Но теорию лучше оставить психологам и вернуться к Художникам. Художники тоже не всегда осознают, почему они возвращаются к тому или иному образу. Пришедший в воображение Художника образ пробивается изнутри, заставляет думать о себе снова и снова, с разных сторон рассматривать модификации и изменения этого образа, искать связи этого образа с событиями материального мира и актуальными тенденциями жизни социума.
Художник не отдельное явление этого мира, он связан общими корнями со своим Родом, с сообществами, в которых он проявляется, с народом, к которому принадлежит. А народ за века существования тоже накопил свою «библиотеку» архетипов, которые много раз проявлены в орнаментах, украшениях предметов быта и в оформлении сакральных «предметов силы». С этими образами-архетипами мы знакомимся начиная с самого рождения: слушаем первые сказки и колыбельные песни, рассматриваем семейные архивы, пользуемся сохраненными в семье несколькими поколениями предков орнаментированными вещами, посещаем музеи, читаем книги... Народные образы в любой культуре – это известные нам образы Солнца, дающего жизнь, оберегающей Матери-Земли, справедливого непредсказуемого Отца-Неба, сурового Судьи-Громовержца, хранителя традиций в образе Старца-Сказителя, сказочных птиц-посредников между Землей и Небом, Коней как символа мощи стихий, Медведя, Волка и других тотемических животных – хранителей рода, персонажа трикстера и пр.
Архетип как всеобщая, несколько абстрактная идея в каждой народной культуре принимает свой конкретный облик и становится образом, характерным для этого народа. Например, хранитель традиций в славянской культуре – это Волхв, сказочник Боян, а в культуре сибирских малых народов финно-угорской или самодийской группы – Шаман. Волхв у славян обычно глубоко положительный символ, жрец-хранитель традиций и мудрости, а Шаман может быть как белым, так и черным. Шаман является посредником между мирами — Верхним миром Богов, Средним миром живущих ныне людей и Нижним миром, в котором обитают духи и предки.
Главный женский образ в славянской культуре – Мать-Земля, Макошь, в культуре ханты и манси – Золотая Баба, Калтащ-Ими, у народов, живущих на Алтае, – Умай. Алтайские легенды рассказывают о том, что Умай как носительница женских мирных сохраняющих энергий ушла из физического мира в мир духовный, нарушив равновесие между «мужскими» полярными энергиями, оттого в мире идут постоянные войны.
Известные трикстеры в славянской культуре – Скоморох, Лиса, Ворон, в нордических сагах – Локи.
У всех народов евразийского континента главные тотемические животные-помощники и хранители – это Медведь и Волк. Медведь – одинокий персонаж, относящийся ко всем трем мирам – Верхнему, Нижнему и Среднему. Волк – символ семейной верности, храбрости, самостоятельности, независимости.
Вода, Огонь и природные стихии обязательно отражаются во всех культурах в образе злых или добрых божеств или духов, с которыми положено договориться о «сотрудничестве» и помощи.
Небо часто представляется как фигура Отца, сурового, справедливого и неумолимого. Земля чаще всего – это материнский образ. Они очень часто противопоставляются друг другу.
Солнце во всех евразийских культурах – это источник и податель жизни. Луна – это некий антагонист Солнца, его младший брат (сестра), друг-враг или жена, но всегда персонаж, противопоставляемый Солнцу как символ иной полярности.
Интересна ситуация с птицами как символами. На севере Евразии повсеместно живет Ворон. И если в славянской культуре Ворон – это амбивалентный символ, трикстер и посредник между явью и навью, то в культуре ненцев, ханты и манси Ворон – однозначно положительный символ, птица, приносящая весну на Север. В культурах народов, живущих на Дальнем Востоке, Ворон Кутх – создатель Земли и прародитель человечества, что не мешает ему оставаться трикстером.
Славянские легендарные птицы, обитательницы Ирия, – Сирин, Алконост, Гамаюн. Это птицы-вестники, птицы-посредники между мирами – Землей как местом обитания людей и Небесным миром Ирием, местом обитания Богов.
Птицей, перешедшей из мифа в сказку, стала Жар-птица, персонаж поэмы П. Ершова «Конек-Горбунок». Жар-птица – символ земных благ, передаваемых Богами людям, своими делами заслужившим получение таких благ.
Во многих культурах евразийского континента большую роль играет Утка-Гагара, представитель всех трех миров, добывшая Землю со дна Мирового океана, сотворившая твердь, на которой и обитают люди.
Один из самых загадочных образов многих культур – Кот или Кошка. Независимое животное, которое вроде бы живет с человеком, но не зависит от него. В славянской культуре это Кот Баюн, загадочный персонаж, охраняющий доступ к сакральным знаниям. Из мифа в сказку он перешел как Кот ученый, который «все ходит по цепи кругом». В культуре ненцев и финно-угорских народов Небесная Кошка – персонаж, принесший людям необходимые для жизни знания и умения.
Мировое древо – это канал связи между мирами, стержень, на который слоями нанизаны все миры. Древо соединяет между собой миры, прорастая сквозь них, питая и сохраняя.
Всех людей, независимо от принадлежности к какому-либо народу, всегда волнует, что там есть, за гранью жизни и смерти, поэтому в каждой культуре есть образы посредников между миром мертвых и миром живых. Обычно это образ старого человека, живущего на границе двух миров. Чаще всего это женский образ. В славянской культуре – это Баба Яга, на Таймыре – Нга, в инуитской культуре – Седна, дочь морского царя. В культурах сибирских народов часто эту функцию несет образ Шамана, который также имеет доступ ко всем мирам и может менять по воле Богов свою гендерную принадлежность.
Все эти архетипические сюжеты на уровне народных культур живут в особом пространстве, знакомом нам как миф. Переходя в другую форму, адаптированную для детского восприятия, – сказку, Образы несколько упрощаются, становятся понятнее, однозначнее, четче разделяются для более легкого усвоения на полярные категории: хорошее – плохое, добро – зло, тьма – свет.
Насколько глубоко каждый человек может погрузиться на уровни символического восприятия мира, осознать явления мира как нечто единое, как большую космическую игру, это зависит только от степени развития человека.
Попытаемся проиллюстрировать проявление архетипов, конвертированных в образы народной культуры, на примере творческих работ трех художников, мастеров косторезного искусства: Минсалима Тимергазеева (Тобольск), Сергея Лугинина (Салехард), И. Вишняковой (Екатеринбург).