Такие коллаборации уличных художников повлияли на профессиональный рост и преемственность в среде. Со временем граффити-художники осваивают пространства заброшенных заводов, городские стены на окраинах и в центре. Появляется и исчезает большое количество композиций, тегов и трафаретов.
В 2012 году открылась «Аллея Гоголя» – активистский проект, который включал не только создание росписей, но и субботники по очистке территории. Инициатором проекта было сообщество «Странные люди, которые хотят видеть свой город чистым» (Владимир Мельников, Сергей Парфенов, Мария Аникина и др.). Томские и новосибирские художники работали над образами Николая Гоголя и его литературных персонажей. Боковой фасад полуразрушенного здания и забор из бетонных плит превратился в галерею с тематическими граффити, просуществовавшую до 2017 года. Работа Галины Липинской (Березкиной) «Утоплен - ница» отличалась использованием приемов станковой графики на уличной стене. Примером stencil-art был «Вий» Владимира Липинского, позже его многоцветные трафареты появлялись в городе. Одну из масштабных работ «Пацюк» выполнили граффитисты первого поколения Dan и Scout.
Олег Шубин, работающий под псевдонимом Scout, – один из первых томских граффити-художников, пришел к уличному искусству через хип-хоп и в 1998 году обратился к росписи стен. Работая в граффити-команде ORST (2007–2012), участвуя в фестивалях и учась на архитектурном факультете, он формировался как художник. Первые уличные работы включали в себя как шрифтовые композиции, так и фотореалистические изображения. К 2008 году цветовые и пространственные эксперименты с шрифтовыми композициями воплотились в стиль wildstyle. Трудночитаемые надписи приобрели объем. Сегодня композиции, состоящие из сложнопереплетенных объемных букв, узнаваемы в городской среде. С того момента, как художником был найден свой стиль, усложнялась композиция, светотеневая моделировка, а цветовые отношения становились все более сложными. Совершенствуя технические навыки, Scout придает все больше значения фону и размещению граффити в пространстве. Сочетание в одной композиции шрифтовых и реалистических изображений художник объясняет модной тенденцией заменять в псевдониме букву «О» персонажами.
С 2009 года Олег начинает работать на холстах. Идея переносить приемы уличного искусства в станковые вещи связана со сложностью работы в городе в зимний период. Таким образом, он стал одним из немногих представителей постграффити. Его работы, созданные на стыке граффити и живописи, являются органичным продолжением уличных практик и неоднократно демонстрировались на выставках. Работая преимущественно баллонами, в качестве дополнения он использует трафареты и валики. Во многом Scout повлиял на все последующие поколения граффити-художников. Большинство из созданных произведений не сохранились: «Надо быть готовым к тому, что твою работу закрасят, и делать хотя бы на одну работу больше, чем закрасили» [3].
Виталий Ивлев (Wind) до того, как присоединиться в 2008 к граффити-команде ORST, работал самостоятельно, наблюдая за деятельностью более опытных художников. Параллельно с уличной практикой Wind занимался цифровой иллюстрацией, ради профессионального роста в которой он оставил граффити. Активно работал в начале 2010-х годов. Главным героем городского пространства на долгие годы стал придуманный Виталием в 2011 году чертик – ироничный персонаж, который появлялся в разных местах города. Из более чем ста быстрых и легких скетчей, созданных с помощью баллонов, сохранилось лишь несколько. Один из таких находится на брандмауэрной стене, зашитой красным железом. Удачно вписанный в среду персонаж, вызывавший негодование десять лет назад, сегодня стал частью «распределенного музея» [5, с. 71] и уже более десяти лет выглядывает из-за крыши. Все больше совершенствуясь в цифровой иллюстрации и графике, после долгого перерыва Виталий Ивлев в качестве хобби вернулся к граффити. В работах, сделанных в 2020 году во двориках баров и кофеен, – сюжетно и композиционно продуманные монументальные иллюстрации, в персонажах которых угадываются черты знаменитого чертика.
Илья Маломощенко, работающий под псевдонимом Wince, начинал, как и большинство уличных художников, с бомбинга, теггинга и абстрактных композиций. К 2014 году он переходит к более сложным, динамичным композициям, вписывая их в пространство заброшенных заводов. Постепенно, к 2018 году, образ человека начинает занимать центральное место в росписях. Сегодня уличную живопись Ильи легко узнать на любой городской стене. Его манеру работать с поверхностью отличает синтез монументальных и станковых приемов: здесь и многослойность, и детальность, больше свойственная графике; и излюбленные живописцами потёки краски, которые получаются благодаря использованию приемов roll up. В росписях он запечатлевает образы деревянной архитектуры Томска или портреты на многоплановом декоративном фоне, который использует для раскрытия истории персонажа. Благодаря «выходу на стену» и вольной трактовке сюжетов, связанных с коренными народами Сибири, Илья пришел к формированию собственного стиля, который продолжает оттачивать, участвуя в крупных российских фестивалях, таких как «Mesto» (Нижний Новгород).
Граффити-художники не ставят перед собой задачу сделать политическое или другое высказывание: их задача – заполнение пустых стен искусством и способ коммуникации друг с другом и с городом.