благополучия. Романтический образ человека в схватке с природной стихией в освоении огромного природного пространства рождал новый пластический язык. Графика здесь была наиболее органичной: рисующая изящный силуэт тонкая линия и почти монохромное пятно цвета; свободный, иногда обостренно-четкий ритм редких березок и фигур, прозрачные дали и распахнутая бездонная высота неба, клубящиеся над степью дождевые тучи и облака. Это острое чувство современности, ее лаконичной строгой стилистики и жизнь вечной природы, среди которой так хрупок и беззащитен человек, соединились в лирическую тему, лаконично и одновременно изысканно претворенную художником.
На творчество М. И. Ткачева обратили внимание публика, художники и музеи. Целинные серии следовали одна за другой: «На целинных землях», 1954–1957; «На целинных землях Южного Урала», 1958–1961; «Будни целинного совхоза имени А. М. Горького», 1962–1964; «На целинных землях», 1965–1970 [22, c. 152–156].
Отдельные листы о целине, созданные в 1960–1970-е годы в техниках акварели и монотипий, достигают безукоризненного образного лаконизма и обобщения, точности пластического языка. Именно монотипии из целинных серий поставили Михаила Ткачева в ряд известных современных графиков второй половины ХХ века [2, c. 17–18]. Среди листов его серий – очень известные, показанные на центральных выставках, в свое время часто репродуцируемые, такие как «Повариха» (1968), «Новые дороги» (1964), «Маляры» (1962), «С работы. Смена» (1963), «Грачиная песня» (1970), «Лето» (1969), «Агрономы» (1969), «Весна» (1970) и др. Именно из целинных серий графические листы М. И. Ткачева были отобраны в крупнейшие сокровищницы отечественного искусства – в собрание Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи. В публикациях о современной графике в журналах и газетных статьях творчеству М. И. Ткачева отводится достойное место.
Художник много работает, постоянно совершенствуется. Тонкий артистизм его творческой натуры привел его к глубокому переживанию творчества М. А. Врубеля, К. А. Коровина, В. А. Серова. Работая на Челюскинской даче, он любил бывать в Абрамцево, дотошно и внимательно всматривался в произведения своих кумиров в Третьяковке.
Искусство все больше принимало его в свои объятия. После целины Михаил Иванович Ткачев полюбил работал в циклах– сериях. Одна из любимых его серий была посвящена Челябинску – городу, в котором в его жизни и творчестве произошло столько замечательных событий, с которым были связаны его ощущения. Челябинск Ткачева – это монументальные здания центра города, напоминающие громады зданий старых классических городов, это хрупкие фигурки лыжников на мосту через реку Миасс на фоне Дворца спорта, зигзагообразное русло реки и расцветшие ранние кусты цвета магнолий с огромным диском солнца, висящего над зыбким закатным пространством…
Художника влечет красота южных широт: тропики Сочи, кубистическая белизна построек Гурзуфа и Бахчисарая – чеховских и коровинских мест любимого художником периода в искусстве – модерна и Серебряного века. И прекрасно, что все пережитое и испытанное художником Михаилом Ткачевым на войне не ожесточило его душу и не испепелило в ней любовь к искусству и творчеству.
В зрелые годы М. И. Ткачев любил браться за новое, экспериментировать. Его серия «Магнитка» (1973) была для художника-лирика «крепким орешком». Автор считал, что серия с ее колоритом расплавленного металла не очень-то ему удалась. Но и в этой производственной теме лирическое видение художника нашло применение: хороши индустриальные листы с холодным колоритом и тончайшими нюансами отношений («На путях», «Склад привозной руды», «Стальные артерии завода»), где есть место монументальности, или лист «Невеста», «Заводской пруд» (собрание Челябинского государственного музея изобразительных искусств), где острое чувство современности и личного переживания выражено в контрастных образах и композиционных решениях.
Творчество художника-фронтовика М. И. Ткачева не однолинейно. Оставаясь в глубине души лириком, он глубоко переживал несовершенство окружающей жизни. На этих контрастах красоты формы и безобразия нравственного убожества он строил свои сатирические серии – большого формата листы на сюжеты современной жизни.
Особое место принадлежит серии дружеских шаржей (1949–1980) на своих товарищей художников: остроумно, хлестко и совершенно художественно (при жизни серия была подарена в собрание Челябинской областной картинной галереи, ныне Челябинского государственного музея изобразительных искусств).
Одна из самых протяженных по времени и последних серий М. И. Ткачева – «Березы России». В этой серии натура художника, его душа, его изысканность и чуткость, его любовь к родной природе нашли свое тончайшее и искреннее выражение. Его мир – это продолжение в ХХ веке мира настроений его любимых писателей И. А. Бунина и А. П. Чехова, его любимых русских пейзажистов И. И. Левитана, В. А. Серова, К. А. Коровина.
Истинный художник, подобно древу жизни и познания, несет в себе память о земле, его взрастившей, давшей ему силы перенести испытания самые тяжкие и выйти из них неразрушенным, готовым к творческому созиданию. И сегодня, в наступившие иные времена благодарный Челябинск все также и по-новому одухотворен искусством М. И. Ткачева, этого прекрасного художника и человека.
Удивительно совпали в пространстве и времени на Южном Урале в послевоенное время два столь несхожих друг с другом, а в чем-то очень близких духом художника – Михаил Ткачев и Акоп Григорян. Они не были друзьями, контрастировали внешне: славянин, сероглазый уралец невысокого роста, внимательный и немногословный, сдержанный в жестах Ткачев, в облике и образе поведения которого остро ощущалась тончайшая связь с русской культурой рубежа ХIX–ХХ веков, и Григорян – высокий смуглый брюнет с горячими темными глазами, умеющий внутренне пристально смотреть и внимательно слушать, армянин, кавказский горец, в образе которого угадывалась судьба и история его родины – Армении, с её библейским символом горой Арарат (оказавшейся на территории Турции), тесно связанной своими корнями с древними цивилизациями Передней и Малой Азии: Вавилоном, Ассирией, Ираном – котлом культур равнинных и горных народов, с библейской историей и высокой культурой христианской Византии [25, 26, 27]. В зрелые годы эта корневая генетическая сущность личности Григоряна выразилась в сложившемся мировоззрении в духе историзма и в эстетических основах его творчества, формировавшихся в русле армянской духовно-живописной традиции, русской иконописи и живописи нового времени и европейской живописи XVII – начала ХХ веков, почерпнутой из созерцания подлинников музейных коллекций Государственной картинной галереи Армении и Государственного Эрмитажа в годы учебы в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
После окончания Ереванского художественного училища в 1940 г. Григорян был направлен служить в армию на Северный флот и там, на Крайнем Севере, принял участие в начавшейся вскоре Великой Отечественной войне. Военные сражения в экстремальном климате Севера – не для слабых. Дух сына юга прошел крепкую закалку. Бесконечность холодных пустынных морей Северного Ледовитого океана, вражеская угроза со стороны Норвегии и боевые действия по ее отражению, критическое противостояние жизни и смерти обострили философское понимание бытия молодым художником, выстоявшееся позже, в последний период его жизни. Несколько набросков углем на серой бумаге с изображением сцен военных будней и живописные этюды (собрание Челябинского государственного музея изобразительных искусств) – немногое, что было создано и сохранилось в творческом наследии художника. Война крепко врезалась в сознание и эмоционально-чувственный мир художника. Он ярко передавал в своих рассказах увиденное и пережитое [30].