Волович постоянно наращивал техническое и интеллектуальное мастерство: ездил в Дом творчества Союза художников СССР «Сенеж» (1971), где освоил технику литографии; исследовал возможности офорта; активно общался с уральскими художниками Г. С. Мосиным, Л. П. Вейбертом, Г. В. Перебатовым, А. А. Казанцевым,
С. С. Киприным, Г. С. Метелёвым и др.; по-прежнему много читал, непрерывно занимаясь самообразованием. Он занимал активную позицию: был членом Правления Свердловского отделения Союза художников РСФСР (1961–1978, дважды – председателем секции графики), делегатом всех съездов Союза художников РСФСР (1960, 1963, 1969. 1976, 1981, 1988), участвовал (с 1952 года) в областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставках (более 120, в том числе в Москве, Ленинграде; республиках СССР; Великобритании, Италии, Канаде, Новой Зеландии, США, Франции, Чехословакии и др.), устраивал персональные (более 20 – в Москве, Свердловске, Вологде, Магнитогорске, Новосибирске, Перми, Тюмени, Челябинске, Ярославле; ГДР, Чехословакии и др.). Многочисленные отечественные и зарубежные награды подтверждают мастерство и беззаветное служение художника искусству11.
В 1960–1970-е годы избыточность созданного материала, не вошедшего в книги, находит воплощение в станковых работах, выполненных в различных техниках печатной и оригинальной графики. Социальный оптимизм уходил в прошлое, нарастала сложность окружающего мира, амбивалентность его компонентов. «Художнику стало тесно в книге: литографии и офорты 1970-х годов, навеянные языческой мифологией, средневековой поэзией и литературой Нового времени, воспринимаются самостоятельными произведениями. Порой они обретали необычные для графики размеры и формировались по законам монументального искусства в триптихи и полиптихи („Страх и отчаяние в Третьей империи" по мотивам зонгов к пьесе Б. Брехта „Страх и отчаяние Третьей империи", 1970; „Театр абсурда, или Метаморфозы фашизма" по мотивам трагифарса Э. Ионеско „Носорог", 1974; „Завоеватели", 1975). Но чаще складывались в тематические серии, работа над которыми продолжалась в последующие десятилетия» [2, с. 11]. Циклы «Средневековые мистерии», «Парад-алле», «Мастерская», «Путешествия» и др. позднее трансформируются в альбомы, изданные художником уже в XXI в. Применение метафорического и символического языка позволяло в этих работах реагировать на время, которое стремительно изменяло жизнь и место художника в общественно-политической системе [13]. Надрывная интонация работ Воловича будет постоянно нарастать и к концу жизни превратится в безмолвный крик, которым он пытался выразить и судьбу отдельного человека, и путь конкретного художника, и трагедию целой страны, ещё не исследованную и даже не всегда признаваемую на сегодняшний день. Тема борьбы добра и зла, их драматическое столкновение в очередной раз реализовалась в обращении Воловича к трагедии «Эгмонт» И. Гёте (1979). Тонкое и точное знание истории, конкретных реалий, подлинных текстов, умение передать внутренний драматизм, силу человеческого духа, противостояние насилию и бесчеловечности, выявленное средствами художественно-графической выразительности (предельно вытянутым вертикальным форматом, обобщённо-монументальными композиционными решениями, контрастными вспышками пятен света, экспрессивным штрихом, ассоциирующимся с творчеством И. Босха, А. Дюрера, П. Брейгеля, немецких экспрессионистов) были отмечены наградами: бронзовой медалью Международной выставки «Искусство книги» в Лейпциге (1982); Специальным дипломом Всероссийского конкурса «Искусство книги» (1982, в том же году книга вышла в Средне-Уральском издательстве).
В 1982 году Волович создаёт офорты к 800-летию памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Книга Средне-Уральского издательства (1985) – не только плод работы художника (выполнил 16 иллюстраций), но и исследователей литературы, историков, лингвистов. Композиционный приём (полукруглая дуга в верхней части листа, которая может служить знаком церковного свода, небесного присутствия, объединительной силы) позволил художнику сохранить цельность перенасыщенного изображения, в котором выстраивается сложная полифония столкновения противоборствующих сил, выраженного сопряжением диагональных и текучих плоскостей, контрастами чёрного и белого, звучанием многослойных ритмов (острые углы, жёсткие перпендикуляры в взаимодействии с округлыми, мягкими фигурами и линиями). Низкая линия горизонта, тяжеловесный верх, где сконцентрирована основная масса персонажей, выплеск отдельных элементов за пределы дуги, доминирование тёмного начала с акцентными вспышками света задают иллюстрациям вселенский масштаб происходящего, утверждают бескомпромиссность борьбы добра и зла и предельной готовности к схватке за свои идеалы.
«Иллюстрации к трагедии Эсхила „Орестея" (1987) – итог осмысления Воловичем мировой литературной классики. Обращение к творению великого греческого драматурга позволяют наиболее обобщённо сказать о том, к чему ведут нравственное ослепление, разрушение естественных людских связей <...> обломки антиков помогли метонимическими средствами передать картину разрушающегося мира» [2, с. 13]. «Орестея» так и не была издана, но за эти офорты художник был отмечен Золотой медалью Российской академии художеств (2005).
Насквозь «книжный», художник Волович в 1988 году оказался не у дел: в стране вовсю шла перестройка, издательства, и без того уже выпускавшие всё больше эмигрантской и иной литературы, постепенно приходили в упадок. А после крушения СССР прежние отношения с книгами стали просто невозможными. Хотя художник много путешествовал с этюдником, мысль о новых изданиях не оставляла его. Собственно, об ансамблевом соединении вербального и визуального компонентов Волович задумывался ещё в 1960-е годы, когда его язык уже обрёл самостоятельность, а внутреннее наполнение требовало исхода. Именно тогда в художественном процессе страны наблюдалось «раскниживание книжной графики» (В. Н. Ляхов) и Волович обратился с письмом к А. А. Аниксту и М. А. Аниксту12, где были следующие строки: «…Одна из последних моих работ – большой цикл офортов, литографий, рисунков (более 60 листов) под общим названием «Средневековые мистерии». Она… существует пока как станковая, но её полный смысл был бы выявлен лишь в книге, для которой она как сверхзадача и была выполнена. В связи с этим мне представляется новый тип книги, в которой наряду с подлинными текстами из средневековой литературы существует параллельный зрительный ряд, выделенный и обособленный в книге как комментарий художника к событиям, происходящим в современном мире <…> Мне кажется, что иллюстрация сейчас переживает кризисный момент, и интересно было бы найти какие-то новые возможности остаться в книге, выразив более соответствующие времени взаимосвязи между литературной идеей и способами её пластической интерпретации» [7, с. 466–467].
Письмо тогда осталось без ответа, но мысль о синтезе текста и изображений, в совместном звучании дающих синергетический эффект, постепенно кристаллизовалась и находила определённые воплощения: с 1998 году, уже в иной экономической реальности, издательским домом «Автограф» был выпущен целый ряд альбомов, где присутствовали книжные иллюстрации Воловича, его станковые работы разными материалами, включая печатную графику, фотографии и тексты: собственно литературные произведения, размышления самого автора, отзывы писателей, поэтов, филологов, режиссёров, философов, искусствоведов и др.: «В. Волович. Графика» (2002) [2], «Чусовая. Таватуй. Волыны: Акварель. Рисунок. Темпера» (2006), «Средневековый роман» (2008), «Россия. Средняя Азия. Франция. Памир. Корея. Китай. Украина. Прибалтика. Израиль: темпера, акварель, рисунок» (2008) [9]; «В. Волович. 100 иллюстраций к произведениям классической художественной литературы» (2008) [3]; «Старый Екатеринбург: Акварель. Рисунок. Темпера» (2008) [10].
Именно в этих книгах постепенно проявилась некогда высказанная художником идея о сопряжении текстуального и визуального рядов. В четырёх последних альбомах («Мастерская» (2011) [6], «Парад-алле» (2011) [8], «Женщины и монстры» (2013) [4], «Корабль дураков» (2016) [5], также изданных «Автографом», соединились две самые большие страсти Воловича – литература и изобразительное искусство, служению которым он отдал всю жизнь. Здесь реализовались и другие важные интенции: художник хотел высказаться и от своего имени (утверждая, что «потеряна индивидуальность, а в искусстве именно это и является наиболее важным – авторская позиция, отношение к происходящему, личностные переживания, язык»), и от целого поколения, понимая свою ответственность перед единомышленниками, ушедшими художниками. Все они, по словам Воловича, «были преданы высшим идеалам – искусства, труда, справедливости, дружества, любви, которые ныне поглотила тотальная коммерциализация жизни».13