные заведения. Так начался его путь самообразования длиною в жизнь. Школой Евгения Мосина стали театр и музыка, отголоски которой зритель видит в ритме плавных линий, книги, которые давали толчок его живописным замыслам, художественные выставки, в экспозициях которых живописец искал ответ на все трудные технические вопросы.

Одни из первых значительных работ, принесшие живописцу известность, были своеобразные портреты-картины: «Плотогон» (1959, Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева), «Портрет заслуженной артистки РСФСР М. Р. Глазуновой» (1958, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), «Портрет овощевода тов. Геулановой» (1961, Екатеринбургский музей изобразительных искусств), «Лесоруб Степан Крещук» (1964, Павловский историко-художественный музей имени Г. Ф. Борунова).

Наиболее пронзительное по своему эмоциональному содержанию произведение в этом жанре художник создал в 1985 году, посвятив его годовщине победы над фашистской Германией. Тема войны, которую художник сам пережил, в картине «Сороковая весна» (1985) вылилась в скорбный образ матери – одинокой старой женщины, потерявшей в военные годы самое дорогое.

В 1958 году Евгений Мосин организует свою первую персональную выставку, по итогам которой его рекомендуют на должность художника в живописный цех Свердловских художественно производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. Опыт у Евгения уже имелся: до этого он 9 лет проработал художником-оформителем в Свердловском комбинате торговой рекламы. По эскизам Е. Н. Мосина выполнено множество мозаик и росписей для общественных и административных зданий в разных городах огромной страны. Работа с монументальными формами также сказалась на живописном языке художника – это и названный локальный цвет, и чёткие, обобщённые линии контуров, панорамные композиции в крупномасштабных полотнах.

В пейзаже «Рудник платиновый» (1979) художник показывает обширное пространство со сложным и разнообразным уральским рельефом. Силуэт заснеженной вершины на дальнем плане полотна хотя и сливается с голубым весенним небом, тщательно прорисован художником. По мере приближения к зрителю тон горного массива нагнетается, доходя до сине-фиолетового оттенка. Явно прослеживается граница разделения планов за счёт тёмно-зелёной полосы лесного массива. Рядом с ещё не освободившимся от ледяного плена водоёмом расположился рудник. Он вместе с серыми отвалами выработанной руды выделяется светлым силуэтом на фоне бурой зелени хвойного леса. Отходы руды, добытой человеком из недр земли, постепенно подходя к первому плану полотна, приобретают марганцово-медный окрас. Крупными пастозными мазками художник лепит покрытые сухой травой валы. Благодаря отказу от контрастного освещения в пользу нюансного моделирования объёма в работах живописца конкретнее выявляется локальный цвет каждого предмета. Чётко очерченные плавные линии контуров создают особый ритмический строй, характерный для произведений Евгения Мосина. Даже в индустриальный пейзаж художник пытается привнести трогательность и нежность, например, он словно невзначай помещает цветущие кустики ивы – ростки новой жизни на опустошенной человеком земле.

В 1963 году Евгения Мосина принимают в Союз художников СССР. Большую роль в становлении уральского живописца сыграла его первая жена – заслуженная артистка РСФСР М. Р. Глазунова – мудрая, талантливая и темпераментная женщина, которая поддерживала и по-матерински оберегала художника на выбранном пути. А путь был тернист: приходилось постоянно доказывать своё мастерство профессионалам, окончившим академию, поэтому он не имел право на ошибку в своих работах.

С появлением друзей-художников, таких как Евгений Гудин, произошло обращение живописца к жанру пейзажа. О необходимости нового осмысления уральского пейзажа в 1960-х годах пишут искусствоведы: если до сих пор его прочтение шло от народных представлений об Урале как о Каменном поясе, то к 1960-м этого мотива стало недостаточно, так как новый период обнаружил коренные изменения во взаимоотношениях человека и природы [7]. Если говорить о Е. Н. Мосине, то нечасто люди, родившиеся в крупном промышленном городе, могут так тонко чувствовать природу. Может, здесь сказались годы войны, когда молодой солдат шёл по искореженной земле, выискивая живые уголки природы, или годы службы в Грузии, с её пышной растительностью, бурными реками и вздымающимися в небо горами, а может быть, любовь к голубям, которую Евгений пронёс через всю жизнь.

Точность и скрупулёзность, необходимые механику, у которого в любых условиях должен завестись двигатель самолёта, – черты характера, которые отражаются в живописных произведениях художника. Композиции Е. Н. Мосина всегда чётко выверены, разработан план за планом, все части картины связаны как единый механизм. Так, в пейзаже «Весна в Сергах» (1980) на первом плане изображена размытая талыми водами дорога, идущая к небольшой одноименной реке. Гладью воды художник отделяет средний план картины, на котором у подножья горы расположился металлургический завод. Дальний план, состоящий из горного массива, отличается тёмно-холодной зеленью ельников. Автор скрупулёзно отрабатывает силуэт каждого пятна – это и причудливые по форме лужи, и кроны только начавших зеленеть деревьев, и охристая гора с побуревшей гривой в центральной части композиции. Колористическое решение пейзажа передаёт до мельчайших подробностей не только признаки ранней весны на Урале, но и тип почвы, особенности растительности.

Спокойный, уравновешенный характер художника определил рождение лирического образа уральской природы. Именно благодаря созданию целого ряда больших законченных пейзажных полотен тематического и лирического характеров Евгений Мосин получил широкую известность [3, с. 3]. Живописец много путешествует с этюдником по Уралу. Так, если отметить на географической карте маршруты, проделанные художником, то окажется, что они охватят густой сетью весь Уральский хребет – от его южной оконечности до северных отрогов [3, с. 1]
В 1981 году Евгений Мосин, осуществляя свою мечту, отправляется с геологической экспедицией на Полярный Урал. Восторженное отношение автора к первозданной природе прослеживается в пейзаже-картине «Полярный Урал. Озеро Большое Кузьты» (1981), где перед зрителем предстает сказочный мир Уральских гор. Весна уже вступила в свои права, расцветив молодой зеленью землю. Кое-где ещё лежит снег, спрятавшись от солнечного света. Ручьи, пробираясь меж камней, наполняют талой водой многочисленные озёра, которые вот-вот снимут ледяные одежды. Полотно наполнено лучезарным сиянием, несмотря на то что автор избегает контрастного освещения. Композиция картины типична для пейзажной живописи Е. Мосина. Первый план занимают камни, покрытые разноцветными мхами, за ними открывается долина с озёрами, ограниченная расположенными друг за другом горными массивами. Но благодаря светлому тёпло-зелёному колориту и затейливым линиям контуров, лиричный пейзаж приобретает радостное звучание.

Пейзаж-картина «Старый уральский завод» (1984) привлекает своим композиционным построением. Фрагментарное изображение небольшого холма на первом плане, отделяемого зеркалом Староуткинского пруда от дальнего берега, на котором расположился старый демидовский завод на фоне типичного уральского ландшафта, позволило художнику передать глубокое пространство, несмотря на чёткие силуэты и проработанность каждого фрагмента композиции.

Интерес к созидательной деятельности человека у Евгения Мосина был искренен. В его пейзажах появляются самые передовые достижения советской науки и техники: Белоярская атомная станция с реакторами на быстрых нейронах, являющаяся до сих пор крупнейшей в мире, сверхглубокая буровая установка, остающаяся самым глубоким вторжением человека в земную кору. Эти заказные пейзажи-картины, помимо изображения девственной природы Полярного Урала, живописец считал наиболее значимыми.

Композиция индустриального пейзажа «Уральская атомная» (1983–1984, Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова) выстраивается художником на противостоянии правого и левого берега реки, одетой в снежный покров. На ближнем берегу, постепенно освобождающемся от снега, ютится одинокое строение деревянной церквушки. Рельеф дальнего берега с характерным для уральского пейзажа камнем-бойцом дополняется выросшими средь леса корпусами Белоярской атомной электростанции, гармонично вписывающимися в окружающую среду. В полотне нет конфликта ни между природой и плодами деятельности человека, ни между культовым и промышленным сооружением, ни между старым и новым.

Евгением Мосиным было выполнено множество работ в командировках на индустриальные стройки нашей страны. В этих пейзажах красота окружающей природы поглощает всё: трассы, заводы, буровые установки, шахты, но созданные советским человеком-тружеником промышленные объекты всегда остаются главными в композиционной схеме полотна. К таким произведениям относится работа «Уренгой-Помары-Ужгород. Уральский участок» (1984), где автор в центре холста воссоздает трассу, идущую ступенями к небу, подчёркивая сложный уральский ландшафт. Трубы газопровода, машины, теплушки отступают на второй план за живописные лужи разъезженной техникой целины.

Этюды, выполненные в 1982 году в творческой экспедиции на Кольский полуостров от Уралмашзавода, послужили основой для создания целой серии пейзажей: «Земля Кольская. Сверхглубокая буровая установка «Уралмаш-15000» (1982), «Земля Кольская. Перед снегом» (1982), «Земля Кольская. Утро» (1983–1984). В центре зимнего пейзажа «Земля Кольская. Сверхглубокая буровая Уралмашзавода» (1984) в снежной чаше расположилась уникальная установка. Художник не только детально изображает комплекс сооружений, но и точно передаёт состояние морозного дня ожидающей весны природы, когда солнце, побаловав своими лучами, садится в сиреневатую дымку на горизонте.

Волновала художника своей первозданной красотой и дикая природа северного края. На первом плане полотна «Земля Кольская. Перед снегом» (1982) многоцветные переливы тундровой растительности чередуются с причудливыми формами камней. Заполненные водой ниши на безжизненной поверхности земли отражают стальное осеннее небо. Плавные линии абрисов, образующих сложную ритмическую структуру в полотне и тонкое колористическое решение, выстроенное на серых и коричнево-охристых тонах, не мешают автору воссоздать суровую атмосферу заполярного пейзажа.
Е. Н. Мосин. Земля Кольская. Перед снегом. 1982. Холст, масло. 90×100 Ирбитский государственный музей изобразительных искусств (Ирбит). E. N. Mosin. Kolskaya land. Before snow. 1982. Canvas, oil. 90×100 Irbit State Museum of Fine Arts (Irbit)
Е. Н. Мосин. У реки. 1986. Холст, масло. 66,5×59 Собственность семьи художника. E. N. Mosin. By the river. 1986. Canvas, oil. 66,5×59 Artist's family property
Е. Н. Мосин. Чусовской зимник. 1986. Холст, масло. 85×95 Собственность семьи художника. E. N. Mosin. Chusovsky winter garden. 1986. Canvas, oil. 85×95 Artist's family property
В 1985 году Евгений Мосин покупает дом в селе Чусовом, расположившемся по берегам одноименной реки. В этот период в творчестве художника появляются многочисленные этюды, где отражено состояние природы, живописные окрестности. Среди них можно встретить бескрайнюю снежную долину в солнечный день в произведении «Санный путь» (1986, Екатеринбургский музей изобразительных искусств), покрытые снегом берега уральской реки в картине «У реки» (1986), зимнюю дорогу на окраине села в «Чусовском зимнике» (1986). Каждый этюд по-своему ценен, обладает законченностью композиции, точной передачей цветовых отношений, сложным колоритом и живой, темпераментной манерой письма.

Среди крупномасштабных полотен Евгения Мосина, посвященных Чусовому, нельзя не отметить пейзаж «Октябрьские дни» (1987), который композиционно отличается от всех работ автора. Философское переосмысление темы войны привело автора к созданию глубокого по эмоциональному содержанию пейзажа. Гладь реки отделяет от зрителя крутой склон берега, на котором рядами то здесь, то там, расположились деревенские домики. В центре этого склона едва различим обелиск погибшим в боях за освобождение Родины односельчанам. Горизонталь берега плавно переходит в синие очертания далей, над которыми нависает небесный свод с рваными серыми облаками, продолжающими вести свой вечный бой. Художник использует для выразительности идеи и диссонанс масс, увеличивая пространство неба, и контраст между теплыми охристыми и холодными серо-фиолетовыми тонами.

Осенний пейзаж «Михайловская заводь» – последняя работа художника, оставшаяся на ночь на мольберте, – так и не дождалась своего мастера: 12 марта 1992 года художника не стало.

Стилистически пейзажные работы Евгения Мосина относятся к суровому стилю. Для них характерна и глубина содержания, в котором выражена чёткая позиция автора, и художественное обобщение форм, обусловленное транслируемой идеей, и уход от репортажной передачи мотива. Но в творчестве уральского живописца ярко проявляется и его собственный художественный язык. Отношение Е. Н. Мосина к пространственному решению пейзажного мотива выливается в сложную взаимосвязь фрагментов, формирующих его. Чёткие границы локальных цветовых пятен имеют особую музыкальную пластику, которая вместе с тончайшими переливами множества оттенков, придают его пейзажным произведениям поэтическое звучание. Благодаря трепетному восприятию художником природы, некоторая декоративность в обобщении форм компенсируется точностью в передаче характерных черт и цветовых отношений, что совместно с отбором деталей, направленным на выразительность передаваемого образа, и с законченностью крупномасштабных полотен ставит произведения уральского живописца в один ряд с достижениями русской пейзажной живописи.

Безусловно, творческое наследие, как и биография заслуженного художника Е. Н. Мосина, для которого свойственна огромная самоотдача, мастерство и страстная гражданская позиция, должны послужить для будущих поколений примером стремления к саморазвитию и любви к своей великой Родине.
Примечания
1. Автобиография Е.Н. Мосина. Архив семьи художника.
2. Косенкова, М. С. Анкета-интервью дочери художника Т. Е. Мосиной о творчестве Е. Н. Мосина. Архив автора

Литература
1. Анатолий Калашников. Живопись : альбом. – Екатеринбург : Автограф, 2013. – 427 с. : ил.
2. Геннадий Мосин. Живопись, графика. – Санкт-Петербург : Первоград, 2020. – 336 с., ил.
3. Евгений Мосин: живопись / автор вступ. ст. Булавин. – Свердловск, 1984 – 8 с. : ил.
4. Екатеринбургский музей изобразительных искусств: постоянная экспозиция «Отечественное искусство советского периода» // Екатеринбургский музей изобразительных искусств: сайт. – URL: https://i-z-o.art/visit/vystavki/postoyannayaekspo... (дата обращения 26.01.22).
5. Михаил Гуменных. Живопись : альбом. – Екатеринбург : Автограф, 2015. – 239 с. : цв. ил.;
6. Нина Костина. Живопись графика: альбом. – Екатеринбург : Автограф, 2014. –- 286 с., ил.
7. Павловский, Б. В., Ярков, С.П. Из истории изобразительного искусства Среднего Урала (1930–1960- е). – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/93845/1/hku_1985_011.pdf (дата обращения 24.07.2022)
8. Урал… Урал… Александр Бурак. Живопись. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2003. – 208 с., ил.
References
1. Anatolij Kalashnikov. Zhivopis`: al`bom [Anatoly Kalashnikov. Painting: an album]. Yekaterinburg, Avtograf, 2013, 427 p.
2. Gennadij Mosin. Zhivopis`, grafika [Gennady Mosin. Painting, graphics]. Saint Petersburg, Pervograd, 2020, 336 p.
3. Evgenij Mosin: zhivopis` [Evgeny Mosin: painting], introduction by Bulavin. Sverdlovsk, 1984, 8 р.
4. Ekaterinburgskij muzej izobrazitel`ny`x iskusstv: Postoyannaya e`kspoziciya "Otechestvennoe iskusstvo sovetskogo perioda" [Yekaterinburg Museum of Fine Arts: the permanent exhibition "The domestic art of the soviet period"], available at: https://i-z-o.art/visit/vystavki/postoyannaya-ekspoziciya-otechestvennoe-iskusstvosovetskogo-perioda-event-1814.html (accessed 26.01.22).
5. Mixail Gumenny`x. Zhivopis`: al`bom [Mikhail Gumennykh. Painting: an album]. Yekaterinburg, Avtograf, 2015, 239 p.
6. Nina Kostina. Zhivopis` grafika: al`bom [Nina Kostina. Painting, graphics: an album]. Yekaterinburg, Avtograf, 2014, 286 p.
7. Pavlovsky B. V., Yarkov S.P. Iz istorii izobrazitel`nogo iskusstva Srednego Urala (1930–1960-e) [From the history of the Middle Urals fine art (1930s-1960s)], available at: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/93845/1/hku_1985_011.pdf (accessed 24.07.2022)
8. Ural… Ural… Aleksandr Burak. Zhivopis` [The Urals… The Urals… Alexander Burak. Painting]. Yekaterinburg, Izdatel`stvo Ural`skogo universiteta, 2003, 208 p.
Библиографическое описание для цитирования:
Косенкова М.С. Уральские мастера пейзажной живописи второй половины ХХ века. Евгений Мосин. // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2022. – № 3 (12). – С. 122-129.
[Электронный ресурс] URL: http://usdvart.ru/legacysection12#rec542656002

Citation:
Kosenkova, M.S. (2022). THE URAL LANDSCAPE PAINTING MASTERS OF THE SECOND HALF OF THE 20th CENTURY. EVGENY MOSIN. Izobrazitel`noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal`nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 3 (12), p. 122-129

Статья поступила в редакцию 7.03.2021
Received: March 7, 2021.
Оцените статью