Мысля широкими категориями, автор в левой части диптиха, носящей соименное ему название, изображает мусульманскую мечеть с полумесяцем, отраженным дважды: на куполе – черным, предвещающим трагедию, и на небе – красно-зеленым, олицетворяющим божественное покровительство и возрождение. Создатель образа четко, внутри себя, выявляет конструкцию изображаемого, придавая форме одухотворенность и эмоциональную значимость. Через собственные размышления он подходит к рождению образа, становящегося постоянным источником переживания.
Драматически резко читается высвеченная из полумрака фигура Надиры, что во второй части диптиха звучит как сигнал: уберечь, защитить хрупкий мир! Хасанов философствует с кистью в руках, идя к глубоким умозаключениям через живописное освоение реальности при помощи уплотнения мазка, погашения цветовой гаммы и визуальной утяжеленности красочных масс.
На фоне входа в храм стоит, словно свеча, Надира... Контурные очертания фигуры, отличающиеся внутренней напряженностью, позволяют ощутить ее энергию чувств, тогда как ритм, организующий пространственную структуру, подчеркивает достоинство и внушительность образа. Художник насыщает краски ассоциативной сущностью, подчеркивающей поэтическую выразительность. Здесь ритмический строй становится основой логической конструкции, а цвет – способом передачи состояния, мироощущения… Главная героиня Надира, утрачивая индивидуальные приметы, обретает общезначимость образа-символа.
Подавляющая часть картин Хасанова, если их воспринимать как некие знаки, предполагает новый взгляд в интерпретации их тем, событий жизни. Именно эта смысловая неоднозначность лежит в основе произведения, посвященного Йозефу Бойсу – знаменитому немецкому художнику, одному из главных теоретиков постмодернизма.
Хасанов, следуя идее перформанса Й. Бойса под названием «Евразия» об утопическом единстве мира, делит пространство своей картины на две части – Запад и Восток. Верхняя – Восток, в виде геометризированной плоскости, повернутой углом вверх и срезанной вертикальными краями композиции, с характерными для него символами и надписью МANGKOL, нижняя – в виде огромного католического креста с отметкой WEST. Разобщение между Востоком и Западом можно понимать как противопоставление восточного человека-интуитивиста западнику-интеллектуалу или же, по словам самого Бойса, как Европу, разделенную на Восток и Запад. Противоборствуя разобщенности и желая объединить Восток и Запад в единое целое, художник скрепляет созданные им символы единым розовом фоном. Такая, на первый взгляд, абстрактная форма высказывания стала ответом Валерия Хасанова на перформанс Й. Бойса.
Транслируя практически все образы через цветовые гармонии или дисгармонии, художник и в картине «Для Шаде» не отступает от своего творческого кредо. В 2009 году, на который приходится один из пиков популярности самой певицы и ее музыкальной группы, в творчестве Хасанова рождается монументальная композиция «Для Шаде». Художник, разделяя поверхность холста на вертикальные знаковые сегменты, словно передает через цвет историю музыкальной карьеры знаменитой британской певицы, которая смогла заразить своим пением множество фанатов.
Транслировать смыслово эту композицию можно по-разному. Вероятно, каждый сегмент – это один из жизненно-творческих этапов, принесших певице головокружительный успех. Но, возможно, это стилистическое направление группы, которое сочетает в себе разные музыкальные жанры – соул, джаз, ритм-н-блюз, фанк-рок и софт-рок. Центральный сегмент с надписью SADE звучит как апофеоз популярности самой певицы, пришедшийся на 2009 год, которая, безупречно сочетая различные музыкальные жанры, прославилась своим уникальным стилем.
Яркая цветовая палитра с элементами восточного орнамента и сыплющимися звездами славы создана наложением друг на друга нескольких красочных слоев, просматривающихся частично, в том числе светящимся белым. Эта экспрессионистического характера живопись рождает необыкновенные гармонии и энергию, ассоциирующуюся с триумфальным шествием по миру популярной солистки рок-группы Шаде.
Еще одним важным направлением в наследии художника стала тема «Бубны». Первый лист с изображением бубна в творчестве Хасанова появился в конце 1980-х гг. Распознав свойства бубнов, несущих магический смысл символов об установлении ими связи между человеком и природой, о вхождении в резонанс со Вселенной и духами, Хасанов выполнил несколько серий «Бубны». Разрабатывая эту тему и графике, и в живописи, автор пытался донести глубинный смысл контактирования человека с природой, с миром. В конце 1980 – первой половине 1990-х гг. художник обращается к линогравюре и, отходя от ее традиционного начала, находит собственный язык высказывания. Его штрих начинает жить на поверхности листа. Условная натурность, светотень, застывшие движения, особый ритмический строй взаимоотношений. В них есть глубина пространства, некое предстояние и особое напряжение образов.
С середины 1990-х гг. Валерий Хасанов «проживает» каждую композицию, бесконечно открывая мир через малое. Путешествуя по разным местам – дальним районам Севера, Сибири и Приполярного Урала, Хакасии, – он вглядывается в натуру, которая предстает перед ним первозданным необжитым краем: горами, уходящими в небо, дремучим лесом, дикими зверями. Начинается поиск средств изображения «мифологической реальности» в новом пространстве.
Такова одна из серий «Бубны», выполненная Хасановым в 1995 году. Автор не уточняет географического места их происхождения, но сам строй, еще имеющий условное натурное начало, свидетельствует о пребывании художника в суровом крае.
Не единожды побывав на Севере, Хасанов проник в мышление самих жителей, визуализируя их образ существования знаками. В квадратную плоскость серо-охристого холста вписан соотносящийся с растянутой шкурой зверя круг, заполненный символами, объединенными трехчастной композицией: в центральной горизонтальной плоскости – зигзагообразная линия, напоминающая очертания чумов; в верхней плоскости – луна, в нижней – тропы и хвойные деревья, схематично обозначенные автором. В этих композициях Хасанов отражает собственный взгляд, в котором проявляется фольклорно-мифологический срез, обозначенный им на уровне сюжета, пластики, в ощущении пространства и ритмики.